Стоит ли принимать подарки, которые придется возвращать с процентами?
Моя история общения с Кaspi bank началась в 2009 году, когда я впервые взяла у них кредит. Расплатившись, я периодически стала получать от них «выгодные предложения»: то взять еще один кредит, то открыть кредитную карту… В общем, продолжить, так сказать, плодотворное сотрудничество. 13 июня сего года поступил последний такой звонок. Приятный молодой женский голос, поздравив меня с наступающим днем рождения (он у меня 15 июня) сообщил радостную новость: «Вам в честь дня рождения предлагается взять кредитную карту на выгодных условиях». Выгодные условия эти заключались в 55 днях отсрочки погашения с момента использования средств. Я как опытный пользователь кредитных карт неоднократно уточняла: «С момента использования средств? 55 дней? Или два календарных месяца?» Девушка меня столько же раз заверяла: «С момента использования средств. В последующем, по истечении 55 дней, на использованную сумму начисляются два процента в месяц». Сумму кредита обещали немалую - до 430 тысяч тенге. «Чем черт не шутит?» - подумала я. И решив, что еще одна кредитная карта мне не помешает, согласилась прийти на консультацию в банк. Эта же милая девушка, поинтересовавшись удобным мне временем и местом посещения банка, забронировала мне визит: на 16.30 в отделении Кaspi bank. Явившись в указанное время по указанному адресу, я увидела огроменную очередь, волнующуюся по любому поводу. На мои слова ближайшему менеджеру, что мне забронировано посещение, отозвались: «У нас живая очередь». Но тут уже возмутилась я: «Ваши мне звонили, меня приглашали, посещение забронировали - будьте добры, примите». Таки приняли. Правда, для этого пришлось ждать еще минут 20. И тут началось самое интересное… Юная особа Зарина Рахим- жанова - менеджер Кaspi bank - долго рассказывала о плюсах карты, честно сообщив, что процентная ставка - 40 процентов годовых. Я удивилась: «Мне говорили про 22 процента». Она пожала плечами. Второе удивление: беспроцентное время действует лишь на средства, оплаченные за товары (услуги) через POS-терминалы. В случае обналичивания кредитных средств ни о каком «льготном периоде» речи и быть не может. Я подумала: все равно оплачиваю покупки карточкой. И согласилась. О Боже! Зачем я это сделала? Первое, что я подписала, - бумага на разрешение использования моего ИИН во всех договорах банка. Я поразилась: разве это не положено делать по закону? Зарина что-то произнесла про правила. Ну, думаю, ладно. У каждого банка свои «приколы». И тут мне подсовывают еще один договор. В нем-то и обнаруживаются интересные фактики. Пункт 1.1.2 Договора банковского займа гласит, что задолженность погашается в течение «одного календарного месяца». Я опешила. Как месяц? И тут мне Зарина рассказывает, что к этому договору прилагаются еще и «Пояснения по условиям и тарифам». И заявляет, что 55 дней льготных - с момента выпуска карты!!! То есть не с момента использования средств, а со дня, как я карточку закажу! Я, прямо скажем, опешила. (К слову, пришла домой и увидела, что юная девушка по телефону рассказывала мне то, что на сайте Кaspi bank прописано: 55 дней с момента использования средств.) Я опять уточняю: «С момента использования денег?» «Нет, с момента открытия карты», - твердит мне Зарина. Но пардон! «Пояснения», по сути, - филькина грамота. Договор есть договор. И в случае чего (если первая мадам по телефону была права) мне проценты «капать» начнут через месяц. И еще что меня насторожило: ежемесячный минимальный платеж должен составлять 7% от «кредитного лимита», а не от потраченных денег. Ну и наконец еще несколько пунктов, которых нет в пояснении к карточке на сайте банка. Банковское обслуживание по карте составляет 2,19% от суммы кредитного лимита в месяц. Финансовое сопровождение карты - 349,99 тенге в квартал. Добавьте к этому годовое обслуживание карты (1999 тенге в первый год и 3999 - во все последующие), эффективная ставка повышается до 49 процентов годовых. Но вот что интересно. «Пояснения по условиям и тарифам» менеджер мне отказывалась выдавать, поясняя, что компьютер выдает все последовательно. Мол, подпишите договор о займе, вам вторую бумажечку и дадут. Я возмутилась: подписывать не буду, пока все бумаги не увижу. Зарина, вздохнув, пошла их искать и принесла. Главное началось чуть позже. Я, естественно, решила подумать. И сказала менеджеру, что, увидев все условия, уже не столь уверена в своем желании брать карту. Неподписанный договор я решила взять с собой: подумать, почитать еще внимательнее, проконсультироваться с финансовыми спецами. Девушка согласилась, добавив к неподписанному договору еще и карту. Сообщив при этом: «Как надумаете, приходите, все подпишем и кредитный лимит на карте откроем». Я удивилась, но мало ли что… Взяла. И в задумчивости покинула Кaspi bank. Лишь спустя минут 40 я вспомнила, что удостоверение личности у менеджера оставила. Вернулась. Говорю: «От- дайте удостоверение. Я его тут у вас забыла». И тут вот началось. «Вы мне должны отдать договор», - молвит Зарина. Я говорю: «Без проблем». И достаю из сумки тот самый, неподписанный. Но Зарина заявляет, что я должна (!!!) его подписать. «На основании чего?!» - интересуюсь я. «Мы же вам карту открыли», - отвечает менеджер. «Но я не ничего не подписала!» «Вы же вначале согласились. Я галочку поставила», - был ответ. Дальше я не выдержала, достала диктофон, представилась официально по должности. Представляю вам расшифровку нашей беседы. (К слову, во время этой беседы к столу Зарины подскочила еще одна менеджер, видимо, старший.) - Юлиана Жихорь. Пред- ставитель газеты «Новое поколение». На основании чего вы открыли эту карточку, если ваш клиент не подписывал договор банковского займа? - Хорошо. Перед тем как мы начали подписывать, вы начали же документы подписывать (речь идет о том самом разрешении использования ИИН. - Ю. Ж.), я галочку поставила. Начала оформлять документы. Потом вы отказались. Я вам сказала: давайте теперь закрытие карточного договора сделаю. Вы отказались и ушли. - Я вам сказала, что я не приняла решения взять ваш кредит. - Я вам сказала: давайте теперь закрытие карточного договора… - Я сказала: пожалуйста. - Но вы встали и ушли. - Но вы на основании чего открыли? - Вы еще мне сказали: я подумаю два дня. - Я подумаю два дня над тем, открывать карту или нет. - Да. - То есть вы открыли договор без моей подписи, без моего согласия на основании только того, что вы поставили галочку? - Нет, вы согласились. - Так, стоп. Я подписала юридический документ? - Вы не успели подписать. Половину документов вы… - Девушка, давайте так. Я подписала документ? - Вы половину документов подписали. - Я подписала документ, что я согласна использовать ИИН. Я подписала договор банковского займа? - Хорошо, давайте сделаем так… - Я подписала договор банковского займа, что вы открыли на меня карту? - Вы не успели просто. - Успела, не успела, вы открыли. Я подписала этот договор? - Нет, вы не успели. - Отлично. Значит, этот договор не действует. То, что вы мне дали, не действует. - Да, можете оставить подлинник. - Все? Мы с вашим банком полностью рассчитались? - Полностью. - Точно? Подтверждаете? - Подтверждаю. Вот такой интересный визит состоялся у меня в Кaspi bank. Мой муж долго надо мной смеялся. Он с Кaspi bank уже давно мучается. Дозвониться до его справочного бюро нереально (сама была свидетелем, как муж до них полтора часа пытался дозвониться), «зазывочные» условия красивые, реальные - страх божий. К тому же моему мужу Кaspi bank тоже удружил - без его «хочу» открыл кредитную карту вместо запрошенного небольшого кредита на потребительские цели. В общем, люди, при общении с Кaspi bank не теряйте бдительности!Юлиана ЖИХОРЬ, г. Алматы