The news is by your side.

Золотая колыбель. Как сделать жизнь сельчан лучше и богаче

Как сделать жизнь сельчан лучше и богаче

Сразу после вступления в должность Президента Республики Казахстан после выборов 20 ноября 2022 года Касым-Жомарт Токаев подписал первый Указ — «О Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023-2027 годы», которым Правительству поручено до 31 марта 2023 года утвердить данный документ.

Уже в январе текущего года Министер­ство национальной экономики РК разработало проект Концепции развития сельских территорий. Ее цель — создание условий для повышения качества жизни сельского населения и его благосостояния через раскрытие социально-экономического потенциала сельских территорий, улучшение социальной и инженерной инфраструктуры и качества оказываемых ими услуг, экологической безопасности жизни на селе.

Для достижения целей разработчики концепции предлагают несколько подходов. Первое — это институциональное обеспечение развития сельских территорий (распределение полномочий между уровнями исполнительной власти, вовлечение органов местного самоуправления, совершенствование механизма финансирования сельских территорий (фискальная децентрализация). В частности, план развития сельского населенного пункта будет разрабатываться акимом сельского округа с привлечением местного сообщества.

Во-вторых, предусмотрено сокращение диспропорций в предоставлении базовых услуг за счет интенсивного развития социальной и инженерно-технической инфраструктуры. В соответствии с данным подходом будет продолжена реализация модели «люди к инфраструктуре», охватывающей жилищно-коммунальную сферу, функционирование объектов здравоохранения, образования, социально-культурного назначения, доступность услуг современных средств связи (Интернет, мобильная, сотовая связь, цифровое телевидение и другое).

Для обеспечения сельского населения доступным жильем и стимулирования его строительства будет установлен порядок субсидирования затрат работодателей, построивших своим работникам жилища в сельских населенных пунктах.

В-третьих, разработчики включили в Концепцию развития сельских территорий идею повышения уровня доходов сельского населения путем развития агропромышленного производства, стимулирования развития предпринимательства, крестьянских и личных подсобных хозяйств, а также сельскохозяйственной кооперации.

«Проблемными вопросами села являются нехватка объектов культуры, потребность в капитальном ремонте зданий объектов культуры и неукомплектованность материально-технической базы.

Состояние и развитие спорта напрямую зависят от наличия необходимой спортивной инфраструктуры. Несмотря на рост количества спортивных сооружений, имеется потребность в строительстве новых объектов, особенно в сельской местности», — отмечается во вступительной части документа.

Также подчеркивается, что, несмотря на реализацию мер по благоустройству сельских населенных пунктов, по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с качеством питьевой воды и водоснабжением. В свою очередь низкое качество местных дорог ведет к слабой связанности сельских территорий и препятствует их экономическому развитию.

Как отмечают разработчики документа, реализация концепции позволит осуществить эффективное распределение полномочий между уровнями исполнительной власти, вовлечение органов местного самоуправления, бизнеса и развитие гражданских инициатив позволят реализовать демографический, экономический и социальный потенциал сельских территорий.

Насколько полно учтены в концепции все проблемы сельчан, мы попросили рассказать доктора экономических наук, заведующую отделом сельских территорий Казахского научно-исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий Шолпан Акимбекову.

— Шолпан Уйсимбековна, как Вы думаете, Концепция развития сельских территорий позволит кардинально изменить отношение к селу?

— Я думаю, что каждая программа, направленная на улучшение жизни сельчан, изначально предполагает самые положительные изменения. Другой вопрос, насколько эффективные меры при этом принимаются. Взять, к примеру, самую первую Государственную программу социально-экономического развития «Ауыл» на 1991-1995 годы и на перспективу до 2000 года. В ее рамках впервые проведено масштабное социологическое исследование сельских районов, причисленных, согласно типологии, к разряду депрессивных в силу неблагоприятных природных и социально-экономических факторов. При техническом содействии ПРООН апробированы методология и критерии классификации всех сельских районов страны (сильные, средние, слабые). Выявлены реальные масштабы переселения из слабых, депрессивных районов на основе сопоставлений миграционных установок. По результатам проведенного мониторинга упразднено около 300 неперспективных сельских малонаселенных пунктов. Затем появлялись и другие проекты.

Реализация действующих в настоящее время программных документов, касающихся социально-экономического развития села, несомненно, актуальны. В частности, Госпрограммой развития регионов определены основные приоритетные направления и целевые индикаторы развития сельских территорий. Спецпроект «Ауыл — ел бесігі» ориентирован на развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, в рамках Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» предусматривалось создание новых сфер приложения труда и рабочих мест за счет развития предпринимательства в сельской местности. Одной из основных задач Национального проекта по развитию АПК определено стабильное повышение доходов одного миллиона сельских жителей, а также обеспечение работой в сельском хозяйстве до 500 тысяч человек. Приоритетность решения данных проблем подтверждается сложившимися тенденциями развития села: продолжающаяся миграция трудоспособной молодежи из села в город, рост безработицы, снижение показателей занятости и доходности сельских жителей.

В условиях адаптации социальной политики под новые реалии с учетом вызовов пандемии и накопившихся проблем разработка Концепции развития сельских территорий очень своевременна. Процесс урбанизации является мировой тенденцией, но он должен идти не только в направлении крупных городов, но и концентрировать сельское население в перспективных точках роста в сельских территориях.

— Сколько сельских населенных пунк­тов сегодня насчитывается в стране?

— В настоящее время поселенческий потенциал представляет более 6,3 тысячи сельских населенных пунктов. Согласно последним данным, наблюдается процесс укрупнения сел преимущественно за счет ликвидации мелких сел численностью жителей от 50 до 200 человек. По оценке Министерства экономики РК, в 3500 селах имеется необходимый потенциал для создания комфортной среды проживания более 85 процентов населения сельских территорий, из которых 1150 опорные и 2327 спутниковые, включая 200 приграничных сел, имеющих развитую социально-производственную инфраструктуру.

Концептуально верно, когда создаются крупные населенные пункты в сельской местности — опорные села или села-спутники, где предусмотрено строительство перерабатывающих предприятий, распространение программы доступного жилья, реализация программы «С дипломом — в село!» и так далее. В таких населенных пунктах есть возможность для эффективного решения проблем образования, медобслуживания, культурно-досуговых организаций и трудоустройства сельских жителей.

— А как быть с небольшими аулами, которые находятся в отдалении от райцентров?

— Вот именно на них и обратили внимание разработчики концепции. В Северо-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской областях есть малочисленные села (от одной до двух тысяч человек), имеющие развитую социальную и инженерную инфраструктуру. Допустим, поселок с полутора тысячами жителей имеет какое-то агрообразующее предприятие, которое трудоустраивает местных жителей, а также поддерживает социальную и инженерную инфраструктуру села. Как правило, в таких селах сохранились инфраструктурные объекты — хорошая школа, врачебная амбулатория, клуб, дороги. Существует множество примеров социально ответственного и активного бизнеса, который вкладывает достаточные средства в развитие села. Динамика роста населения в таких хозяйствах положительная. Такие примеры мы должны поддерживать на всей территории страны.

В целях стимулирования экономически перспективных сел, создания наиболее благоприятных для жизнедеятельности населения условий, роста экономической активности трудовых ресурсов села нашим институтом были разработаны рекомендации по созданию агрогородков — нового типа сельской поселенческой сети с развитой производственной и социальной инфраструктурой для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению, роста потенциала сельских территорий через интегрирование программ сельского развития. Так в свое время сделали в Беларуси. Однако этот опыт формирования агрогородков в Казахстане не получил должного развития.

— Почему, на Ваш взгляд, не принесли ожидаемого результата предыдущие программы развития села?

— Я бы не оценивала результаты реализации завершенных программ столь категорично. В селах сегодня построены медпункты, сельские клубы, отремонтированы дороги, водопроводы, электросети, люди обеспечены природным газом. Все это — результат этих госпрограмм.

Большие надежды связаны с реализацией проекта «Ауыл — ел бесігі», нацеленного на модернизацию социально-экономической инфраструктуры села, его целевые индикаторы: к 2030 году обеспечить не менее 80 процентов сельского населения современными стандартами качества проживания на селе, рост объемов продукции товаров и услуг не менее, чем в два с половиной раза.

Реализация программ развития казахстанского села свидетельствует о том, что данный процесс развивался постепенно по мере выполнения каждого из рассмотренных проектов. В то же время выбор направлений развития сельских территорий необходимо осуществлять на основе потребностей производства и прогноз­ных ресурсов, спросовых и инфраструктурных ограничений, инновационной деятельности. Только объединение усилий государства, местных органов управления, науки и бизнеса способно вывести сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития. В этих условиях реализация вышеуказанных системных мер по ревитализации села позволит сформировать центры экономического роста и создать благоприятные условия для жизни сельского населения страны.

— Сегодня можно услышать и такое мнение: «В реализацию программ по развитию села вложены немалые бюджетные средства, которые оседают в чужих карманах. И если не принять конкретных мер, то дальше так и будет продолжаться». Вы согласны с такими высказываниями?

— Нет, не согласна. В последние годы концептуально изменился подход к инвестиционной поддержке сельских территорий. Методика финансирования устанавливает алгоритм действий местных исполнительных органов совместно с акиматами районов по определению приоритетных направлений сельского населенного пункта. Если раньше финансирование спускалось сверху без учета потребностей самого села, то теперь жители населенных пунктов решают сами, что именно в данный момент для них в приоритете.

Однако не следует забывать, что стабильная занятость остается основным условием роста доходов сельского населения. Диверсификация аграрной занятости привела к перераспределению сельских трудовых ресурсов в другие сферы деятельности, например, услуги (их доля увеличилась с 53 до 67 процентов). При этом свободной на рынке труда остается ниша в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции, особенно плодоовощной, картофельной и мясо-молочной продукции. Не развита также сеть агросервисного обслуживания фермеров — агрохимическое, ремонтно-техническое обслуживание машинно-тракторного парка, грузоперевозки и так далее.

Влияние этих факторов сказывается на количественной и качественной характеристике трудоспособного населения села, формирующего основной контингент экономически активного и занятого населения сельскохозяйственной отрасли. Эти проблемы — следствие неразвитости сельской экономики, в первую очередь отсутствия перспектив альтернативной занятости сельского населения. Низкая конкурентоспособность приводит к безработице или участию в теневой занятости с минимальной оплатой труда и полным отсутствием социальных гарантий. Такая ситуация делает сельскохозяйственный труд не престижным, препятствует приходу на село квалифицированных кад­ров и росту эффективности производства, а также сдерживает решение социальных проблем.

— Именно поэтому молодежь старается уехать из села в город?

— Здесь немного другая причина — у молодого поколения другие приоритеты. В эпоху цифровизации хорошо видно, как живет молодежь в других странах мира, и, конечно, есть понимание того, что в городах возможностей больше, чем на селе. Несомненно, уровень развития сельской экономики непосредственно связан с эффективным использованием трудового потенциала села — главной и определяющей производительной силы. За последние 10 лет отмечается устойчивая тенденция старения возрастной структуры сельского населения, что обусловлено в основном миграционным оттоком трудоспособной молодежи, превышающего прирост сельского населения. В настоящее время доля сельской молодежи в возрасте 15-28 лет составляет 21 процент против 27,3 процента в 2010 году. Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой наблюдается сокращение численности трудоспособной молодежи, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

По данным социологических опросов, более половины молодых людей из сельской местности трудятся не по специальности, у каждого третьего вообще отсутствует профессия. Растут масштабы скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Существующая статистическая отчетность не отражает реального положения дел. По нашим расчетам, уровень молодежной безработицы на селе, с учетом скрытой ее части, а также потенциальных безработных в составе экономически неактивного населения достигает 30 процентов против 3,4 процента по официальной отчетности. Во многих сельских районах бедность и безработица представляют серьезную угрозу социальной стабильности сельского социума.

В сельской местности большинства регионов не строится жилье, не создаются рабочие места, базирующиеся на инновациях и новых технологиях, сохраняется высокий уровень самозанятости, среди которых значительное количество безработных молодых людей, что способствует формированию их миграционных настроений, снижает уровень экономической заинтересованности и материального благосостояния. Данная ситуация приводит не только к сокращению численности сельской молодежи, но и потере трудового потенциала сельских территорий. Освоить и внедрить в производство новые наукоемкие ресурсы могут лишь молодые кадры, обладающие профессиональными знаниями. Роль образованной молодежи в развитии отечественного АПК неоспорима, ведь именно нынешнее подрастающее поколение способно улучшить инфраструктуру, развить предпринимательство на селе, внедрить инновации в сферу агропромышленного комплекса. И от того, в каких условиях вырастет это новое поколение аграриев, напрямую зависит будущее АПК.

— Если решить обозначенные Вами проблемы, то села будут процветать?

— Несомненно. Поэтому я с надеждой смотрю в будущее и уверена, что новая Концепция развития сельских территорий позволит улучшить жизнь сельчан.

Беседовала Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.