Маленькими шагами к личным достижениям
Здесь все, как в школе, - педагоги, уроки, новые знания. Только вот ученики зачастую не умеют говорить и понимать элементарное, приезжают сюда в инвалидных колясках, потому что на самом деле это не настоящая школа, а центр реабилитации и адаптации детей-инвалидов. И учат совсем иначе. - Валихан, тебе нравится здесь? - Нравится. - А учительница у тебя какая? - Добрая. Элементарный, казалось бы, диалог. Однако Валихану, сверстники которого давно уже научились читать и писать, гонять мяч и придумывать невероятные истории, каждое слово дается с трудом. Но для него это заметный прогресс, плод трех лет кропотливых ежедневных занятий, которые он посещает с большим удовольствием. - Валихан в семье старший ребенок, и когда у нас бывает короткий день, не хочет уходить домой. Мы прививаем своим воспитанникам навыки самообслуживания, играя, обучаем, познаем мир, общаемся, а ведь именно общения им так не хватает в семье, - говорит дефектолог Акмарал Кансеитова. Как это ни горько констатировать, но таких обучаемых у нее в группе № 3 всего четверо. Еще пятеро в группе № 1 не понимают и не разговаривают, у них потухший взор, рассеянное внимание, практически полное отсутствие интереса к познанию и мышления. Не каждый сможет принять и полюбить их, не у каждого хватит доброты и терпения, чтобы изо дня в день учить их понимать самое простое: «сядь», «подай», «сними» и выполнять самое сложное - поздороваться, помыть руки, назвать цвет. Акмарал Кансеитова, мама пятерых детей, не только смогла это сделать, но и посвятила детям с особенными потребностями почти два десятка лет. Хотя с ее знаниями и опытом давно могла бы сделать успешную карьеру. - Акмарал Нуржигитовна окончила с отличием педагогический колледж, Таразский государственный университет по специальности «педагогика и психология», годичные курсы переподготовки на специальность «учитель специальной коррекционной школы», - говорит директор КГУ «Жамбылский областной центр реабилитации и адаптации детей-инвалидов» управления координации занятости и социальных программ Марал Шлыкова. - Работала сначала учителем начальных классов, педагогом во вспомогательной школе для умственно отсталых детей, и вот уже 11 лет у нас психологом и дефектологом. Она вкладывает в наших подопечных всю теплоту материнского сердца - всегда улыбается, не повышает голос, очень эмоциональна, и дети тянутся к ней, с удовольствием слушают. Главный результат ее работы - положительные сдвиги в развитии детей. А занимаются в центре с каждым индивидуально, потому что у каждого разная степень поражения центральной нервной системы и свое развитие. К тому же специальных программ для коррекции таких детей нет, есть только в целом для коррекционной школы. Вот и придумывают методисты и дефектологи собственные программы на основании утвержденных Министерством образования и науки, а задачи ставят самые простые, к примеру, научить держать ложку и самостоятельно подносить ее. Если ребенок не смог справиться, анализируют, ищут причину: или он редко посещал занятия, или задачу завышенную поставили. Мониторинг проводят каждый квартал. Выполнил ребенок задачу - ставят новую. Но решают их только в игровой форме, придумывая разные методики и новые игры, либо просто доводят движения до автоматизма. - Дефектолог должен быть и учителем, и психологом, и логопедом. Главное - гуманным по отношению к ребенку: не относиться к нему как к инвалиду, а быть с ним на равных. Нужно большое терпение и понимание, нужно уметь поставить себя на место этого ребенка, но не гиперопекать его, а направлять, чтобы он сам добивался результата. На Акмарал Кансеитову как на дефектолога возложена обязанность корректировать нарушения всех познавательных процессов, а это память, воображение, восприятие, мышление, речь, внимание, и развивать познавательный процесс. Со всеми этими задачами она успешно справляется, - поясняет М. Шлыкова. Сама же Акмарал больше говорит о своих подопечных. Они - часть ее жизни, ведь с каждым из них она работает почти по году. Многие приходят в центр адаптации, не владея даже разговорной речью, а уходят, научившись петь, танцевать, беседовать по картинкам. - Когда видишь, что от вложенных усилий есть отдача, и работать хочется творчески, и совершенствовать свои знания. Я не жалею, что выбрала эту профессию, - говорит Акмарал. Конечно, оценить, насколько шире стали познания и способности особенных детей как в школе по рейтингу или тесту, нельзя, их успех человеку здоровому практически не виден. Это маленькая крупица, один короткий шажок на пути к навыкам самообслуживания и умению мыслить. Сколько таких шагов прошли за 11 лет десятки воспитанников педагога! Хочется верить, что и они смогли запомнить все, чему она научила.Наталья ПЕРФИЛЬЕВА, Виктор БАРБАШ (фото)