Меню
5 августа, 2021 / Знамя труда / Новости

Следы вечности. Орнаменты хранят печать тысячелетий

Следы вечности. Орнаменты хранят печать тысячелетий

Следы вечности.  Орнаменты хранят печать тысячелетий Следы вечности.  Орнаменты хранят печать тысячелетий
Фото из открытого источника

Орнаменты хранят печать тысячелетий

Начавшийся в середине I тысячелетия процесс формирования феодальных отношений повлиял как на общий подъем экономической жизни городов Таласской долины, так и на развитие различных ремесел, особенно гончарного, кузнечного, ткацкого, а также на обработку камня и кости. Какой значительный экономический подъем переживал Тараз и города его округи, лучше всего видно на примере самой распространенной в этих районах отрасли производства - гончарной. Благодаря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле оседавшие в городах тюрки, карлуки, кимаки, кипчаки и караханиды смогли воспроизводить их на гончарных изделиях, тем самым способствовать расцвету орнаментального искусства как самостоятельного вида художественного творчества, выражавшего концептуальное мышление кочевых народов, их миропонимание и миропорядок. В системе орнаментального мышления заложен особый вид абстрактного мышления, в котором выявлено четыре структурных элемента: круг, S-образный элемент, крест и треугольник. Это и четыре времени года, и четыре стороны света. Легенда гласит: «Древний человек поднялся на гору и увидел следы ветра на песке, а дальше - следы животных, они повторяли одно и то же очертание, выстраиваясь в одну бесконечную линию, показывая движение, и только смерть могла прервать их, оставив свой, лишенный всякой гармонии след. Каждый раз, когда Он приходил на то место, оно менялось, и ему это нравилось. И это стало его развлечением. Ему хотелось запомнить все, что Он видел, и перенести поближе к себе, туда, где обитал: Он захотел перенести «дыханье ветра» в дом... Затем Он перенес следы животных, образы цветов и растений, чтобы, смотря на них, вспоминать их запах. И многим живущим рядом с ним это понравилось, и они тоже переносили их в свои дома, которые становились красивыми, но похожими. Тогда Он стал придумывать нечто новое, разделяя прежнее на части и сочетая их между собой. Потом Он придумал перенести «это» на одежду. И в праздник, выйдя к костру, Он увидел, что все сделали то же - украсили одежду «дыханием ветра, следами животных, запахами цветов» и стало ему от этого хорошо на душе и радостно. Он понял, что все они видят то же, чувствуют так же и что они все близкие-сородичи. Пришло время искать другие места для жизни. Неведомая сила вела их за солнцем. По пути они встречали себе подобных, но они были такие разные, и их было так много, что можно было раствориться в них, но Он видел своих по знакам на одеждах и радовался, что мог найти их и что Он не один. Они собирались вместе, ставили жилище и украшали его - «дыханием ветра, следами животных, запахами цветов», и все вокруг видели, и понимали, что у них есть нечто общее, которым они сильны. И те тоже стали придумывать свое, чтобы их тоже видели и знали, что они вместе - чтобы никто и нигде не мог их перепутать с другими, чтобы их могли узнавать, чтобы мы не могли потеряться». Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Нашим предкам было куда понятнее и проще создавать отдельные художественные элементы, а затем уже соединять их воедино. Узоры того времени преимущественно представляли собой растительные и животные элементы, чуть позже появились простейшие геометрические формы. Хорошо известно, что кочевые племена очень любили орнаментировать все предметы быта и жилища. До настоящего времени дошли прекрасные образцы орнаментального искусства на гончарных изделиях, хранящихся в запасниках нашего музея.

Багым ТАСЫБАЕВА, экскурсовод историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза»

[gallery columns="2" ids="45597,45598,45599,45600"]

Самые читаемые статьи недели: