Карл БАЙПАКОВ, академик, директор Института археологии им. Маргулана,
Дмитрий ВОЯКИН, генеральный директор ТОО «Археологическая экспертиза»
В XI-XII вв. в городе функционировал водопровод, главные улицы мостились каменными плитами. Как и раньше, когда при тюргешах Тараз выпускал бронзовые монеты, имевшие широкое хождение, монетный двор Тараза в эпоху карлуков и караханидов продолжал выпускать монеты. Высокое развитие получили гончарное, кузнечное, медницкое и ювелирное ремесла. В процессе раскопок горизонта XI-XII веков получена уникальная коллекция керамических изделий. В большом количестве найдены фрагменты керамики, богато декорированные арабской вязью благопожелательного характера, обнаружены осколки керамической посуды с нанесенными на ее поверхность изображениями крестов. В небольшом по своим размерам раскопе, но огромном по своему значению, археологи нашли следы мирного диалога религий, концессий. Находки артефактов, несущих определенную религиозную нагрузку, говорят о том, что в данной части города на протяжении длительного периода мирно жили две религиозные общины: мусульманская и христианская. Последователи христианства, буддизма и зороастризма, согласно данным письменных источников и археологических исследований, находили защиту на благодатной земле Жетысу-Семиречья и, в частности, в Таразе. Более ранний слой, выявленный в ходе исследований, также свидетельствует о высоком уровне развития города. В нижних слоях раскопа археологам повезло наткнуться, о чем было упомянуто выше, на остатки мощных глинобитных конструкций, которые, скорее всего, являются частью общественных либо фортификационных сооружений. В этом же слое найдено большое количество медных монет с квадратным отверстием в центре, надписи на части из которых удалось расшифровать. Эти монеты с надписью «тюргешская теньга» имели хождение с VIII по X век. Они ходили по всей Центральной Азии, их ещё называют «долларом эпохи раннего средневековья». Надписи на монетах располагались вкруговую, против часовой стрелки, и находились на лицевой стороне монеты. Все надписи выполнены согдийским курсивным письмом, и их можно разделить на две группы. На одних четко читается: «β`γΥtwrk´šγ´γ´nPnΥ», что дословно переводится как «монета божественного кагана Тюргешей». На других - четыре слова: «γw´t´w w´γSwt´w ΥPnΥ» - «монета правителя Вагсутава». Последняя расшифрованная надпись имеет особое значение, так как монеты с именами Вагсутава (Вахшутава) и Инал-Тегина, по мнению большинства исследователей, выпускались именно в Таразе, и это говорит о существовании здесь мощного центра монетного производства. На обратной стороне всех монет, за исключением одной, помещена тамга тюргешей. Следует отметить находку монеты, где на обратной стороне, помимо тюргешской тамги, снизу от квадратного отверстия помещен китайский иероглиф, который заимствован с монет династии Тан и, соответственно, псевдотанских монет и сопровождает на китайских монетах их наименование или значение «ходячая монета». Наличие на тюргешских монетах китайских иероглифов и надписей, выполненных согдийским письмом, не должно вызывать удивление. Огромное экономическое и политическое влияние Китая на земли, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, несомненно, потому вполне закономерно, что население многих регионов Средней Азии и Казахстана стало постепенно привыкать к бронзовым цянам - оригинальным китайским монетам с квадратным отверстием в центре и четырьмя иероглифами «кайюань танбао» - «ходячая монета начала правления». Большое количество найденных в раскопе монет этого времени еще раз подтверждает факт о функционировании Тараза как мощного экономического центра и места монетного производства в Тюргешском каганате.В Таразе много строили, в частности, бани. В ходе исследований 2011 года была раскопана часть бани-хаммам XI-XII вв. с прекрасно сохранившейся подпольной системой отопления и подачи воды. Эта баня полностью соответствует канонам строительства такого рода сооружений, получивших свое широчайшее распространение на территории всего «арабского» Востока - от Африканского континента и Ближнего Востока до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Баня в восточном городе по праву занимала в ряду общественных сооружений видное место и после мечети была самым посещаемым местом. Академик И. А. Орбели писал: «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, - предмет особой заботы и градоправителя, и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле и продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах или нардах». О популярности бани в быту свидетельствуют многочисленные ее характеристики, описания банных эпизодов, перечни своеобразных правил посещения бань, сохранившиеся в средневековой литературе. Сам факт существования бань в том или ином городе свидетельствует о высоком уровне благоустройства. Известно, что искусство возведения бань - одно из наиболее статичных направлений зодчества. В банях столетиями сохранялись неизменными строительные приемы, технологии и архитектурные формы.
Подготовила Индира БОТАШЕВА, Фотографии Агадила РЫСМАХАНА и Виктора БАРБАША