Особенности национального жилища кочевников
Для всех народов, чьи традиции связаны с кочевым образом жизни, юрта не просто привычная конструкция, а нечто большее. И хотя в современном мире все более забываются традиции и уклад жизни предков, юрта навсегда вписалась в культуру нашего народа. Переносное жилище - юрта, седло и стремена, искусство верхового боя, ковровые узоры и орнаменты серебряных и золотых украшений - оригинальные изобретения кочевых культур. Культура же современного человека основывается на традициях, берущих начало в глубокой древности. Юрта - традиционное жилище кочевников. Она быстро устанавливается и разбирается, легко перевозится, ее войлочное покрытие не пропускает влагу. В знойные дни внутри юрты прохладно, зиму же можно пережить, покрыв ее стенки вторым слоем войлока и разогрев очаг внутри нее. Установка юрты начинается с двери - есік, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: «Красота и богатство юрты начинаются с порога». Поэтому дверь часто украшали резными узорами. К двери с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бақан - поднимают купол юрты - шаңырақ. В его боковые отверстия вставляют уық - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение. По функциональному признаку казахская юрта в горизонтальной плоскости делится на семь частей: почетное место - төр, расположенное в противоположной от двери части юрты, самая отдаленная от двери часть юрты; место хозяина - чуть ближе к входу, слева от почетного места; кухонная часть - ближе к двери от места хозяев; место для молодых членов семьи - справа от почетного места; место для хранения конской сбруи - ближе к входу от места молодых членов семьи, также в правой половине юрты; входная часть, дверь - противоположная почетному месту часть юрты; очаг - в центре юрты. Төр - место для почетных гостей, сакрализованная часть юрты. Обычно здесь располагается жүкаяқ, жүк (постельные принадлежности), вывешиваются ружья, декоративная плетка, домбра и другие ценности. Навершие юрты шаңырақ является семейной реликвией, символом счастья и мира. Не случайно именно он стал центральным элементом Герба Казахстана. Для казахов шаңырақ издревле являлся символом продолжения рода. По семейному праву казахов отец выделял старшим сыновьям, поднявшим свой шаңырақ, некоторую долю своего состояния в самостоятельное пользование, и непременным атрибутом родительского подарка во все времена была юрта. Наследником отцовского дома является младший сын - кенже. Он же и занимал привилегированное положение в семье. Главный шаңырақ семьи доставался в наследство именно ему. На него также возлагалась святая обязанность заботиться о родителях в преклонном возрасте. Сегодня эта старинная традиция сохраняется во всех казахских семьях. Существуют правила этикета, связанные с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя, так же как, например, с набитым ртом. В юрте нельзя сидеть, опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.Айжан АУЕЛБЕКОВА