Перспективы развития энергетического сектора Казахстана
Со следующего года Евросоюз - один из главных торговых партнеров Казахстана - планирует ввести так называемый «углеродный налог» для поставщиков нефти. Для них будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов. Как эти и другие планы ЕС по декарбонизации экономик могут повлиять на нашу страну, рассказал эксперт в энергетике, политолог Алмаз Абилдаев. - Алмаз, для чего Европе нужен этот налог? Какими будут его последствия для Казахстана? - За последние несколько лет по ряду причин у Евросоюза появилась возможность уйти от зависимости от основных поставщиков энергоресурсов. Вот он и повел энергетическую политику в нужном для него направлении. Казахстану опять отведена роль поставщика сырья, природного газа и, возможно, в будущем водорода. Будет ли это взаимовыгодным сотрудничеством, думаю, во многом зависит от прагматично выстроенной работы нашей страны с ЕС в плане энергетического сотрудничества, и от того, каков будет этот диалог. Введение «углеродного налога», во-первых, повлияет на конкурентоспособность нашей нефти на рынках Евросоюза, во-вторых, уменьшит прибыль от продаваемого сырья. Пока хорошо то, что западная промышленность нуждается в сортах нефти, поставляемых нами. Из них выпускают дизтопливо, масла и другую продукцию, для производства которой непригодна легкая нефть. Но при этом страны Евросоюза не отказываются и от природного газа. И многие даже, наоборот, переходят с нефти на газ. Это может привести к резкому сокращению добычи сырья нефтяными компаниями, работающими на наших месторождениях, по вполне объективной причине - отсутствие гарантии его реализации. Новая стратегия ЕС - не потреблять нефть, уголь вообще, отказаться от них к 2050 году. Уже к 2025 году планируется покупать нефть с низким содержанием серы. У нас же высокосернистая нефть. Чтобы удалить из нее серу, потребуются дополнительные затраты, что непременно отразится на себестоимости. Поэтому сегодня Казахстану нужна новая энергетическая стратегия с учетом покупательской способности на ближайшие пять лет. - Что Вы предлагаете включить в эту стратегию? - Надо срочно начинать разведку и добычу газа. У нас газ не добывается национальным оператором, а закупается у недропользователей. А это уязвимость. Следует немедленно начать разведку новых месторождений газа по всей стране и делать это согласно условиям Парижского соглашения по климату, участником которого Казахстан является с 2015 года, для уменьшения выброса углекислого газа в атмосферу. Надо серьезно заниматься геологоразведочными работами. А это процесс очень длительный, займет не менее 10 - 15 лет. Если мы теряем в нефти, значит, надо быстро среагировать, перестроившись на добычу другого сырья, в том числе редкоземельных металлов (никель, алюминий, литий и другие), востребованных при создании инфраструктуры для «зеленых» экономик. Надо увеличить роль национальных компаний, занятых в газовой отрасли, обратить внимание на атомную энергетику с учетом возможностей реакторов четвертого и пятого поколения, и, наконец, нужны государственные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Если страны Организации экономического сотрудничества и развития откажутся от нефти, мы должны развивать нефтехимическую отрасль. Продукты нефтехимии по-прежнему будут востребованы при производстве автомобилей, каучука, в медицине. Если к 2030 году внутри страны будет большой излишек нефти, которую мы не сможем реализовать за рубеж, надо строить нефтехимические заводы и модернизировать имеющиеся с учетом производства бензина класса экологичности «Евро-6», «Евро-7». Новая тяжелая техника нуждается в современном дизтопливе. Если мы будем отставать в переработке сырья от России, Беларуси, то в будущем они «зальют» нас керосином, дизтопливом и бензином, геолого-разведывательными работами. Перспектив в энергетике Казахстана больше, чем проблем. Государству нужно раскрыть потенциал сначала в обеспечении собственной энергетической безопасности, затем идти на интеграционные проекты с ближним и дальним зарубежьем. Если усиливается конкуренция за рынки Запада, то надо обратить внимание на Азию, Индию, где население растет сверхактивно, как и потребление энергоресурсов. - Сегодня в информационном поле поднимается все больше экологических проблем как глобального, так и локального масштаба. Исключением не стал и Казахстан. Граждане нашей страны постепенно осознают, что им тоже есть о чем беспокоиться. К примеру, по индексу загрязнения за 2020 год республика занимала 26-ю строчку из 110 стран мира. Индекс загрязнения у нас составляет 75,15. Как Вы думаете, экоактивизм пришел к нам надолго? И что надо делать государству, чтобы не выпасть из экологической повестки? - Внимание казахстанской общественности к экологическим вопросам сегодня более чем оправдано и будет лишь усиливаться под влиянием глобального тренда защиты окружающей среды. С каждым годом растет число волонтеров и активистов, которые призывают людей бережно относиться к природе, а государство - соблюдать международные нормы по токсичным выбросам в атмосферу, загрязнениям водоемов. Что касается практических шагов Казахстана в сторону экологической повестки, считаю, что необходимо ускорить работу по утилизации накопленных отходов. Тем более что некоторые южнокорейские и немецкие компании, имеющие опыт в этом направлении, заинтересованы в строительстве у нас в стране мусороперерабатывающих заводов, попутно производящих электроэнергию. По моим сведениям, ведутся переговоры с акиматами Шымкента и Тараза. Думаю, что выбор этих регионов не случаен. Они являются энергодефицитными в отличие от других областей страны, где имеется профицит электроэнергии, а плотность населения невысокая. Здесь еще можно обойтись полигонами. Остается надеяться на гибкость властей южных регионов, благодаря чему в республике, наконец-то, будут реализованы международные экологические инновационные проекты.Темирлан КУСПАЕВ