Меню

Естественный отбор

Естественный отбор

Естественный отбор Естественный отбор
Фото из открытого источника

Тест расставит точки над i

Президент страны в выступлении «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» вновь затронул проблему низкого качества знаний выпускников общеобразовательных школ, обозначил проблему слабого правового регулирования процедуры ЕНТ. Однако вопрос не только в этом: низкий уровень подготовки части выпускников может быть следствием слабой профессиональной подготовки самого учителя. Так что внеочередной проверки знаний и уровня компетентности педагогам не избежать. Намерение провести внеплановое тестирование однажды уже вызвало негативную реакцию со стороны некоторых работников образования, посчитавших его незаконным. Поскольку тема не закрыта, редакция обратилась к заместителю председателя профсоюза работников образования и науки Жамбылской области Виктору Беженарову с просьбой развеять сомнения и дать правовую оценку предстоящему внеочередному квалификационному тестированию учителей. - Виктор Федорович, расскажите прежде всего о правомерности тестирования и других проверок. - Нормами трудового права работодателю не запрещается производить проверки работников на предмет готовности их к выполнению функциональных обязанностей. Такой запрет был бы абсурдным. Согласно пункту 1 статьи 55 Закона Республики Казахстан «Об образовании» управление качеством образования направлено на реализацию единой государственной политики в области образования и включает государственные и институциональные структуры, которые и составляют единую национальную систему оценки качества образования. А у нас, по оценке Нурсултана Назарбаева, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках и использовании интерактивных досок. Сегодня учитель должен отвечать высоким требованиям, значит, необходимо поднимать планку своего профессионализма. Пунктом 2 этой же статьи закона установлено, что управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях на основании результатов образовательного мониторинга. -Что предполагает понятие «образовательный мониторинг»? - Систематическое наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся и сети организаций образования. Он проводится методами внешней и внутренней оценки качества образования. Если внешняя оценка включает в себя процедуры лицензирования, государственной аттестации организаций образования, их аккредитации, Единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, то внутренняя - систему менедж-мента качества, различные процедуры самооценки всех видов деятельности организаций образования, текущего контроля успеваемости, оценку образовательных достижений учащихся. Таким образом, внутренняя оценка качества образования не исключает возможности проведения различного рода проверок профессиональной подготовленности учителей и директоров школ, в том числе и тестирование на знание преподаваемого предмета. - Выходит, учителя, не сдавшего тест, можно запросто уволить с работы за несоответствие занимаемой должности? - Нет, с работниками, показавшими низкие результаты при тестировании, расторжение трудового договора в связи с несоответствием занимаемой должности (вследствие недостаточной квалификации) не допускается. Порядок таков: сначала коллегиальный орган - педагогический совет - выносит решение о досрочной переаттестации (до истечения пятилетнего срока со дня предыдущей), затем аттестационная комиссия проводит тестирование, и в том случае, если педагог не сможет подтвердить свои знания, выносит рекомендательное решение о несоответствии его занимаемой должности. Что касается оценки деятельности руководителей организаций образования, то она производится один раз в три года по правилам, определенным Правительством страны. Какого-либо нормативно-правового акта по вопросу регламентации порядка проведения аттестационных испытаний руководителями организаций образования, созданных в организационно-правовой форме госучреждений, Правительство на сегодняшний день не приняло. В правовом поле республики имеются Правила назначения и аттестации, а также согласования кандидатуры руководителя госпредприятия, действие которых распространяется и на руководителей организаций образования, создаваемых в форме госпредприятий. В любом случае проведение тестирования директоров школ на знание действующего законодательства, основ административного управления, по вопросам осуществления управления вверенной им организации является компетенцией органов управления образования и не противоречит действующему праву. Что касается высказываний о якобы незаконности проверки знаний педагогов, то это субъективные мнения отдельных людей. Если результаты тестирования либо иных проверок послужат поводом для неправомерных решений, посягающих на права и законные интересы работников, профсоюз, призванный защищать интересы работника, обязательно отреагирует адекватно. К примеру, в 2011 году в результате проведенного тестирования неправомерно были уволены с должности ряд директоров средних школ области. При содействии профсоюза эти руководители восстановлены на прежней работе.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

Самые читаемые статьи недели: