The news is by your side.

Знать, чтобы наставлять

В медресе изучают не только Куран

Медресе при мечети Һибатулла Тарази входит в тройку лучших по стране. В учебном заведении слушателей учат проповедовать и просвещать жителей в религиозных вопросах. Для всестороннего развития обучают здесь и другим наукам. 

Медресе действует с 2012 года. Сейчас здесь бесплатно получают образование 55 молодых людей, в том числе из Актобе, Актау, Кызылорды, Алматы, Шымкента и Жамбылской области. Они живут в общежитии при медресе. Принимают на учебу юношей после окончания 11-го класса. А вообще сюда могут поступить желающие в возрасте от 18 до 30 лет. Учебный процесс рассчитан на два года десять месяцев.

— Первый аят Курана, ниспосланного пророку Мухаммеду, гласит: «Читай!» В Священной книге также говорится: «Спросите у людей знающих, если вы не знаете», «Неужели равны знающие и невежды?» Ислам призывает к постоянному поиску знаний, воспитывает в духе уважения к грамотным и образованным, — говорит заместитель директора медресе Һибатулла Тарази теолог Нуралы Бакытулы.

Сам он получил высшее образование в Египетском университете аль-Азхар. Сегодня же, по его мнению, в нашей стране есть все условия для получения полноценного теологического образования.

— При поступлении в медресе специальная комиссия из представителей Духовного управления мусульман Казахстана проводит собеседование с теми, кто подал документы. Важно понять, какие намерения у соискателей, каковы их представления об истинном исламе. На моей практике было, что даже представители деструктивных течений, признав свою идеологию неверной, приходили в медресе учиться, — рассказывает Н. Бакытулы.

С сертификатом об окончании мед-ресе молодые люди могут стать имамами в мечетях либо исламоведами в управлении по делам религий. Можно продолжить образование, поступив в университет «Нур-Мубарак». Кстати, отличников медресе зачисляют сразу на второй курс этого вуза.

Учебная программа включает изучение Курана, хадисов, арабского языка, акиды (вероубеждения), фикха (вопросов поклонения), связи религий с народными традициями. Н. Бакытулы преподает дисциплины «Акида» и «Хадис». Арабский язык помогает осваивать учитель из Египта, который работает по контракту. На днях он уехал в свою страну, в декабре ждут ему замену.

Выделены учебные часы и для общеобразовательных предметов: казахский язык, казахская литература, право, психология, история.

— Знать Куран, хадисы и вести проповедь — этих навыков для имамов недостаточно. Они должны получить и светское образование и быть разносторонне развитыми,- говорит Н. Бакытулы.

Чтобы просвещать прихожан, у будущих имамов должен быть иммунитет к радикальной идео-логии. На занятиях они разбирают, в чем различия и каковы признаки течений псевдосалафизма: суруритов, такфиритов и мадхалитов.

— Псевдосалафиты яро отрицают народные традиции и обычаи, считая, что они противоречат шариату. Имамы, ссылаясь на священную книгу Куран, должны рассеять эти заблуждения. Приведу несколько примеров. По ложным интерпретациям Священной книги, поклон невестки родственникам мужа — это ширк (недозволенное). Но ведь когда на свет появился первый пророк Адам, Всевышний велел ангелам поклониться ему. Хотя Адам не Бог, ангелы поклонились ему в знак уважения. Келин точно так же с почтением относится к родственникам мужа. Не признают псевдосалафиты и обряд раздачи семи лепешек. А между тем в хадисах приводятся следующие слова пророка Мухаммеда: если мужчина заработал деньги и купил продукты, а жена приготовила еду и раздала бедным, то и ее, и его ждет вознаграждение, — объясняет теолог.

Полученные знания молодые люди применяют на практике. Летом их отправляют в отдаленные села, где на один месяц они исполняют роль имама и готовятся к будущей миссии. Бакытжан Сембаев практику прошел в селе Актогай Сарысуского района и в родном ауле Гани Муратбаева в Казалинском районе Кызылординской области. Говорит, работа в сельской мечети помогла ему понять, что он выбрал правильную стезю.

— Изначально в моих планах не было поступать в медресе. Учился в колледже в Кызылорде по рабочей специальности. Мы с друзьями начали интересоваться религией. Информацию брали из разных источников. Вскоре стал замечать, что мои друзья спорят с имамом и во многом с ним не согласны. Поиск истины и привел меня в медресе. Выбрал именно Һибатулла Тарази не столько из-за близости к Кызылорде, сколько из-за хороших отзывов. Полученные знания хочу дальше усовершенствовать и делиться ими, — говорит молодой человек.

В медресе могут учиться только парни. Но для девочек работают подготовительные курсы. Женщины-преподаватели набрали в свою группу уже более 40 учениц. Главное условие — совершеннолетие и разрешение родителей.

Еще одни курсы открыты для учеников школ. Летом, опять же с разрешения родителей, они посещают медресе и учатся основам ислама.

— Чтобы не попасть под влияние радикально настроенных людей, дети с малых лет должны научиться отделять зерна от плевел. Ни одна лекция не проходит без напоминания о национальных ценностях, — говорит Нуралы Бакытулы.

Два раза в год подготовительные курсы проходят и для активных людей из числа прихожан, которые намерены стать имамами. Таким образом, решается и проблема с нехваткой священнослужителей в мечетях области.

— В селах имамы в основном преклонного возраста. Они не готовят себе преемников. На курсах мы обучаем желающих основным обязанностям имама. Пройдя аттестацию, они затем два месяца обучаются в исламском институте повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман в Алматы, — говорит Н. Бакытулы.

Диана КАЛМАНБАЕВА

Комментарии закрыты.