Следы вечности. Орнаменты хранят печать тысячелетий
Орнаменты хранят печать тысячелетий
Начавшийся в середине I тысячелетия процесс формирования феодальных отношений повлиял как на общий подъем экономической жизни городов Таласской долины, так и на развитие различных ремесел, особенно гончарного, кузнечного, ткацкого, а также на обработку камня и кости. Какой значительный экономический подъем переживал Тараз и города его округи, лучше всего видно на примере самой распространенной в этих районах отрасли производства - гончарной. Благодаря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле оседавшие в городах тюрки, карлуки, кимаки, кипчаки и караханиды смогли воспроизводить их на гончарных изделиях, тем самым способствовать расцвету орнаментального искусства как самостоятельного вида художественного творчества, выражавшего концептуальное мышление кочевых народов, их миропонимание и миропорядок. В системе орнаментального мышления заложен особый вид абстрактного мышления, в котором выявлено четыре структурных элемента: круг, S-образный элемент, крест и треугольник. Это и четыре времени года, и четыре стороны света. Легенда гласит: «Древний человек поднялся на гору и увидел следы ветра на песке, а дальше - следы животных, они повторяли одно и то же очертание, выстраиваясь в одну бесконечную линию, показывая движение, и только смерть могла прервать их, оставив свой, лишенный всякой гармонии след. Каждый раз, когда Он приходил на то место, оно менялось, и ему это нравилось. И это стало его развлечением. Ему хотелось запомнить все, что Он видел, и перенести поближе к себе, туда, где обитал: Он захотел перенести «дыханье ветра» в дом... Затем Он перенес следы животных, образы цветов и растений, чтобы, смотря на них, вспоминать их запах. И многим живущим рядом с ним это понравилось, и они тоже переносили их в свои дома, которые становились красивыми, но похожими. Тогда Он стал придумывать нечто новое, разделяя прежнее на части и сочетая их между собой. Потом Он придумал перенести «это» на одежду. И в праздник, выйдя к костру, Он увидел, что все сделали то же - украсили одежду «дыханием ветра, следами животных, запахами цветов» и стало ему от этого хорошо на душе и радостно. Он понял, что все они видят то же, чувствуют так же и что они все близкие-сородичи. Пришло время искать другие места для жизни. Неведомая сила вела их за солнцем. По пути они встречали себе подобных, но они были такие разные, и их было так много, что можно было раствориться в них, но Он видел своих по знакам на одеждах и радовался, что мог найти их и что Он не один. Они собирались вместе, ставили жилище и украшали его - «дыханием ветра, следами животных, запахами цветов», и все вокруг видели, и понимали, что у них есть нечто общее, которым они сильны. И те тоже стали придумывать свое, чтобы их тоже видели и знали, что они вместе - чтобы никто и нигде не мог их перепутать с другими, чтобы их могли узнавать, чтобы мы не могли потеряться». Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Нашим предкам было куда понятнее и проще создавать отдельные художественные элементы, а затем уже соединять их воедино. Узоры того времени преимущественно представляли собой растительные и животные элементы, чуть позже появились простейшие геометрические формы. Хорошо известно, что кочевые племена очень любили орнаментировать все предметы быта и жилища. До настоящего времени дошли прекрасные образцы орнаментального искусства на гончарных изделиях, хранящихся в запасниках нашего музея.Багым ТАСЫБАЕВА, экскурсовод историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза»
[gallery columns="2" ids="45597,45598,45599,45600"]