Участники проекта «Одно село - один продукт» проходят обучение в вузах области, а их продукция передается сюда же на лабораторные испытания.
С 2024 года по инициативе региональной палаты предпринимателей началось активное сотрудничество с университетами Дулати и Шерхана Муртазы. Это партнерство позволяет участникам проекта не только получать профессиональные знания, но и проверять свою продукцию в вузовских лабораториях.
Главная цель сотрудничества - оказать комплексную поддержку сельским предпринимателям: от консультаций по повышению качества продукции до помощи в формировании устойчивых брендов и выхода на новые рынки. Приоритетными направлениями остаются развитие производственных навыков, внедрение технологий, брендинг и цифровой маркетинг.
С 16 июня 2025 года на базе Университета Дулати стартовали краткосрочные курсы повышения квалификации для 25 участников проекта «Одно село - один продукт» из Тараза и районов области. Обучение бесплатное, рассчитано на 36 академических часов и охватывает три профиля.
Курс «Текстиль и обувь: искусство создания уникальных изделий» предназначен для мастеров, работающих с шерстью, кожей и войлоком; а модуль «Современные подходы к производству продуктов питания» - для производителей хлебобулочной и кондитерской продукции, модуль «Продвинутые технологии производства и применения биочара» - для выпускающих биогумус, биочар (форма древесного угля - сорбент ядохимикатов для почвы) и органические удобрения.
Теоретическая часть сочетается с лабораторными занятиями, в ходе которых проводится анализ продукции. В итоге участники получают официальные протоколы с рекомендациями по улучшению состава продукта, его качества и упаковки товаров. Это также первый шаг к сертификации продукции.
По завершении июньского курса участники получат сертификаты о прохождении курса и лабораторных испытаниях с приложением официального протокола.
Параллельно в рамках соглашения с Университетом Шерхана Муртазы в июле планируется запуск отдельного курса, ориентированного на маркетинг и продвижение продукции. Программа начнется сразу после проведения областной выставки по проекту «Одно село - один продукт» и будет направлена на освоение современных цифровых инструментов, таких, как маркетплейсы, соцсети, брендинг, визуальная айдентика.
Заместитель директора палаты предпринимателей Жамбылской области Айдар Абдыкадыров отмечает, что системная работа с вузами - это инвестиция в рост местного бизнеса.
- Мы видим, как благодаря знаниям, лабораторной экспертизе и поддержке со стороны университетов наши участники уверенно переходят от любительского уровня к профессиональному. Это дает им возможность улучшать качество, расширять линейку продукции и продвигаться на новые рынки, - говорит А. Абдыкадыров.
Немаловажным фактором будет и то, что предпринимателей научат правильно работать с визуальной составляющей продвижения продукта. Не зря народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Визуальные впечатления запоминаются быстрее, помнятся дольше. Упаковка не только защищает товар от порчи и облегчает его перевозку, но и имеет большую коммуникативную функцию. Узнаваемость бренда облегчает продвижение товара на рынке, выделяет его из массы аналогичной продукции. Поэтому палата предпринимателей считает весьма важной работу по расширению обучающих программ, привлечению экспертов и продвижению продукции участников - от упаковки и позиционирования до присутствия на цифровых площадках, и продолжит ее в будущем.
Диана ДОСАЕВА,
пресс-секретарь палаты предпринимателей Жамбылской области