The news is by your side.

«Өркен» — и дом, и школа. Дети с нарушениями интеллекта окружены любовью и заботой

Дети с нарушениями интеллекта окружены любовью и заботой

Не только специальная педагогика, но и все большая часть педагогического сообщества массового образования признает реальностью многообразие вариантов развития человека. Это выражается в признании права ребенка на индивидуальные проявления в образовательном процессе и обязанности общества — обеспечить адекватную помощь для успешного обучения.

В последние годы во всех школах страны создаются специальные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями развития, которые нуждаются в наиболее интенсивной социальной и педагогической поддержке в образовательном процессе. Об этом сказано в Законе РК «Об образовании».

Исключительное внимание, постоянный контроль, всецелая забота и участие, а главное — любовь к воспитанникам — вот принципы работы всех педагогов в областной специальной школе-интернате № 1 «Өркен» для детей с нарушениями интеллекта. Конечно, любовь и забота — далеко не все, что необходимо таким особенным ребятам, но их уже давно никто не называет умственно отсталыми, как это было раньше, что говорит о том, как далеко продвинулись толерантность, гуманное отношение к людям, в том числе к детям с инвалидностью.

— В нашей школе-интернате, которая является единственным в регионе учреждением для этой категории детей, созданы все условия для получения ребятами специального образования. Цель работы всего коллектива школы — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, коррекция отклонений в развитии детей с легкой и умеренной умственной отсталостью посредством специальных программ и технологических средств обучения и трудовой подготовки, социально-бытовой ориентировки, а также психологической реабилитации для интеграции в общество. Для реализации целей и задач имеются все условия. Есть квалифицированные специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации и переподготовки в Алматы в Национальном научно-практическом центре развития специального и инклюзивного образования, учителя эффективно проводят планомерную, долгосрочную психолого-педагогическую поддержку детей с нарушением интеллекта. Да, с нашими ребятами порой невероятно сложно. И не только потому, что они не приучены с детства к таким простым вещам, как элементарный уход за собой, но еще и потому, что результаты нашего труда видны далеко не сразу, могут пройти годы, прежде чем будет заметен прогресс, — комментирует директор Жамбылской областной специальной школы-интерната № 1 «Өркен» Фарида Казбекова.

По ее словам, на сегодня в школе-интернате проживают, воспитываются и обучаются 203 ребенка с различными нарушениями интеллекта. Кроме того, у некоторых из детей есть сопутствующие диагнозы и особенности, например, нарушения зрения, задержки психического развития, расстройства аутистического спектра. Здесь ребята учатся, начиная с пяти лет, с нулевого класса по десятый. С учениками работают 135 педагогов, 70 из них — воспитатели, остальные 65 — учителя. До обеда с детьми занимаются преподаватели, после обеда к своим обязанностям приступают воспитатели, но практически никогда ребята не остаются без присмотра. Воспитатели работают в три смены — дневную, вечернюю и ночную. Педагогам помогают и четыре медсестры, поскольку особенным детям требуется круглосуточный контроль, а также врачи — невропатолог, психиатр и педиатр. По назначению медиков для воспитанников выделяются лекарства, но это препараты, которые необходимы при первой медицинской помощи, простудах, гриппе, ОРВИ и прочих обычных заболеваниях.

— Раньше дети обучались всего девять классов, но в прошлом году мы открыли три десятых класса, что крайне важно именно для наших воспитанников. Почему? Потому что с такими диагнозами, как у наших ребят, их не берут после школы в колледжи, но они вполне восприимчивы к трудовому воспитанию. Вот мы и решили попробовать продолжить обучать наших десятиклассников в таком оригинальном направлении, как цветоводство, — пояснила Фарида Казбекова. — Так для выпускников будет хотя бы небольшая надежда на трудоустройство в дальнейшем садовниками, сотрудниками оранжерей, киосков по продаже цветов. Мы в дальнейшем мечтаем об организации на территории школы собственной оранжереи.

Директор подчеркнула, что их специальный интернат — это прежде всего школа, где детям дают, по мере их восприятия и усвоения, знания, простейшие навыки по поведению в обществе, самостоятельному уходу за собой, гигиене, здоровому образу жизни, лишь потом стоит вопрос об обретении ребятами трудовых навыков.

— У нас учатся и проживают 77 детей из районов и 126 — из Тараза, в интернат их определяют областная и городская психолого-медицинские педагогические комиссии. Обучение проходит в одну смену до обеда, в школе пятидневная неделя. После обеда идут дополнительные занятия — с логопедами, дефектологами, психологами. Некоторых городских ребят вечером забирают домой родители, те, кто из районов, проживают и обу­чаются постоянно, домой уезжают лишь на каникулы. В целом из 203 воспитанников 150 в интернате находятся и днем, и ночью. Они обеспечены пятиразовым питанием, для них оборудованы отличные спальни, музыкальный и актовый залы, кабинеты специалистов, мягкая комната для релаксации, кабинет Монтессори. Классы у нас малочисленные, наполняемость — до 10 человек, — рассказала заместитель директора областной специальной школы-интерната № 1 «Өркен» Лиза Аттыбаева, которая трудится в этой школе уже 29 лет, практически со времени открытия.

Она отмечает, что планомерно проводится работа по укреплению материально-технической базы интерната, что необходимо для обеспечения равного доступа к получению полноценного образования, всестороннего развития и организации досуга и отдыха воспитанников. Например, в этом году социальным фондом «Қазақстан халқына» одобрен проект оснащения школы-интерната на 30 миллионов тенге, уже подписаны договоры на поставку оборудования для кабинетов математики, естествознания, ИЗО, информатики, музыки, кабинетов психологов и для занятий активно-двигательного характера.

Педагоги работают в тесном контакте с родителями, постоянно проводится разъяснительная, профилактическая работа.

В целом в интернате «Өркен», как и в обычных школах, ученики поделены на младшее, среднее и старшее звенья. Для ребят и родителей тоже действует электронный дневник «Күнделік», только качество знаний тут не оценивается. Важнее привить детям жажду жизни, активность, нормативные навыки.

Фарида Казбекова отметила, что отличной площадкой для духовного роста и психической положительной трансформации воспитанников выступает республиканский и областной фестиваль-конкурс «Жұлдызай» — «Звездочка» для ребят с ограниченными возможностями. Когда дети с нарушениями интеллекта завоевывают призовые места — это показатель совместной слаженной работы педагогов, родителей, воспитателей. С сожалением директор заметила, что 90 процентов выпускников интерната не могут учиться и работать, но даже те 10 процентов детей, кто поступает после школы в колледжи или в редких случаях куда-то на работу, это тоже большая заслуга всего персонала учебного заведения. Так, например, из 29 выпускников интерната прошлого года шесть поступили в колледжи. Выбраны специальности швейное дело, агрономия, фермерство.

Не так-то просто поставить правильную речь, научить детей с нарушениями интеллекта выговаривать верно звуки и слова, вести себя спокойно и соответственно нормам и этикету общества, но это возможно, и это — ежедневная изнурительная и кропотливая работа специалистов — психологов Айнуры Жапаровой, Александры Музычук, Баян Айтбановой, дефектологов Гульжазиры Карабаевой, Динары Тауасаровой, учителей начальных классов Ирины Жульдиковой, Шолпан Мананбаевой, Гульфариз Жумановой, логопедов Альфии Сайфуллиной, Айжан Тойбаевой. А сколько труда, любви и веры вложено в ребят их воспитателями Дилорам Бековой, Венерой Байназаровой, Камшат Дауирбековой, Арайлым Нуржигитовой, Айгуль Сарсенбековой, Майрой Тажимуратовой, Талшын Шортанбековой, Айгуль Тайлыбаевой, Гаухар Жумабековой! Вносят свой вклад в воспитательный процесс биб­лиотекарь Багдат Косаева, учителя труда Кызжибек Умирбаева, Айнур Адилова, Фаруза Бушраева, Азат Шайимкулов, Талгат Абдикожаев, Салиха Утегенова, Баймурат Рахметов, учитель геог­рафии Гульнара Нурмаханова, учитель коррекционной ритмики Гульсана Туленова, учитель физкультуры Гамзат Абитаев.

Как проходят для детей индивидуальные и групповые занятия, мы смогли увидеть сами. Впечатлили мастерские интерната. Кроме швейного и столярного дела, выжигания по дереву, изготовления поделок из фетра, бумаги, бисера, картона, воспитанников учат социально-бытовой ориентировке, для которой имеется отдельное помещение.

Отмечу, что в самой школе-интернате часто проводятся мероприятия различного характера, а воспитанники принимают участие в различных конкурсах и фестивалях. Так, в этом году они завоевали призовые места в международном конкурсе «Өнерлі өрге жүзер», международном творческом конкурсе «Новогоднее настроение-2023», VII республиканском детском конкурсе «Жарық жұлдыз» по хореографии и вокалу, получены путевки в финал в городе Алматы. Восемь воспитанников интерната стали победителями республиканского творческого конкурса среди детей и подростков Best Talent, а четыре — республиканского конкурса творчества детей и подростков «Айтұмар» в номинации «Хореография».

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.