Третий год в регионе повышается качество знаний
На пороге нового учебного года состоялось одно из самых масштабных событий с участием педагогической общественности - ежегодная областная августовская конференция работников системы образования. Участники большого педсовета подытожили достижения прошлого года, обсудили проблемы и пути дальнейшего совершенствования системы образования. Как отметил в своем выступлении глава области Канат Бозумбаев, финансирование системы образования растет из года в год. В этом году выделено более 64 миллиардов тенге, что составляет почти 30 процентов бюджета региона. Еще 10,3 миллиарда тенге пошло на укрепление материально-технической базы. Сегодня в области строится 24 объекта образования. В текущем году уже сдан и функционирует один детский сад на 320 мест. Семь школ и три детских сада будут введены в эксплуатацию до конца этого года. Строительство остальных 13 объектов (пять школ, семь дошкольных учреждений и один колледж) завершится в следующем году. В регионе успешно реализуется программа «Балапан». С 2010 года открыто 55 детских садов и 130 мини-центров. На сегодняшний день в 195 детских садах, 174 мини-центрах воспитывается более 37 тысяч детей. Охват малышей в возрасте от года до шести лет составляет 46,5 процента, тогда как два года назад этот показатель был на уровне 33,5 процента. Наряду с открытием новых образовательных учреждений в области закрываются неэффективные учебные заведения. - В прошедшем учебном году продолжена работа по оптимизации организаций образования: из десяти вечерних школ закрыты две - в Байзакском и Мойынкумском районах. Этим школам дана возможность обучения по экстернатной форме. Это будет более продуктивная модель оказания образовательных услуг на базе полноценно оснащенных дневных школ. В новом учебном году остальным районам необходимо рассмотреть возможность оптимизации неэффективных учебных организаций, - сказала начальник областного управления образования Сулушаш Курманбекова. Одним из самых важных вопросов в образовании было и остается качество обучения детей. И стоит отметить, что в Жамбылской области этот показатель повышается с каждым годом, о чем свидетельствуют итоги Единого национального тестирования выпускников школ. По словам Каната Бозумбаева, в этом году средний балл по ЕНТ составил 75,02 балла, что выше не только результатов прошлого года на 3,69 балла, но и среднереспубликанского показателя (74,5 балла). Благодаря этому регион вот уже третий год подряд находится в золотой середине. Ранее по результатам ЕНТ мы были в числе аутсайдеров. Ежегодно растет число наград, завоеванных нашими школьниками в интеллектуальных состязаниях. Прошедший учебный год был особенно успешным. По результатам республиканской олимпиады команда области заняла первое место по общеобразовательным предметам и в республиканских научных соревнованиях. На международных олимпиадах наши учащиеся завоевали 47 медалей. Но несмотря на хорошие общие показатели, ежегодно больше половины претендентов на «Алтын белгi» не подтверждают свои знания на Едином национальном тестировании. И этот вопрос, по мнению Каната Бозумбаева, требует особого внимания. К примеру, в этом году из 297 номинантов лишь 124 получили заветный знак. В прошлом году и того меньше (из 378 лишь 82). - В Байзакском районе из 26 претендентов на «Алтын белгi» подтвердили свои знания лишь пять выпускников, в Кордайском районе из - 30 только 8, в Меркенском районе из 26 - 9, в Таласском районе из 31 - 5. Не лучше обстоят дела и с претендентами на аттестаты с отличием. Напрашивается вывод, что учителя завышают оценки учащимся! А со стороны директоров нет должного контроля! - обратился к педагогической общественности глава региона и поручил управлению образования разработать единый стандарт подхода к решению данного вопроса, а акимам районов и города Тараза взять это на особый контроль. Стоит отметить, что ЕНТ является больным вопросом не только для учащихся, но и для самих педагогов. - Сегодня ответственность за результаты ЕНТ полностью лежит на учителе, а это неправильно. Родители тоже должны отвечать за подготовку своих чад, - считает учитель математики школы-гимназии № 1 села Кордай Нина Волошина. - К тому же чтобы основательно подготовить ребенка к тестированию, повторив всю 11-летнюю программу, нужно время, а его, как правило, недостаточно. Я думаю, что если у нас старшеклассники обучаются по профилям, то и задания ЕНТ должны быть дифференцированными: для гуманитариев - одни задания, для математиков - другие. К примеру, вычислительная и общая математика необходимы всем, а вот математический анализ - только математикам. Геометрию и алгебру тоже стоит разделить. А мы все в одно мешаем, а это сложно. Участники мероприятия обсудили и ряд других насущных для региона вопросов из сферы образования, в частности, организацию летнего отдыха, охват школьников дополнительным образованием и горячим питанием. К слову, последний вопрос продолжает оставаться актуальным для области. - В прошлом учебном году горячим питанием было охвачено 68,2 процента учащихся. Это ниже среднереспубликанского показателя (78,8 процента). Самый низкий охват горячим питанием в Таласском (62,5 процента), Рыскуловском (63,6 процента) и Сарысуском (63,8 процента) районах. Акимам районов и города Тараза, управлению образования необходимо пересмотреть свое отношение к указанной проблеме, принять конкретные меры по организации максимально доступного и качественного горячего питания учащихся, - поручил К. Бозумбаев. Подведя итоги и определив перспективы дальнейшей работы, участники форума от официальной части перешли к торжественной. Лучшие педагогические кадры области, внесшие значительный вклад в развитие системы образования, получили из рук Каната Бозумбаева нагрудные знаки, почетные грамоты и благодарственные письма. А школе-гимназии № 45 города Тараза как лучшему образовательному учреждению региона по итогам прошлого учебного года подарили новенькую «ГАЗель».Татьяна БОРИСЕНКО, Агадил РЫСМАХАН (фото)