Запретное рядом. Пассивный не значит безопасный
Пассивный не значит безопасный
В последние годы в соседнем Кыргызстане широкое распространение получило движение «Таблиги Джамаат», которое еще с 2013 года признано казахстанским судом экстремистским. Оно запрещено также в России, Узбекистане, Таджикистане и даже в Китае. Выступая «проводниками мусульманских ценностей», таблиги достаточно агрессивно навязывают свои догмы, которые подрывают устои традиционной уммы, вносят разлад и сомнения среди мусульман.Как они появились?
У тех, кто далек от религии, могут возникнуть вопросы. Например, насколько стремление «Таблиги Джамаат» распространить религию соответствует самому Исламу? А еще, как соотносятся такие понятия, как мусульманская одежда и светское образование, и вообще, в чем заключается теологический базис идеологии таблиговцев? Чтобы было понятно, начать нужно с создания самого движения, его основателей и долгого, а порой и причудливо замысловатого пути. По утверждению основателя «Таблиги Джамаат» Мухаммада Ильяса Кандехлеви, обязательство или его долг по формированию движения «даавата» (в переводе - призыв) ему просто приснилось во время его второго паломничества в Мекку в 1925 году. В 1926 году им была создана организация «Таблиги Джамаат» («Община призыва/возрождения»). А в 1941 году состоялась большая машура (собрание) с участием 25 тысяч последователей этого движения. За этот период основатель и его помощники выработали три основных правила общины, которые напрямую касались внешнего поведения последователей. Это - обязательное ношение мусульманской одежды, запрет на получение подрастающим поколением западного образования, не получив мусульманского, всеобщее обязательство членов движения участвовать в дааватах. Возможно, такие правила подходили под положение и позицию мусульман в колонизированной Британской империей Индии. Но следует учесть тот факт, что в тот период в этом регионе уже существовало приличное количество религиозных, религиозно-политических и консерваторских направлений, которые были направлены на сохранение религиозных устоев в индийском мусульманском обществе. А сегодняшние последователи «Таблиги Джамаат» все еще воплощают в реальность мечтания основателя движения. Разберем основные аспекты более подробно. В исламской теологии сон делится на три категории: мубашшират (божественный), нафсания (обычный, бытовой) и шайтания (сатанинский). Первая категория сна присуща только посланникам Всевышнего Аллаха, посредством которых они могут напрямую получать обязательства или провидения будущих обстоятельств от Всевышнего - на примере пророков Ибрахима (Авраама) и Юсуфа (мир им обоим!). Вторая категория - нафсания. В этой категории сна человек видит то, о чем мечтает, и к чему стремится. Такие сновидения возникают под влиянием повседневных забот, а также в результате испытуемых нами во время сна внешних воздействий. Третья категория называется шайтания. В ней человек подвергается наущению со стороны дьявола. Такие сны толкают людей к совершению злодеяний и необдуманных поступков, связанных с проявлениями человеческих пороков (стремление к власти, незаконному обогащению, похоти и разврату). В исламском вероучении сон обычного человека никогда не был источником информации, доводом или аргументом, тем более источником выведения какого-либо обязательства или жизненного кредо. По этой причине будет неправильным устанавливать или отменять религиозные решения, опираясь лишь на сновидения, а также в соответствии с ними направлять свою жизнь. Утверждения Мухаммада Ильяса Кандехлеви об обязательстве формирования «Таблиги Джамаат», которое он получил посредством сна, содержит в себе проблемы социального и психологического характера. По мнению большинства ученых и теологов его сон относится к категории нафсания или шайтания. Но ни в коем случае не имеет оснований быть признанным в качестве божественного (мубашшират). В противном случае это будет негласным объявлением собственного пророчества, а если так, тогда на каком основании формирование организации в распространении религии он посчитал обязательством? Признание последователями его сна, как основы обязательства продолжения дела движения «ат-таблиг», будет являться признанием его пророчества, а это уже противоречит самому Исламу. Ведь акида учит, что последним пророком был Мухаммад (мир ему), и собственно не признает больше никаких пророчеств после него. Следовательно, любое сформированное движение на основе сна не будет иметь смысла и религиозного блага, а будет чистой воды реализации мечтаний авантюриста с психологическими проблемами. Сколько бы последователи не говорили и не заявляли, что не признают в нем пророка, а считают себя только «людьми даавата» и озабочены только призывом в Ислам, они обманывают себя и остальных. Это будет продолжаться до тех пор, пока они будут находиться в новой религии с извращенным понятием мусульманского аскетизма.Цели и задачи
Основной целью движения является распространение религии или призыв к ней. В понимании последователей «Таблиги Джамаат» распространение калимы «нет божества, кроме Аллаха» является собственно распространением религии. Адептами движения распространяется теологическое воззрение эмиров «Таблиги Джамаат», но не сам ислам. В понимании последователей призыв к религии является сунной пророка. Но таким систематизированным призывом в 40 дней (гашт - метод хождения по дворам с призывом послушать проповедь) пророк Мухаммад не занимался, он не оставлял своих родных ради путешествий. А еще религия это индивидуальное явление, личная забота отдельно взятого человека, которая никого не должна касаться. И любая попытка повлиять на его внутренний мир расценивается как вторжение в личные границы, что не соответствует сунне пророка Мухаммада. В Священном Коране Аллах велит своему Пророку оставить выбор самим людям: «…ты не являешься их хранителем» (Скот, 6/107; Толпы, 39/41; Совет, 42/6). Тогда на каком основании последователи «Таблиги Джамаат» берут на себя пророческое обязательство призывать в религию и распространять ее? И откуда им известно, что их толкование религии, даже той же калимы, является самой истиной? За всю историю мусульманского богословия ни один благочестивый, уважающий себя и остальных богослов не утверждал об абсолютной истинности собственного мнения.Три кита таблигов
Мусульманская одежда - термин совершенно новый. Возраст термина составляет не более ста лет, и уже успел влиться в мозги религиозных обывателей, как реально существующее понятие в исламе. Он очень часто встречается в проповедях, религиозных передачах, книгах современных религиозных и религиозно-политических движений. Что значит мусульманская или религиозная одежда? Никто конкретно не сможет ответить на него. Каждый будет представлять форму собственной традиционной одежды, присущей собственной культуре - и он будет по-своему прав. Существуют традиционные виды одежды, рубашек и брюк, и ни один богослов до конца XIX века не давал религиозное определение кускам материи на теле. Потому что в исламе не существует понятия религиозная или мусульманская одежда. Одеяния могут быть только традиционными, напрямую связанные с культурой или с субкультурой того или иного этноса, народа. Ни в хадисах, ни в Коране нет такой формулировки, как мусульманская или религиозная одежда. Сунна Пророка всегда была примером, но не шаблоном. Да и арабский стиль никогда не считался религией. В случае же таблигов, на примере индо-пакистанской традиционной одежды, - она никогда не будет считаться мусульманской или религиозной. Запрет на «западное образование» детей, предварительно не научив их религии. Ислам, как религия, не делит мир на Запад и Восток. Поэтому не делает акценты на западное или восточное образование. В данном контексте наука не имеет национальной, этнической и тем более религиозной принадлежности. Конечно, религиозная культура нужна в воспитании ребенка. Потому что религия учит нравственности, ставит рамки в поведении человека, но не отбирает свободу. К тому же она не запрещает получать образование. А как раз наоборот. Образование и грамотность - главные требования ислама. Всевышний Аллах сказал ангелам, что Адам (мир ему!) будет халифом земли, научил его именам всего сущего и сделал его выше ангелов. В Коране образование упоминается более чем в 600 аятах, которые призывают мусульман быть грамотными. Не зря в одном из аятов сказано: «Разве равны знающий и не знающий?». Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!) относительно образования и грамотности. Однако следующий хадис объясняет важность и достоинства образования: «О, Абу Зарр, выучи с утра один аят из Корана, и это будет лучше 1000 ракаатов дополнительных намазов, также выучи один раздел науки и следуй полученным знаниям - это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа, Мукаддима,16). На протяжении тысячелетней истории мусульман в медресе наряду с религиозными науками преподавали астрономию, математику, химию и т. д. Никогда не ставилась очередность в получении знаний, все происходило на одном уровне. Возможно, подобное правило или методология были нужны в период жизни основателя «Таблиги Джамаат» в регионе, где он жил (то есть в Индии). Однако на постсоветском пространстве подобное явление будет смехотворным, так как противоречит ментальности и культуре центральноазиатских народов, оставивших и до сих пор оставляющих свой неизгладимый след в развитии мировой науки. Распространение даавата. История свидетельствует, что положение религии в начале XX века на территории Британской Индии было плачевным. Многие мусульмане по политическим и социальным интересам отдалялись от религии, началось возвращение к собственной индийской религиозной культуре. Поэтому вернуть мусульман в лоно ислама стало первостепенной задачей основателя «Таблиги Джамаат». И никто не задавался вопросом, что желание вернуть всех в ислам появилось у Кандехлеви именно в период паломничества в Королевство Саудов, которое через несколько лет после этого официально станет Королевством Саудовской Аравии с ваххабитской идеологией. Никто также не придал значение тому, что причиной появления в XIX веке ваххабизма тоже стало разложение общества и отход от основ религии. И возвращение к ней осуществлялось более радикальными методами, чем у таблигов. Может дело не во сне основателя, а его тесном сотрудничестве с семейством Саудов, которое преследовало собственные интересы? Конечно, это всего лишь предположение. Но задуматься об этом последователям «Таблиги Джамаат» не помешало бы. Хотя бы для того, чтобы понять, где они находятся, во что влезли и к чему придут. Многие считают таблигов аполитичными. Даже их источники призывают своих адептов не лезть в политику и очень пренебрежительно относятся к этому социальному явлению. Они считают, что нет необходимости в политике, когда существует ислам и исламские отношения. Но так ли это на самом деле? Ведь не секрет, что любое объединение людей в единое общество или организацию уже является политическим шагом, так как имеет цели. Наверное, мало кто знает, что основатель учения таблигов Мауляна Мухаммад Ильяс Кандехлеви активно участвовал в протестном движении против британцев в Индии, яро поддерживал реанимацию Османского халифата на своих территориях после Первой мировой войны. Многие также забыли, что именно это движение выпустило уничтожительную фетву против основателя «Джамаатуль-Исламия» Абу-ль-Аля Маудиди. Журналист Бекмурат Кемелжанов в своей публикации в газете «Кыргыз Туусы» считает, что это хорошо замаскированная политика. Посему становится ясно, что движение таблигов вовсе не «единственный путь», за который себя выдает. И значит участие в нем - глубокое заблуждение для всех правоверных мусульман. И когда рядом в соседней стране такая организация не только не запрещается, но и процветает, мы, как никогда раньше, должны быть бдительными.Подготовила Айпери РЫСПЕКОВА