The news is by your side.

Знать, понимать, верить. Неспроста радикалы отрицают мазхабы в исламе

Неспроста радикалы отрицают мазхабы в исламе

Исторически на территории Казахстана распространен ханафитский мазхаб, что связано с образом жизни наших предков. Он органично вписался в наши традиции, поскольку не отрицает их. Это самая толерантная правовая школа в исламе.

Нужно сказать, что мазхаб — это исламский термин, означающий доктрину, толкование или школу. В настоящее время среди суннитов (а их в Казахстане, да и во всем исламском мире, большинство) распространены четыре канонические школы: ханафитский, маликитский, шафиштский и ханбалитский мазхабы.

В основе каждого из них лежит Сунна пророка Мухаммеда, в которой, если говорить современным языком, содержатся ответы на вопросы и принципы регулирования религиозных прав. Как рассказал теолог центра консультации, адаптации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы Бауыржан Ахметов, ханафитский мазхаб, как одна из четырех школ, отличается от остальных тем, что его основа была заложена в Месопотамии, где, как мы знаем из курса школьной истории, довольно рано наступили прогресс и процветание. А идейный создатель ханафитского учения был ближе всего к цепочке, ведущей к пророку Мухаммеду.

— Салафиты и представители других деструктивных религиозных течений чаще всего утверждают, что нельзя держаться за какой-то определенный мазхаб, отрицать какой-то из них они не могут, поскольку делая это, они отрицают Сунну пророка в принципе, — поясняет Бауыржан Ахметов. — В основе вероучения салафитов лежит ханбалитский мазхаб.

Игнорирование четырех мазхабов или идея «не придерживаться ни одного из них» приводит к разрозненности даже внутри самих течений.

Между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. В основном они касаются второго по важности источника исламского права — хадисов пророка Мухаммеда. Дело в том, что представители радикальных религиозных течений призывают трактовать их буквально, порой вырывая из контекста нужные им фразы и искажая при этом исторически заложенный в них смысл. Это в корне неправильно, но именно такая практика подходит для привлечения широких масс религиозно безграмотных людей, которые никогда не изучали, даже не читали тексты Корана, Сунны и хадисов.

— В ханафитском мазхабе по поводу любого действия задаются очень много вопросов: как, почему, для чего, что можно сделать, — говорит Бауыржан Ахметов. — Это и есть рацио­нальное мышление и здравый подход. У салафитов же мышление узкое, они придерживаются правила не углубляться в историю религии, философию.

Игнорируя мазхабы, лидеры деструктивных течений как бы оставляют себе лазейки, чтобы при удобном случае использовать знание того или иного мазхаба, манипулировать сознанием. Деструктивные религиозные течения, для которых все разделено только на «харам» и «халал», не принимают принципы ханафитского мазхаба, не используют их.

— К нам часто за консультацией обращаются люди, которые запутались, потому что не имеют даже основы религиозных знаний, — поясняет Бауыржан Ахметов. — Приходил человек, которого убедили, что ханафитский мазхаб — слишком лояльная, не всегда правильная школа, не все хадисы в ней трактуются правильно. Только после долгих бесед с нашими теологами мужчина понял, что заблуждался и поддался неверным убеждениям.

Между тем из ханбалитской школы представители деструктивных течений взяли только то, что наиболее выгодно для них — отрицание любых нововведений в области вероучения и права. Хотя очевидно, что в современном стремительно меняющемся мире это просто невозможно.

Ханафитский мазхаб не нравится им именно в силу своей терпимости и того, что эта школа действительно требует наличия критического мышления. Гораздо проще вербовать и работать с теми, кто не задает лишних вопросов. Именно поэтому нужно быть крайне осторожным, когда кто-то начинает говорить вам о недостатках любой из школ, о том, что хадисы пророка Мухаммеда нужно понимать буквально. Это вполне может означать, что вас вербуют в деструктивную религиозную организацию. За ответами на вопросы, касающиеся четырех мазхабов, лучше обращаться к официальным источникам.

Подготовила
Гульжан ХАЛМУХАМЕД

Комментарии закрыты.