Незыблемые правила
Школа должна давать фундаментальные знания
Директор гимназии № 40 города Тараза Александр Гибнер убежден, что академизм знаний в сегодняшнем среднем образовании вовсе не недостаток. Напротив, это фундамент воспитания нового конкурентоспособного поколения, способного адаптироваться к меняющимся условиям и совершенствоваться. Детство Александра Абрамовича прошло на Урале, в Свердловской области. Трудные послевоенные годы, единый устав для всех школ. - У большинства детей моей эпохи была мечта стать космонавтом, - вспоминает он. - Почти все мечтали повторить полет Юрия Гагарина. А мне всегда представлялось, что я артист цирка или театра, играть у меня получалось очень хорошо. Привлекала и работа на природе, отец советовал мне стать агрономом. А учитель физики Валентина Васильевна Барышникова в девятом классе буквально подсовывала книги о школе. Я читал их с большим интересом и в какой-то момент понял, что и сам хочу работать в школе. Валентина Васильевна была моим идеалом. Она и другие педагоги были настолько интересными, что мне хотелось быть похожим на них, чтобы у меня была такая же интересная жизнь, как у них. Отучившись в Нижнетагильском педагогическом институте, он получил диплом учителя физики и вернулся в родную школу. А через год, в 1981-м, вместе с семьей приехал в Джамбул. - В том году как раз открывалась школа № 40, и я сразу же пришел сюда работать. Так и остался, - вспоминает Александр Абрамович. - Мне было 25 лет, я с таким интересом преподавал детям. По сей день мои выпускники приезжают ко мне, пишут письма в Интернете, и я понимаю, что все мои старания не прошли даром. В 1987 году прежний директор школы ушел с поста, а новым коллектив избрал Александра Гибнера. Новичок в своем деле, он прошел трехмесячные курсы в Караганде, где опытные директора школ делились знаниями. - Сейчас, к сожалению, такую практику в стране не применяют. А тогда обучение мне очень помогло. В начале 90-х годов заработную плату могли не выплачивать по нескольку месяцев, но зато давали возможность использовать в преподавании творческие моменты. Я был с командировками в Москве, Минске и Ленинграде, и полученный опыт лег в основу программы, созданной для нашего теперь уже лицея. Мы заключили договор с областным историко-краеведческим музеем, получили доступ к государственному архиву. И представьте - вместо обычного скучного урока истории с неинтересными фактами дети шли в архив, держали в руках исторические документы, видели все наглядно. Помимо обычных уроков физики мы добавили экспериментальные уроки, проводили опыты, исследования, - рассказывает А. Гибнер. В свою очередь и английский язык изучали дополнительно с техникой перевода, а класс с химико-биологическим уклоном имел возможность посещать больницу, помогать врачам. Такой наглядный пример помогал детям определиться, хотят ли они связывать свою жизнь с той или иной профессией. - В 2002 году школа получила статус гимназии. При поступлении ребенка в первый класс мы проводили собеседование. Если ребенок знал буквы алфавита и мог перечислить, к примеру, все, что относится к транспорту, то мы принимали его. Если же нет, отказывали. Сейчас же правила иные, и мы обязаны принимать всех, кто относится к нам по месту жительства. Так что теперь в начальных классах мы видим детей с разным уровнем подготовки, - отмечает директор. К сожалению, многие родители не осознают, что учить ребенка алфавиту, развивать его - это их прямая обязанность. Если раньше ребенка готовили к школе, ставили перед ним цель поступить в гимназию, он старался. Сейчас же, по словам А. Гибнера, ребенок может не прилагать абсолютно никаких усилий, отставать по всем предметам, однако согласно закону школа обязана обучать его до 9-го либо 11-го класса. - У нас ощущается большая нехватка кадров, - поделился Александр Абрамович. - Почему? Потому что учителей не ценят. Стоит только учителю немного повысить голос, как тут же от родителей поступают претензии. Делаешь замечание ученице, что она пришла не в школьной форме или же не подготовилась к уроку, как тут же прибегают возмущенные родители и прямо на глазах у ребенка могут указать учителю его место. Если родители сами подают такой пример, чего же нам ждать от учеников? Дети хамят, огрызаются, срывают уроки, им все сходит с рук. Директор вынужден просить педагогов пенсионного возраста оставаться в школе, ведь заменить их уже некем. Даже если в школу приходят молодые специалисты, они не задерживаются. К примеру, учитель английского языка может уйти в фирму переводчиком, там на него не будет повышать голос чей-то невоспитанный ребенок. К тому же заработная плата у переводчика на порядок выше, да и возиться с бумагами надо меньше. - На самом деле это проблема. За кипами бумаг, которые постоянно надо заполнять, мы забываем о детях. Законов о регулировании работы школ несметное количество. И при этом один пункт может противоречить другому, - констатирует А. Гибнер. Кому-то может показаться, что учитель старой закалки всего лишь ностальгирует по советскому времени. Однако Александр Абрамович вовсе не утверждает, что мы должны придерживаться старых норм и предписаний. - Перед нами стоит задача воспитать поколение, которое сможет совершенствоваться постоянно. Но для этого нужна база знаний. Физика, математика - эти предметы очень важны для развития логического мышления. Необходимо взять за основу старую методику и добавить к ней новую. К примеру, физику можно преподавать для всех в средних классах, а углубленное изучение - для тех, кто сам этого захотел. - У каждого ребенка свой талант, и со временем родители будут его развивать. А обязанность школы - дать основу, фундаментальные знания. И это правило должно оставаться незыблемым, - убежден Александр Гибнер.Анель АБДИМОМЫНОВА