Меню
1 июля, 2021 / Знамя труда / Новости

В детский сад или в школу - вместе со всеми. Включить ребят с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь

В детский сад или в школу - вместе со всеми. Включить ребят с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь

В детский сад или в школу - вместе со всеми.  Включить ребят с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь В детский сад или в школу - вместе со всеми.  Включить ребят с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь
Фото из открытого источника

Включить ребят с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Они обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Развитие системы инклюзивного образования - одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования и науки в Республике Казахстан. Недавно Главой государства Касым-Жомартом Токаевым подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Документ был инициирован группой сенаторов. Изменения и дополнения внесены в законы об образовании, о правах ребенка в республике, о социальной защите инвалидов. Закон направлен на реализацию прав лиц с особыми образовательными потребностями на доступное образование без дискриминации и обеспечение их инклюзивным образованием на всех уровнях обучения. В нем уточняется порядок приема в садики и школы детей с ограниченными возможностями. Теперь образовательные организации, обучающие детей с особыми потребностями, должны адаптировать образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями обучающихся и воспитанников. По данным, которыми оперировали сенаторы, в Казахстане проживают более 162 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, или 2,7 процента от общей численности детей, функционируют 42 специальных детских сада и 435 специальных групп, в которых получают воспитание и обучение более 13 тысяч детей дошкольного возраста, 97 специальных школ и 2605 специальных классов при общеобразовательных школах, где обучаются около 25 тысяч школьников с особыми потребностями. В Жамбылской области доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования и воспитания, составляет 77,5 процента (в республике - меньше 60 процентов). Всего же, по данным управления образования акимата области, в регионе проживают 3364 ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Необходимо еще одно специальное дошкольное учреждение, и его открытие запланировано в следующем году. Предусматривается размещение там государственного заказа. - В системе образования при оказании помощи особым детям важную роль играет психолого-медико-педагогическая консультация. Общая потребность в них в стране из расчета на 50 тысяч населения составляет 81. На сегодняшний день в нашем регионе функционируют шесть таких консультаций. В связи с ростом детского населения в Таразе, а по данным департамента статистики, в областном центре проживают более 138 тысяч детей от 0 до 18 лет, до конца текущего года планируется открытие еще одной психолого-медико-педагогической консультации, - рассказала руководитель отдела дошкольного воспитания и организаций всеобщего обучения управления образования Набира Суйманова. По ее словам, на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации принимается решение, куда лучше определить ребенка с особыми образовательными потребностями - в общеобразовательную школу, оставить на домашнем обучении или же в специальный интернат. В каж­дом районе есть коррекционные кабинеты, в Таразе их два, а также реабилитационный центр. Там дети получают специализированную коррекционную помощь. В целях социальной адаптации детей с особыми потребностями в организациях образования области в этом учебном году открыты пять ресурсных и инклюзивных кабинетов, оснащена их материально-техническая база. Всего в 88,2 процента школ региона созданы условия для инклюзивного образования. Этот показатель выше республиканского. Работу кабинетов поддержки инклюзии в двух общеобразовательных школах города - № 9 и № 35, которые работают с прошлого года, по достоинству оценила директор Фонда Нурсултана Назарбаева «Қамқорлық» Дарига Назарбаева во время визита в нашу область. - Имеется потребность в открытии кабинета коррекции для детей с нарушениями аутистического спектра. По этому поводу в данное время ведется работа с частным благотворительным фондом Булата Утемуратова, - дополнила Н. Суйманова. По ее информации, для инклюзивного образования в общеобразовательных школах области нужны 60 учителей-дефектологов и 60 учителей-логопедов. Диплом о высшем образовании в Таразе в этом году получают 26 дефектологов, обучавшиеся по гранту акима области. Все молодые специалисты будут трудоустроены в школы. О том, с какими проблемами во внедрении инклюзивного образования придется столкнуться чиновникам, учителям и родителям, не по наслышке знает 16-летняя Умидахон Ахунджанова, у которой с детства церебральный паралич. Она передвигается на инвалидной коляске. Девочка недавно перешла в 11-й класс таразской средней школы № 23, но находится на домашнем обучении. - О необходимости инклюзии я слышу давно. Да, действительно, инклюзивное образование во многом поможет быстрее адаптироваться и социализироваться детям с особыми потребностями в окружающей среде, - говорит Умидахон. - По себе скажу, я долгое время не могла найти общий язык с одноклассниками, ведь с первого по четвертый класс я обучалась, как и все, то есть в школе. Было сложно, так как и моим родителям, и учителям приходилось приспосабливаться к особенной ученице. Сейчас я на индивидуальном обучении, учителя приходят заниматься со мной на дом, и мне так комфортнее. Но если у самого ребенка с инвалидностью есть желание учиться в обычной школе, то потом ему в жизни будет гораздо проще, это факт. Все зависит от выбора особенного ученика и его родителей.

Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА

[gallery columns="2" ids="44808,44809,44810,44811,44812"]

Самые читаемые статьи недели: