Меню

Неудобные вопросы

Неудобные вопросы

Неудобные вопросы Неудобные вопросы
Фото из открытого источника

Пока не всё так гладко, как хотелось бы

Единая национальная система здравоохранения, разработанная по поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева для обеспечения надлежащего качества и доступности медицинских услуг, начала внедряться в 2010 году.  Сложность перехода от прежних принципов к новым обусловила поэтапный и длительный срок внедрения системы - до 2020 года. За это время планируется обеспечить свободный выбор пациентом врача и лечебного учреждения, сформировать конкурентную среду и добиться прозрачности оказания медицинских услуг. Казахстанцы стали получать гарантированную бесплатную медицинскую помощь не только в государственных, но и в частных клиниках. Однако в январе - феврале в редакцию стали поступать звонки горожан по поводу неорганизованности работы поликлиник: жаловались на очереди в регистратурах, на непродуманную систему приема больных по талонам, на невозможность получить гарантированные государством бесплатные лекарства. Эти и другие вопросы наших читателей мы переадресовали заместителю руководителя управления здравоохранения Марату Жуманкулову. - Преобразования в медицине - не новшество, а поступательная последовательная политика Министерства здравоохранения в рамках мероприятий программы «Саламатты Қазақстан», - пояснил М. Жуманкулов. - С внедрением Единой национальной системы здравоохранения с этого года изменился механизм финансирования организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь. Ранее при финансировании не учитывались расходы на консультативный прием, на обследования и остальные услуги, то есть они назначались иногда самим пациентом: показаний не было, но было желание, и человек шел и проверялся. Это нерациональное использование выделенных средств, создающее к тому же определенные неудобства: помните, какие очереди, суматоха и неразбериха были всегда в диагностическом центре? С нынешнего года помощь организаций первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) четко разделена на амбулаторно-поликлиническую и клинико-диагностическую часть (консультации узких специалистов и обследование). Это делается, во-первых, для того, чтобы правильно и рационально использовать имеющееся медицинское оборудование, во-вторых, чтобы правильно регулировать потоки пациентов. Финансовые объемы диагностического центра перераспределили между поликлиниками, и теперь последние сами их регулируют. Для этого запущена программа «Электронный портал», по которой можно отследить, сколько человек записалось на прием к тому или иному специалисту в каждой поликлинике, и врач может направить пациента туда, где нет очередей. В январе - феврале сбои были, но в марте портал уже заработал. - Марат Сейтбекович, кто отвечает за регулировку таких потоков внутри учреждения? Ведь не секрет, что практически повсеместно, выстояв с утра очередь за талонами, затем, вернувшись в поликлинику во второй раз, больные попадают на прием к врачу не по времени, указанному в талонах, а в порядке живой очереди. - Контролировать должны регистратура и администрация поликлиники. Для этого созданы все условия: есть заместители главных врачей по лечебной работе или внутреннему аудиту, то есть по качеству оказания медицинской помощи. Они могут перенести часы приема, назначить прием на субботу, у них есть все механизмы управления вплоть до дифференцированной оплаты и стимулирующего компонента по душевому нормативу. Если раньше начисление медработникам производили по 13 индикаторам ежеквартально, то с 1 января - по шести ежемесячно. Выполнил - получаешь дополнительную доплату за работу, не выполнил - не получаешь. Обо всех нарушениях пациенты должны ставить их в известность. - Для чего диспансерных больных, желающих попасть на очередной прием к своему лечащему врачу (эндокринологу, невропатологу и другим), заставляют сначала посетить терапевта, сдать анализы? В итоге за простым рецептом человек вынужден ездить в поликлинику по три-четыре раза, отпрашиваться с работы, выслушивать замечания. - Менталитет нашего населения, к сожалению, таков, что больные сами придут, а тех, кто редко обращается, необходимо отправить к терапевту для того, чтобы сориентировать на раннюю диагностику, поскольку многие заболевания излечимы лишь на раннем этапе. Скрининги тоже охватывают определенные возрастные группы, где наиболее высокий уровень заболеваемости, например, по онкологии. - Назначение диспансерным больным может сделать только наблюдающий их врач. Зачем зря гонять людей, ведь такая ситуация будет повторяться из месяца в месяц? Выходит, что терапевт - лишнее звено между узким специалистом и пациентом? - В случае с диспансерными больными это, конечно, ненормально. К терапевту должны попадать те, кто идет первый раз и кто направляется на обследование в другие организации. Это перегибы, таких фактов не должно быть. Однако участковый врач не среднее звено, он - главное действующее лицо, которое должно быть в курсе всего, что с его подопечным происходит. В самом процессе лечения надо учитывать и побочные действия лекарств, оценивать их терапевтический эффект по клиническим исследованиям. Сегодня идет формирование пациентоориентированной модели, то есть когда участковый врач должен знать все про своего больного. У детей общий педиатр охватывает все заболевания, кроме неврологии и эндокринологии. Это не обязательно. Разделение на внутреннее направление, для которого не нужно проходить терапевта, и внешнее, когда пациенты уходят в другую клинику и посещение терапевта и сдача анализов необходимы, предусмотрено компьютерной программой, которая усовершенствована и каждый день обновляется. Не думаю, что подобные факты имеют распространенный характер. - Давайте обратимся к частному случаю. Ребенку поставили диагноз «эпилепсия». Прошел почти год, но он еще ни разу не получил в поликлинике № 5 положенные ему от государства лекарства. Это нарушение? - Эпилепсия входит в список заболеваний, по которым мы обязаны пациентов обеспечивать препаратами. Есть 786 приказ Минздрава, где все четко прописано. Это заболевание, как и сахарный диабет, системные заболевания или неврологические расстройства, требует пожизненного приема препаратов, поэтому данную категорию населения мы обеспечиваем ими на сто процентов. По названному Вами случаю будем разбираться отдельно. - С нового года услуга массажа в поликлиниках стала платной для взрослых и детей. Были жалобы на то, что даже грудничков обслуживали за деньги. Насколько это правомерно? - В постановлении Правительства «О внесении и изменений в постановление Правительства РК № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» от 27 января 2014 года четко расписаны все виды услуг. В разделе приложения «Лечение, манипуляции и процедуры» написано, что процедуры детям до 18 лет и массаж детям до одного года по показаниям врача проводятся бесплатно. Если этот факт имел место после 27 января (плюс 10 дней на публикацию в СМИ), то в феврале постановление уже вступило в силу, и взимание денег было незаконным. За массаж детям старше года поликлиника имеет право брать оплату, потому что это прописано. Даже флюорографию детям с 15 лет прописали, хотя раньше ее до 18 лет делать было нельзя. В случае нарушений прав пациентам следует обращаться в управление здравоохранения или в департамент Комитета по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью. - Кто контролирует цены на лекарственные препараты, куда обращаться в случае их завышения? - Цена на медикаменты регулируется Правительством, заключены меморандумы с профессиональными ассоциациями более чем на 200 на-именований основных лекарственных средств. На сегодняшний день повышение цен на них не фиксировалось. У нас работает мониторинговая группа, плюс волонтеры из студентов медколледжа ежедневно отслеживают цены, ведется контроль со стороны Комитета по медицинской и фармацевтической деятельности. Мы со своей стороны провели встречу с союзом провизоров и фармацевтов Жамбылской области, собрали представителей 51 аптеки и провели беседу с предпринимателями о сдерживании цен на основные препараты. Мы нашли понимание - люди не горят желанием заработать на повышении. А вообще ценовая политика - это прерогатива антимонопольного комитета, они должны регулировать. Наши тендеры проходят в рамках фиксированных цен. - Предусматривается ли в рамках госпрограммы строительство новых поликлиник в областном центре? Вопрос наболевший, потому что, к примеру, жители одной стороны улицы Ташкентской относятся к поликлинике № 8, что в квартале от них на улице Байзак батыра, а другой стороны - к поликлинике № 5, что в другом конце города на химпоселке. - По государственным нормативам новая поликлиника создается при условии прикрепления к ней не менее 30 тысяч человек. На сегодняшний день в Таразе действует девять поликлиник. Крупные - № 2 и № 5 - рассчитаны на 500 посещений в день, что подразумевает охват 50 - 60 тысяч человек. Если же исходить из официальной статистики (380 тысяч жителей города), то их как бы не хватает. В данное время имеется проектно-сметная документация на строительство поликлиник № 1, 4 и 9. Активно внедряется механизм государственно-частного партнерства, на первую поликлинику инвесторов уже нашли. Появятся также поликлиники в городе Каратау и в Меркенском районе. По восьмой поликлинике рассматривается вопрос о строительстве нового корпуса. Кроме того, в сентябре - ноябре прошлого года прошла кампания по прикреплению населения к поликлиникам. В этом году в ней имеют право участвовать и частные организации, готовые оказывать амбулаторно-поликлиническую помощь, к примеру, железнодорожная больница уже изъявила желание. Если они будут соответствовать критериям, мы прикрепим к ним население. По новому механизму, когда деньги идут за пациентом, по итогам 2014 года будет новая кампания по прикреплению. И если в поликлинике начнется отток пациентов, то вопрос будет стоять об ответственности руководителя, значит, не смог он организовать работу. - Иногда поликлиники отказывают прикрепленным пациентам в вызове врача на дом, это законно? - Это неправильно. Однако в правилах прикрепления есть норматив доезда, в который они могут не уложиться, поэтому отказывают. Теперь не будут отказываться, потому что механизм «деньги идут за пациентом» с этого года введен не только в стационарах, но и в поликлиниках. И сейчас они должны показать свою дееспособность. Думаю, над замечаниями, высказанными читателями «Знамени труда», надо работать совместно: есть моменты, когда недопонимают больные или медработники. Есть моменты технического характера, когда сервер не работает и в регистратурах не могут забить данные в программу вовремя. Все это преходящее, пройдет. В звене первичной медико-санитарной помощи предстоит огромная работа: программа «Саламатты Қазақстан» будет реализовываться еще два года. Подушевое финансирование - это новые финансовые механизмы, которые должны принести свои плоды: система перейдет на активный, пациентоориентированный подход. Послесловие. После нашего интервью с Маратом Жуманкуловым вопрос о выделении больному эпилепсией мальчику жизненно важного препарата, который мама не могла получить бесплатно в течение почти года, на следующий же день обрел материальную форму в виде выдачи месячной нормы. Зато другому нашему читателю повезло меньше: открыть ему больничный в поликлинике № 2 смогли, а вот закрыть - нет, потому как единая база данных показала, что больной с инициалами Щ. В. В., несмотря на справки местного ЦОНа, прописан в Павлодаре, а не в Таразе. Теперь от него требуют подтверждающие документы, что он действительно проживает в нашем регионе, ведь, по данным компьютера, в стране с такими же инициалами еще 10 человек. Кстати, сбой дает и централизованный информационно-справочный терминал в поликлинике № 1, в котором посетители тщетно пытались получить информацию в понедельник, 17 марта. Просим руководство управления обратить внимание на эти факты в своей работе.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА, Виктор БАРБАШ (фото)

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни