Две стороны миграции
Анализ статистических данных говорит о том, что мигранты, приезжая в Казахстан с частной целью, в большинстве случаев занимаются незаконной трудовой деятельностью. Основными «донорами» трудовой миграции являются наши ближайшие соседи - Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Каким же статусом обладают эти люди, на какие права могут претендовать при трудоустройстве? Поможет разобраться в этом наш собеседник - исполняющий обязанности руководителя управления миграционной полиции департамента внутренних дел Жамбылской области полковник полиции Талгат Базаралиев. - Говорят, незнание законов не освобождает от ответственности. На что в первую очередь должен обратить внимание мигрант при трудоустройстве? - Напомню, что разрешение на осуществление трудовой деятельности мигранту выдается сроком от одного до трех месяцев по его усмотрению. Имея этот документ, он может заняться поиском работодателя и смело наниматься на работу, предварительно заключив с ним трудовой договор. Наличие договора очень важно, потому что прибывающие для самостоятельного трудоустройства или привлекаемые работодателем иностранцы обязаны иметь медицинскую страховку. И хотя лечиться они будут за свой счет, в договоре нелишне оговорить дополнительные условия возмещения затрат, связанных с лечением при получении травмы, или другие моменты. Копия договора понадобится и при продлении срока пребывания в нашей стране - через каждые три месяца в течение года на этот же срок. Это необходимо, чтобы исключить возможность оседания иностранцев в нашей стране. Хотя после повторного въезда они могут получить новое разрешение на трудовую деятельность. Такой контроль позволяет отслеживать пребывание иностранцев и соответствие осуществляемой ими деятельности условиям разрешения (работа в домашнем хозяйстве у физических лиц в качестве няни, садовника, повара, водителя, а также для ремонта и строительства жилых помещений, находящихся в личной собственности работодателя). - Имеет ли право мигрант, рассчитывающий на продление трудового договора, предусмотреть одним из его пунктов оплату отпуска? - Если учесть, что максимальный срок разрешения на осуществление трудовой деятельности составляет всего год, то необходимости в предоставлении отпуска просто нет. - Почему разрешения на трудовую деятельность у физических лиц выдают не местные исполнительные органы, а миграционная полиция? - Для ясности рассмотрим два примера. Оформление разрешений иностранцам на трудовую деятельность у физических лиц максимально упрощено, им достаточно внести платеж по индивидуальному подоходному налогу. Делается это на районном уровне. Разрешения же на привлечение квалифицированных специалистов для осуществления трудовой деятельности на производстве (четыре категории иностранных работников: первых руководителей и их заместителей, руководителей структурных подразделений, квалифицированных специалистов и рабочих) оформляются только специалистами областных акиматов. Одновременно с выдачей разрешения на мигрантов в миграционной полиции будет оформлена регистрация их как иностранцев. При этом трудиться они смогут только у того работодателя, который оформил разрешение, и только по указанной специальности. В случае несоответствия трудящихся мигрантов квалификационным требованиям, наличию необходимой подготовки и опыта работы им могут отказать в выдаче разрешения. Разделение функций выдачи разрешений и регистрации иностранцев, конечно, несколько усложняет процесс, иногда приводит к излишней переписке и созданию дополнительных административных процедур, но таков закон. - Может ли мигрант поменять место работы? - Нет, согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции» разрешение на трудовую деятельность действует на территории только одной административно-территориальной единицы, и обязанность платить индивидуальный подоходный налог возлагается на самого трудового иммигранта. Он же будет вносить все остальные платежи по налогам: предварительный - при оформлении либо продлении разрешения, перерасчет - в случае превышения суммы предварительного платежа и другие. При этом граждане Казахстана, привлекающие иностранцев на работу, никакой отчетности в налоговые органы не предоставляют. Все статистические сведения будут собираться подразделениями миграционной полиции, информация о выданных разрешениях - передаваться в налоговые органы, а сумма полученных иностранцами доходов будет устанавливаться на основании сумм, указанных при заключении трудового договора. Выходит, без договора с работодателем трудовому мигранту не обойтись. Это главный документ и для него, и для конт-ролирующих органов.Наталья НИКОЛАЕВА