Почему у нас трудно развивается туризм?
Сообщения подруг о том, что они едут в Тараз погостить дольше, чем на два дня, ввергает меня, если честно, в легкий ступор. Чем хороши два дня? В первый встречаемся, обнимаемся, вспоминаем прошлое, перемежая воспоминания заранее заготовленной едой. На второй день та же программа с посещением общих знакомых. На третий день возникает большой вопрос: куда? Куда можно свозить человека, приехавшего из другого региона, что показать, чтобы если не удивить, то хотя бы разнообразить пребывание? Стандартный туристический набор (он же частично свадебный) - поездки по мавзолеям, монументам, на Акыртас, к роднику Аулие Бастау - во второй приезд уже не интересен. Можно, конечно, бесконечно водить знакомых в наш краеведческий музей, богатый экспонатами. Но, к сожалению, не все любят ходить в музеи. Неужели так бедна достопримечательностями жамбылская земля? На сайте управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития есть большой перечень, где кроме названных точек указаны восемь древних городищ, восемь природных памятников. Намеренно не перечисляю их - кому интересно, может зайти на сайт. К указанным объектам я бы еще добавила мавзолей Ыкыласа, музей Бауыржана Момышулы, рощу Топ-Агаш, меркенскую высокогорную долину с балбалами, озеро Шайтанколь. Думаю, каждый коренной житель области мог бы расширить этот список знакомыми ему названиями. Однако съездить на эти объекты проблематично. Большинство из них не являются востребованными, коллективные экскурсии собираются нечасто, а одиночные посещения не приносят турфирмам дохода. Обвинять частных предпринимателей в том, что они не хотят в ущерб себе везти двух-трех человек за 100 - 200 километров от города, было бы просто нечестно. Но сегодня, когда количество личного автотранспорта растет из года в год, поездка сама по себе осуществима. Вопрос только в том, как найти дорогу. Указателей на трассе нет, подробных маршрутов в Интернете тоже не найти. Турфирмы могли бы создать программы для GPS-навигатора и продавать их «самодеятельным» туристам. Таких услуг тоже никто не предоставляет. Нужно отдать должное - есть в Интернете сайт visitkazakhstan, где принимают заявки на поездки по Жамбылской области. Но большой недостаток рекламных страниц - немногочисленные, небольшие и не очень выразительные фотографии, словно создатели сайта боятся, что, насмотревшись виртуальных красот, потенциальные туристы поленятся выехать на место. Еще одна серьезная, на мой взгляд, беда туристических фирм - неумение интригующе подать материал и нежелание признать это неумение. В туристическом бизнесе, как нигде, нужно умение вызвать желание отправиться в путешествие даже у самого прилипшего к дивану гражданина. Но почему-то большое количество проспектов пишется как аннотация к ботинкам или валерьянке - просто перечисляются имеющиеся достоинства. Например: «В высокогорье можно встретить снежного барса, а в низкогорьях обитают архар, тек и тянь-шаньский бурый медведь. В песках можно увидеть джейранов, а в Бетпакдале - куланов и изредка сайгаков. Из редких охраняемых птиц в пустынной зоне Бетпакдалы можно наблюдать чернобрюхого и белобрюхого рябков, саджу, дрофу-красотку, стрепета, журавля-красавку, кречетку, авдотку». И, наконец, хочется сказать два слова о туристическом патриотизме. Есть расхожая фраза, что бизнесмен без понтов - беспонтовый бизнесмен. Почему бы эти самые «понты» не направить на популяризацию своей родины? Почему бы вместо корпоративной вечеринки раз в год не вывезти коллектив на экскурсию по родному краю? Почему бы в качестве подарка не организовать своим детям и их одноклассникам урок истории на одном из древних городищ или в ущелье Бериккара, урок географии или биологии в каньоне Коксай или песках Мойынкумов? В конце концов кто прославит землю лучше ее детей?Индира БОТАШЕВА