Образование и труд без ограничений
Согласно Конституции Республики Казахстан, правом на труд и образование в равной степени обладает каждый человек. Главный закон страны не разделяет людей ни по национальному признаку, ни по вероисповеданию, ни по физическим особенностям. Однако людям с ограниченными возможностями бывает весьма проблематично получить полноценное образование и трудоустроиться. В последние годы в Казахстане вопросам адаптации и занятости инвалидов уделяется особое внимание: их обучают, дают возможность заработать, обустраивают объекты пандусами, чтобы обеспечить доступ для колясочников. Правда, остается еще ряд организаций, где это требование игнорируется. Не оснащен специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа колясочников и общественный транспорт. Не всегда учитываются потребности этой категории людей и при проектировании и строительстве новых социальных и культурных объектов, в том числе дошкольных, общеобразовательных учреждений. Нет свободного доступа для инвалидов и во многих вузах. А ведь от возможности получить образование зависит дальнейшая жизнь человека, его успешная адаптация в обществе. Люди с особыми потребностями тоже хотят быть полезными государству, работать как все и получать достойную плату за свой труд. По словам советника акима Жамбылской области по вопросам граждан с ограниченными возможностями Руслана Тулегенова, на сегодняшний день большинство инвалидов не имеют высшего образования. И на то есть свои причины. - Во-первых, учеба в вузе для многих не по карману. Я неоднократно поднимал вопрос обучения людей с ограниченными возможностями за счет государственного финансирования, пусть даже и на конкурсной основе. Эта категория абитуриентов будет сама стремиться получить образовательный грант. Если из пяти желающих хотя бы один поступит -это уже хорошо. Сегодня в вузах рес-публики обучается всего лишь один процент студентов с инвалидностью. И то по большей части это дети из обес-печенных семей. Ребята, чьи родители не могут оплачивать обучение в университете, опять остаются не у дел, - говорит Руслан Тулегенов. Есть проблемы и с трудоустройством. Работодатели в этом вопросе весьма разборчивы. И дело здесь не только в наличии высшего образования. - Не все рабочие места приспособлены для человека с ограниченными возможностями. Для этой категории работников нужны определенные условия труда. Все это дополнительные затраты для работодателя. Не каждый предприниматель пойдет на это, - говорит юрист объединения юридических лиц «Союз организаций, работающих с инвалидами Жамбылской области, «АСАР» Балжан Утеулина. - Трехпроцентная квота для инвалидов, кстати, тоже никем из работодателей не соблюдается. Есть, конечно, и положительные примеры. На ТОО «Энерджи-Тараз» сегодня успешно трудятся жамбылцы с нарушениями слуха. Но это, пожалуй, чуть ли не единственный случай в области. Сегодня на государственном уровне рассматриваются вопросы улучшения законодательной основы для сотрудничества инвалидов и предпринимателей. Социализацию и обучение детей с особыми потребностями нужно начинать с детского сада, уверен Руслан Тулегенов, где специально обученные воспитатели и нянечки будут помогать ребятам адаптироваться и развиваться. - Учиться в обычной школе людям с ограниченными возможностями сложно, но возможно. У нас немало талантливых и перспективных детей, взять хотя бы 14-летнего Исаака Мустопуло, который ходит в обычную школу. В этом огромная заслуга и его родителей. Немалая ответственность за обучение детей-инвалидов ложится на учителей и директоров, которые сразу стремятся определить их на домашнее обучение. Сейчас вроде бы эта система налажена, но опять же сложность заключается в том, что особому ребенку непросто освоить все предметы школьной программы за короткое время. К тому же как он может развиваться, если находится в изоляции от общения со сверстниками? - резюмировал Р. Тулегенов. Людей с инвалидностью часто относят к уязвимой группе населения. А ведь уязвимыми они становятся из-за их физических и социальных барьеров. И предстоит сделать немало, чтобы люди с особыми потребностями чувствовали себя комфортно и безопасно.Светлана ГЛАДКОВА, фото автора