Перекрёстки Нового Шёлкового пути
Роль Казахстана в межконтинентальном проекте
Так сложилось, что современный Казахстан находится в сердце древнего торгового маршрута Великого Шелкового пути, который в ближайшие годы превратится в важный участок инвестиционного и делового сотрудничества. Символично, что в наши дни Новый Шелковый путь, как и тысячу лет назад, возрождается уже в новом формате в Сиане (провинция Шэньси) в Китае. В информации, размещенной на официальном сайте Национальной комиссии развития и реформ Китайской Народной Республики, сказано, что Новый Шелковый путь послужит интересам социально-экономического развития регионов Китая и Казахстана, а также других заинтересованных стран-участниц проекта. Многовекторность и перспективность этого проекта нашли поддержку Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который назвал его «великим», так как он предоставляет республике возможность стать крупнейшим транспортно-логистическим и деловым центром Евразии. В китайской концепции содержание Нового Шелкового пути включает в себя два стратегических проекта - «Экономический пояс Нового Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», объединенные в мегапроект «Один пояс - один путь». В рамках сухопутного Шелкового пути создаются три трансевразийских транспортных коридора: северный (Китай - Центральная Азия - Россия - Европа), центральный (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море) и южный (Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан). Казахстан как государство, непосредственно располагающееся в ареале мощного торгово-экономического поля стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Евразийского экономического союза, пока не получает в полной мере адекватных выгод от своего уникального географического положения. При этом значительная территория республики и низкая плотность населения, высокий темп экономического развития страны, достигнутый за последние годы, формируют нарастающие потребности в транспортных перевозках, включая трансграничные, а также потребности в научных, технологических и гуманитарных обменах между ключевыми участниками проекта Нового Шелкового пути. Благодаря реализации государственной программы «Нұрлы жол» уже реализованы проекты по строительству железной дороги от Алашанькоу через Казахстан в Европу, сухого порта «Хоргос» и новой железнодорожной ветки, которая соединила юг страны с Европой. В контексте реализации целей и задач Нового Шелкового пути важным перекрестком экономических, инвестиционных и гуманитарных связей между Азией и Европой призвана стать столица Казахстана Астана. В ближайшей перспективе она станет национальным центром технологического прогресса и инноваций. Инновационное развитие экономики подразумевает как модернизацию существующего города и пригородных предприятий, так и создание новых высокотехнологичных и наукоемких секторов с высокой добавленной стоимостью. Экономику столицы сегодня формируют высокие технологии и коммуникации, транспортный сектор и строительство. Особое значение придается формированию медицинского, научного и туристического кластеров. Фактически это микромодель новой социально-экономической системы, которую Нурсултан Назарбаев рассчитывает реализовать в масштабах всей страны. В 2017 году Елбасы выдвинул инициативу превращения Астаны в «умный» город с целью распространить эталон столицы на другие города республики. Соответственно, используя лучший мировой опыт, Международный финансовый центр «Астана» должен стать при этом региональным хабом, применяющим современные, в том числе цифровые, финансовые технологии. Логика участия Казахстана в мегапроекте Нового Шелкового пути подразумевает развитие цифровой культуры как в государственном, так и частном секторах, включая акцио-нерное общество «Самрук-Қазына», Национальную компанию «Қазақстан темір жолы» и другие крупные национальные компании, вовлеченные в межконтинентальный проект. Создание цифрового присутствия и архитектуры позволит Казахстану успешнее развивать долгосрочные цели экономического и гуманитарного развития, которые он преследует с ООН, Всемирным банком, другими международными организациями, а также инициатором проекта Китаем и в рамках ЕАЭС. Обеспечивая кратчайший маршрут для информационных потоков между Европой и Азией, Казахстан укрепляет свое конкурентное пре-имущество на рынке транзита международного трафика. Выступая в качестве координатора межрегиональных инициатив, например проекта сети TASIM - Трансевразийской высокоскоростной информационной магистрали, наша страна способствует объединению центров обмена данных Западной Европы и Азии. В целом условия реализации модели Нового Шелкового пути для Казахстана благоприятны, а роль как ключевого участника мегапроекта бесспорна. А главное, модель сотрудничества, реализуемая в межконтинентальном проекте, базируется на принципах взаимной выгоды, равного партнерства и невмешательства во внутренние дела партнеров. Важно подчеркнуть, что меры по формированию единого транспортного пространства в рамках проекта Нового Шелкового пути в полной мере согласуются со стратегическими целями участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе, а именно целями реализации транзитного потенциала железнодорожного транспорта и интеграции Казахстана в мировую транспортно-логистическую систему. Правда, для этого потребуется скоординировать усилия по развитию конкурентоспособных железнодорожных коридоров, проходящих по территории ЕАЭС, а также расположенных в них крупных транспортно-логистических центров и «сухих» портов. Большие перспективы от участия в мегапроекте есть практически у всех стран-участниц ЕАЭС, так как они занимают уникальное трансконтинентальное географическое положение между Европой и странами АТР. Таким образом, Казахстан впервые в своей истории держит в руках связующие нити межконтинентального мегапроекта Нового Шелкового пути, соединяющие две части света - Азию и Европу. Роль Казахстана в реализации данного проекта будет только усиливаться по мере усиления динамики намеченных планов и инициатив. Сегодня главное - придать новый импульс отечественной экономике, создать новые высокотехнологичные рабочие места, подготовить квалифицированных управленцев, способных успешно решить столь масштабную геостратегическую задачу.Бахтияр АЛДАШОВ, член депутатской фракции партии «Нұр Отан» в областном маслихате