Меню

Реформа в действии

Реформа в действии

Реформа в действии Реформа в действии
Фото из открытого источника

Верховенство закона укрепляет доверие народа

Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. Одна из них - верховенство закона. К реализации этой реформы на практике суды Казахстана приступили с начала года.  О том, какие изменения в связи с этим происходят в институтах власти, «Знамени труда» рассказал председатель Жамбылского областного суда Рустем Алчинбаев. - Рустем Мырзакаримович, в связи с тем, что сейчас активно обсуждаются правовые реформы и часто звучит термин «верховенство закона», возникает вопрос: как мы раньше-то жили? - Казахстан всегда был и сейчас является правовым государством. В первые годы независимости у казахстанских судей не было практики по рассмотрению целого ряда судебных споров, прежде всего в гражданском судопроизводстве. Судопроизводство, доставшееся нам от Советского Союза, не предусматривало отстаивание своих прав граждан в споре с некоторыми государственными органами. Не был развит и институт частной собственности, в зачаточном положении находилось законодательство по регламентированию ведения бизнеса, налоговым, таможенным вопросам и так далее. Сегодня же львиная доля дел является именно гражданскими. Председатель Верховного суда Кайрат Мами отметил, что судебная система нашей страны сегодня демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права. Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы. Среди них стабильный и устойчивый рост показателей независимости судов в рамках Глобального индекса конкурентоспособности, вступление казахстанского Союза судей в Международную ассоциацию судей в том же году. Это профессиональная организация судей, оценивающая их независимость и обеспечение верховенства права. С 1 января в Казахстане стартовал практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ. И судьи отлично осознают свою меру ответственности в его успешной реализации. Верховенство закона предусматривает возможности по реформированию судебной системы. В частности, оптимизация судебных инстанций для упрощения доступа к правосудию, введение обязательной аудио- и видеофиксации судебных процессов, расширение подсудности дел, которые рассматриваются с участием присяжных заседателей. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своем применении. Она требует доступности системы правосудия и ее независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти, с тем чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов. - В век современных технологий насколько широко применяются современные технологии в судах? - Одним из первых и приоритетных вопросов по совершенствованию судебной системы является ее оптимизация и упрощенный доступ граждан к правосудию. Это подразумевает реализацию проектов по информатизации судебной системы и применение современных технологий для упрощения ведения судопроизводства. Одним из приоритетов внедрения информационных технологий является снятие бюрократических барьеров, минимизация контактов сотрудников судебной системы с гражданами, общая и широкая доступность для населения необходимой информации при подаче исковых заявлений и других обращений посредством сервиса «Судебный кабинет», что способствует снижению коррупции. Также важно отметить, что в Плане нации четко указана задача о внедрении аудио- и видео-фиксации всех судебных процессов, что позволяет дисциплинировать как судей, прокуроров, адвокатов, так и других участников процесса, фиксировать точно все показания и ход судебного процесса. На сегодняшний день из 63 залов судебных заседаний судов области 59 оснащены системами аудио-, видеофиксации судебных процессов с возможностью электронного протоколирования и доступностью для просмотра участниками судебного процесса в «Судебном кабинете». Наше государство сейчас последовательно реализует концепцию вхождения в число 30 передовых стран. Это означает, что будут более активные международные контакты, и у нас должны быть стандарты, синхронизированные с мировыми. - То, что Вы говорите, воодушевляет, но ведь известно, что все решают не параграфы, а кад-ры. Какие меры реализуются по отбору качественных кадров в судейский корпус? - Чтобы исключить появление случайных людей, в судебной системе введены многие изменения. При формировании судов предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Повысились требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Теперь кандидат должен иметь пятилетний стаж работы, связанной с судопроизводством, или 10 лет юридического стажа. Кроме того, изменен и порядок их подготовки. Для того чтобы стать судьей, кандидат должен сдать квалификационный экзамен и пройти стажировку либо двухгодичный курс обучения в специализированной магистартуре. Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК будет передан до конца 2016 года в ведение Верховного суда, в котором будут действовать три института - магистратура, повышение квалификации для судей и научно-исследовательская деятельность. - Второе направление реформы - это модернизация судопроизводства. Что нас ждет в этой части? - Я остановлюсь на самых актуальных моментах, по которым уже началась практическая реализация. В рамках реформы сформировалась трехзвенная судебная система. Суд первой инстанции - районные суды, апелляционная инстанция - областной суд и кассационная инстанция - Верховный суд. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, и поэтому вполне логично, что она передалась на уровень Верховного суда. В европейских и других развитых странах такой механизм пересмотра дел как раз и называется кассацией. Мировая практика показывает: чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления служебным положением. При сокращении инстанций усилилась роль апелляции, где применяется коллегиальное рассмотрение дел. Гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, будут рассматриваться судьей единолично, остальные категории дел будут рассматриваться исключительно коллегиально. В рамках усиления судебного контроля в деятельность следственного судьи введен ряд дополнительных функций - санкционирование осмотра, обыска и личного обыска. Расширился перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Если ранее законодательством было предусмотрено, что с участием присяжных заседателей подлежат рассмотрению лишь дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, то теперь к категории рассматриваемых с участием присяжных заседателей отнесены дела, связанные с похищением человека, совершенным преступной группой, торговлей людьми, вовлечением несовершеннолетнего в деятельность преступной группы, торговлей несовершеннолетними. Также хочу отметить возможности нового Гражданского процессуального кодекса. В нем предусмотрено сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц - это массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу и другое. Также во исполнение поставленной задачи в кодексе уделено внимание внесудебному и досудебному порядку урегулирования споров, примирительным процедурам в суде. Урегулирование спора между сторонами в порядке медиации осуществляется медиатором или судьей по ходатайству сторон. В пределах одного дела стороны могут разрешить ряд вопросов, поскольку разрешается одновременное изменение предмета и основания иска. При партисипативной процедуре урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов. Словом, суды на практике реализуют меры, предусмотренные в Плане нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех».

Беседовала Индира БОТАШЕВА

Самые читаемые статьи недели: