Верховенство закона укрепляет доверие народа
Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. Одна из них - верховенство закона. К реализации этой реформы на практике суды Казахстана приступили с начала года. О том, какие изменения в связи с этим происходят в институтах власти, «Знамени труда» рассказал председатель Жамбылского областного суда Рустем Алчинбаев. - Рустем Мырзакаримович, в связи с тем, что сейчас активно обсуждаются правовые реформы и часто звучит термин «верховенство закона», возникает вопрос: как мы раньше-то жили? - Казахстан всегда был и сейчас является правовым государством. В первые годы независимости у казахстанских судей не было практики по рассмотрению целого ряда судебных споров, прежде всего в гражданском судопроизводстве. Судопроизводство, доставшееся нам от Советского Союза, не предусматривало отстаивание своих прав граждан в споре с некоторыми государственными органами. Не был развит и институт частной собственности, в зачаточном положении находилось законодательство по регламентированию ведения бизнеса, налоговым, таможенным вопросам и так далее. Сегодня же львиная доля дел является именно гражданскими. Председатель Верховного суда Кайрат Мами отметил, что судебная система нашей страны сегодня демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права. Об этом наглядно говорят многие международные индикаторы. Среди них стабильный и устойчивый рост показателей независимости судов в рамках Глобального индекса конкурентоспособности, вступление казахстанского Союза судей в Международную ассоциацию судей в том же году. Это профессиональная организация судей, оценивающая их независимость и обеспечение верховенства права. С 1 января в Казахстане стартовал практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ. И судьи отлично осознают свою меру ответственности в его успешной реализации. Верховенство закона предусматривает возможности по реформированию судебной системы. В частности, оптимизация судебных инстанций для упрощения доступа к правосудию, введение обязательной аудио- и видеофиксации судебных процессов, расширение подсудности дел, которые рассматриваются с участием присяжных заседателей. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своем применении. Она требует доступности системы правосудия и ее независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти, с тем чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов. - В век современных технологий насколько широко применяются современные технологии в судах? - Одним из первых и приоритетных вопросов по совершенствованию судебной системы является ее оптимизация и упрощенный доступ граждан к правосудию. Это подразумевает реализацию проектов по информатизации судебной системы и применение современных технологий для упрощения ведения судопроизводства. Одним из приоритетов внедрения информационных технологий является снятие бюрократических барьеров, минимизация контактов сотрудников судебной системы с гражданами, общая и широкая доступность для населения необходимой информации при подаче исковых заявлений и других обращений посредством сервиса «Судебный кабинет», что способствует снижению коррупции. Также важно отметить, что в Плане нации четко указана задача о внедрении аудио- и видео-фиксации всех судебных процессов, что позволяет дисциплинировать как судей, прокуроров, адвокатов, так и других участников процесса, фиксировать точно все показания и ход судебного процесса. На сегодняшний день из 63 залов судебных заседаний судов области 59 оснащены системами аудио-, видеофиксации судебных процессов с возможностью электронного протоколирования и доступностью для просмотра участниками судебного процесса в «Судебном кабинете». Наше государство сейчас последовательно реализует концепцию вхождения в число 30 передовых стран. Это означает, что будут более активные международные контакты, и у нас должны быть стандарты, синхронизированные с мировыми. - То, что Вы говорите, воодушевляет, но ведь известно, что все решают не параграфы, а кад-ры. Какие меры реализуются по отбору качественных кадров в судейский корпус? - Чтобы исключить появление случайных людей, в судебной системе введены многие изменения. При формировании судов предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Повысились требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Теперь кандидат должен иметь пятилетний стаж работы, связанной с судопроизводством, или 10 лет юридического стажа. Кроме того, изменен и порядок их подготовки. Для того чтобы стать судьей, кандидат должен сдать квалификационный экзамен и пройти стажировку либо двухгодичный курс обучения в специализированной магистартуре. Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК будет передан до конца 2016 года в ведение Верховного суда, в котором будут действовать три института - магистратура, повышение квалификации для судей и научно-исследовательская деятельность. - Второе направление реформы - это модернизация судопроизводства. Что нас ждет в этой части? - Я остановлюсь на самых актуальных моментах, по которым уже началась практическая реализация. В рамках реформы сформировалась трехзвенная судебная система. Суд первой инстанции - районные суды, апелляционная инстанция - областной суд и кассационная инстанция - Верховный суд. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, и поэтому вполне логично, что она передалась на уровень Верховного суда. В европейских и других развитых странах такой механизм пересмотра дел как раз и называется кассацией. Мировая практика показывает: чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления служебным положением. При сокращении инстанций усилилась роль апелляции, где применяется коллегиальное рассмотрение дел. Гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, будут рассматриваться судьей единолично, остальные категории дел будут рассматриваться исключительно коллегиально. В рамках усиления судебного контроля в деятельность следственного судьи введен ряд дополнительных функций - санкционирование осмотра, обыска и личного обыска. Расширился перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Если ранее законодательством было предусмотрено, что с участием присяжных заседателей подлежат рассмотрению лишь дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, то теперь к категории рассматриваемых с участием присяжных заседателей отнесены дела, связанные с похищением человека, совершенным преступной группой, торговлей людьми, вовлечением несовершеннолетнего в деятельность преступной группы, торговлей несовершеннолетними. Также хочу отметить возможности нового Гражданского процессуального кодекса. В нем предусмотрено сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц - это массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу и другое. Также во исполнение поставленной задачи в кодексе уделено внимание внесудебному и досудебному порядку урегулирования споров, примирительным процедурам в суде. Урегулирование спора между сторонами в порядке медиации осуществляется медиатором или судьей по ходатайству сторон. В пределах одного дела стороны могут разрешить ряд вопросов, поскольку разрешается одновременное изменение предмета и основания иска. При партисипативной процедуре урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов. Словом, суды на практике реализуют меры, предусмотренные в Плане нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех».Беседовала Индира БОТАШЕВА