Пустыня показалась туроператорам самым экзотичным местом в области
В Мойынкумский район мы отправились из Тараза через Уланбель. По дороге примерно через 160 километров в окрестностях аула Болтирик шешен еще Таласского района начинаются первые саксаульники. Девственные заросли этих удивительных растений встречаются почти по всему пути нашего маршрута. У пустыни свои «административные» границы, и, говорят, они постепенно растягиваются: пески отвоевывают новые территории. Прошу остановить машину, чтобы сделать первые кадры в песковой зоне. Для большей части туроператоров, которые решились на эту поездку, организованную управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития Жамбылской области для разработки региональных маршрутов, это первая вылазка в Мойынкумы. Слегка вьюжит. Снежинки неторопливо кружатся в воздухе, припорашивают барханы и плети пустынных стражей. Солнце всего на несколько минут прыснуло рассеянным светом в брешь между туч, чтобы напомнить землянам о своем существовании, и снова скрылось. Саксаульники - единственное войско, сдерживающее аппетит пустыни. К счастью, их рубка запрещена. Словно чувствуя, что находятся в безопасности, растения в зимнем сне сладко потягиваются тонкими ветками в разные стороны. У дороги, на возвышенностях, как правило, они вырастают в невысокие деревца, но большая их часть - это все-таки небольшие кустарники. Здесь все другое, непривычное. Признаков воды вообще нет - уходит сквозь песок. Звуки если и возникают, то как будто гасятся барханами. Двигаемся дальше. По белоснежному ковру трассы едем, как первопроходцы, впереди нет ни одного следа от колес автомобилей. Мойынкумский район - самый крупный по территории в области, он занимает 50,4 тысячи квадратных километров из 144264 квадратных километров всего региона. При этом он самый малонаселенный. По данным Агентства по статистике, здесь проживает всего 32532 человека. Через 288 километров от точки старта попадаем в аул-призрак Малые Камкалы. Аким Уланбельского сельского округа Канат Бельгишев говорит, что здесь осталось пять жилых дворов. Все остальные дома разрушены. Среди саманных руин бродят привязанные друг к другу верблюд с осликом. На свалке что-то ищет одинокая корова. Бесхозное село вызывает смешанные чувства. Когда-то на этих улицах шла своим чередом жизнь: бегали дети, люди топили печи, готовили бешбармак, пекли хлеб. На одном доме среди развалин сохранилась надпись «Улица Подгорная». Наверное, в пустыне и небольшие холмы для людей уже горы. Немногочисленных местных жителей с внешним миром связывают спутниковые «тарелки» - электричество, к счастью, есть. А вот питьевая вода привозная - серьезное неудобство, приходится экономить. Сотовую связь обнаружить нам не удалось, пробовали и в селе, и за селом. Но аким утверждает, что она есть. Наверное, места надо знать, где ее невидимые «лепестки» ложатся. - В прежнее время в ауле Малые Камкалы было развито овцеводство. Проживало здесь полторы тысячи человек. Потом почти все местные жители уехали. Осталось пять крестьянских хозяйств. Весной здесь идет окот и стрижка овец. А сейчас стада на зимовках, - говорит Канат Бельгишев. По дороге встречаем машину, груженную тюками сена. Местное население живет здесь натуральным хозяйством, охотой да рыбалкой.- Вообще-то главная достопримечательность в этих краях - озеро Малые Камкалы, - деликатно переключает наше внимание Меруерт Сергеева, руководитель отдела туризма управления с длинным названием, по инициативе которого нас сюда и занесло. - Водоем находится в нескольких километрах от села. Берега у него скальные, а внизу песчаные. Летом загорать хорошо. Вода прозрачная. У одного из местных жителей есть летняя баня на плоту. Попарился - и в озеро ныряешь. Вот это отдых! Следит за всем этим водным царством каменный истукан. Если в декабре в остальных районах озера стояли незамерзшие, то это надежно сковало льдом еще в первый месяц зимы. Канат Бельгишев, проживший в Мойынкумах 55 лет, рассказывает: - Весной на озеро прилетают лебеди, гуси и утки. Они тут гнездятся и выводят потомство. С морозами улетают. Рыбаки ловят щуку, подъязиков, судака, окуня. Сазан бывает по 8 - 10 килограммов. В окрестностях водятся кабаны, сайга, куланы, волки, лисы, зайцы, фазаны. На берегу озера до относительно недавнего времени стоял мавзолей Куралай сулу. По народной легенде, его примерно в конце XVIII - начале XIX века построил Келден батыр. В середине 50-х годов прошлого века сооружение уже почти разрушилось. Когда исторический объект обследовали в 1985 году, сохранилась только его северо-восточная стена, но и она сегодня утрачена. Тем не менее к могиле девушки до сих пор приезжают охотники. Других сюда редко заносит. История Куралай сулу чем-то похожа на легенду об Айше биби. О трагедии, разыгравшейся здесь несколько веков назад, знают многие местные жители. - С этим захоронением связывают историю влюбленных девушки и джигита, - рассказал Канат Бельгишев. - Родители парня не дали им благословения. Молодые сбежали сюда и какое-то время находились у озера. Куралай сулу пошла купаться, а в камышах на девушку напал хищный зверь и растерзал ее. По словам акима, в этом году на месте разрушенного мазара будет поставлен гранитный памятник. Со временем, может быть, получится и мавзолей восстановить. Это один из немногих объектов, связанных с народным эпосом. К слову, по мотивам устного народного творчества поэт-импровизатор Иса Байзаков в начале прошлого века увековечил эту историю в поэме «Куралай сулу».
Недавно высказывание экс-замминистра сельского хозяйства Марата Толибаева в соцсети о легализации института многоженства в стране вызвало бурную дискуссию. Вспомнилось оно в связи с тем, что самый знаменитый мойынкумец, дважды Герой Социалистического Труда Жазылбек Куанышбаев имел две жены, и обе ему родили по сыну. Судя по фамилии, человек был радостный. Тайны из своей личной жизни чабан не делал даже в советские времена. Так и говорил: «У меня есть две Звезды, две жены и два сына!» Как его за «аморальное» поведение не наказали по партийной линии, уму непостижимо. На стенде в местном музее хранятся фотографии всего его семейства. А может, и трудился животновод славно потому, что не отрывался от истоков своих, жил в гармонии с природой и личная жизнь у него была налажена в патриархальных традициях?
Административный центр село Мойынкум расположено в 350 километрах северо-восточнее города Тараза. В одних источниках говорится, что оно основано в 1906 - 1909 годах русскими земледельцами, а на памятном камне возле местного музея указана более ранняя дата - 1898 год. Сначала село было названо Гуляевкой в честь первого переселенца Федора Гуляева. В 1935 году оно было переименовано в Фурмановку, в 1997 году - в Мойынкум.
В десяти километрах к востоку от села Кумозек находится мавзолей Ботабая. Принадлежал этот человек к роду жалаиров. Здесь же, по словам местных жителей, похоронены два его брата и племянник. Сооружение датируется XIX веком. Его купол большей частью уже обрушился. Внутри него сохранились росписи орнаментов с растительными и гео-метрическими узорами. В низовьях реки Шу насчитывается всего три мавзолея с росписями в интерьере (два других - Кырбаса и Онгарбая). По словам акима Карабогетского аульного округа Биржана Алимбаева, Ботабая звали при жизни Сары кожа. Умер он в дороге во время кочевки. Потом его племянник построил мазар, и Ботабай был перезахоронен здесь. Говорят, он был настолько состоятельным человеком, что когда кочевал, навьючивали 500 верблюдов.
Елена ЕФИМОВА, фото автора