Шествие Шерага. Имя народного писателя сохранится в веках
Имя народного писателя сохранится в веках
Известный казахский журналист Адил Дуйсенбек много лет работал вместе с незабвенным Шерханом Муртазой. А выйдя на пенсию, написал роман-эссе о своем наставнике «Шествие Шерага». В день рождения нашего знаменитого земляка Шерхана Муртазы редакция публикует выдержки из этой книги.Акцент горного народа
В нашей семье - дети, снохи, старшие - все безошибочно угадывают голос Шерага по телефону. Едва в телефонной трубке раздастся его хрипловатый и жесткий голос «алло», как все оказывают ему уважение «О, Шерага, здравствуйте!». Однажды самый младший внук Айбар сказал: «Дедушка, Вас дедушка искал». Я не заметил, как с моих уст слетело: «Какой дедушка?» «Дедушка с усами», - ответил маленький Айбар и показал на экран телевизора, где в это время шла передача с участием Шерага. Я невольно рассмеялся. Действительно, в последнее время, когда Шерага стал депутатом Мажилиса, его стали часто показывать по телевизору. И каждый раз домочадцы шумели «вон, твой дедушка!», «этот дедушка в прошлый раз угостил меня конфеткой!». Когда он иногда заходил к нам домой, то каждый раз приносил детям сладости. Айбара гладил по головке и целовал в щеки. Поэтому дети любили его. В тот же день я рассказал об этом Шерага. - Случаем, он меня не перепутал с Шерханом из мультфильма, - пошутил он. - Смотри, мой голос в телефонной трубке может быть надтреснутым. - Ну, Вы тоже скажете, - возразил я. - Тебе анекдот рассказать, - неожиданно предложил Шерага. - Расскажите, - ответил я. - Тогда слушай басню, которая ни в чем не уступает анекдоту, - сказал Шерага, несколько смягчив голос. - Все из моей манеры говорить. Видишь, даже дети узнают. Действительно, вчера я звонил тебе домой и искал тебя. Трубку поднял Айбар. Хотя я и не назвал себя, он узнал меня, это же прекрасно! Басня как раз в тему о манере разговора и тембре голоса. Мы нередко говорим об акценте горного народа, о грузинской манере разговора. А знаешь, что лежит в корне таких разговоров? Я бы не сказал, что они плохо знают русский язык, но тогда почему так выражено демонстрируют акцент? Шерага не стал ждать ответа на свой вопрос и продолжил: - Это качество, впитанное в кровь. Такое качество впитывается с материнским молоком и составляет национальный дух. Никто не победит народ с сильным национальным духом». Сам решай, анекдот это или быль, но во времена Советской власти, когда с сабли коммунистической партии капала человеческая кровь, рекомендуемые на высокие руководящие должности люди обязательно проходили собеседование в отделах Центрального Комитета. Такая традиция существовала не только в Казахстане, но и во всех союзных республиках. Похоже, грузинская манера разговора, или акцент горного народа появился в то время. Если у нас перед человеком, без замечаний прошедшим собеседование во всех отделах, открывались перспективы в карьере, то у горного народа был еще один неприметный отдел. Только благополучно пройдя его, человек мог свободно вздохнуть. Ты спросишь, что это за отдел? - Шерага хитро сощурил глаза. - Это грузинский акцент, который подтверждает национальную кровь, национальный дух! Если претендент на повышение чисто, без акцента говорит по-русски, следовательно, он обрусел, поэтому его относили к категории тех людей, оболтусов, которые не заботятся о собственном народе. Значит, не достоин занимать высокие должности. Ведь известно, что национальный дух формируется и впитывается в кровь вместе с материнским молоком, колыбельной песней в младенчестве, народными эпосами и сказаниями о героях. И акцент тоже. И только те люди, которые сохранили в себе любовь к народным традициям и обычаям, к родному языку, культуре и истории, способны быть опорой собственному народу, готовы честно служить ему. Пусть Бог убережет нас от недоумков! Э-эх, и когда сформируется наш казахский акцент?!Первый среди равных батыров
- Наш Бауке всю жизнь уважал и чтил одного человека, - сказал Шерага, как-то смотря по телевидению документальный фильм о войне. - Ты знаешь, кого? - Знаю, - ответил я, не отрывая глаз от экрана, - Панфилова! - М-м, в принципе верно, - сказал Шерага, растягивая слова и покачиваясь в кресле. - Панфилов и Момышулы. Прежде мы говорили: «Говорим партия - подразумеваем Ленина, говорим Ленин - подразумеваем партию». Вот и их невозможно представить одного без другого. И все же я говорю про другого человека, такого же редкого, как и сам Бауке… Я подумал, что мне вновь придется отвечать на кучу вопросов, пройти сквозь испытания, пока Шерага не назовет того человека. - Рахымжан! - громко воскликнул он. - Кошкарбаев! - похоже, мой возглас оказался слишком громким, потому что Шерага посмотрел на меня с удивлением. Но я не обратил на это особого внимания. Что меня обрадовало в тот раз, даже не припомню, или то, что Шерага не стал мучить меня неожиданными вопросами, либо радость от того, что герой признал другого героя. Но какая-то неведомая сила заставила биться сердце учащенно, и показалось, что все вокруг обрело радостные краски. - Да, именно он! Казах, который первым водрузил знамя над рейхстагом! - Но казах, который, как и Бауке, не получил вовремя звания героя! - Советского Союза, скажи! - Шерага поднял вверх указательный палец, а затем резко опустил его вниз, будто рубанул саблей. - Ведь весь казахский народ знает об его подвиге. Вот в этом все дело, теперь ты понимаешь, почему Бауке любил его, как своего младшего брата. «Если ты считаешь себя мужчиной, другого прими шером», - гласит народная мудрость. В переводе с фарси слово «шер» имеет два значения: во-первых, оно означает «сильный», а во-вторых, - «лев». А в целом у тюркских народов оно означает «волевой», «суровый». Вот почему, наверное, два батыра поняли друг друга, стали друг другу братьями. А среди народа их признали батырами из батыров. - Мы слышали о том, что в свое время и на Рахымжана был заполнен наградной лист и направлен в Москву. - Был такой эпизод. Но для того, чтобы это признать, надо заново переписать историю. И куда тогда денут Егорова с Кантарией? - Но ведь правду не перешагнешь. - Правда говоришь? - Шерага резко выключил телевизор. - Так подскажи, где эта правда! В свое время ради этой правды Жумабек Ташенов не на шутку схлестнулся с русскими. И что из этого вышло, ты знаешь. - Вы имеете в виду то, что он выступил против дробления областей? - Он и до этого не раз проявлял мужество. В том числе и по отношению к Кошкарбаеву. Видимо, в то время Жумеке был председателем Верховного Совета республики. Помнится, накануне сорокалетия Победы Жумабек Ташенов, хорошо знавший прежние и поздние документы с представлением Рахымжана к званию героя, находился в Москве на очередном месячном исполнении обязанностей заместителя председателя президиума Верховного Совета СССР. Была в то время такая практика. Так вот, он вызвал начальника генерального штаба маршала Конева и спросил, почему предложения не находят положительного решения. У маршала не было конкретного ответа, поэтому их беседа переросла в большой скандал. И только вмешательство самого Ворошилова смогло остановить накал страстей. Это я слышал из уст Бауке. Вот где зарыта правда! Правда еще в том, что ни Бауыржан, ни Рахымжан не дожили до сорокалетия Победы. Но слава Богу, что их подвиги все же достойно оценены потомками, одному присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно), другому - высшее звание суверенного Казахстана - Халық Қаһарманы (посмертно).Когда правильно неправильно
Про таких известных писателей как Сабен (Муканов) в народе распространилось много легенд. Конечно, с долей тонкого юмора и критики. Каждый рассказчик добавлял в небольшие новеллы что-то свое, так и рождались легенды. Но при этом подмечались некоторые детали или слова, которые характеризовали того или иного мастера пера. Например, если в рассказе произносилось слово «пәлі» (междометия «ох», «ах», «надо же»), люди знали, что речь идет об Ауезове, а если звучало слово «дұрыс» («правильно»), то, безусловно, имелся в виду Муканов. Про «правильно» Сабена Шерага рассказывал вот что: «Однажды он вместе с супругой Мариям шел по улице, как навстречу попался писатель-партизан Касым Кайсенов. Они тепло поздоровались, поболтали. - У нас хорошая новость, - сказал Касеке, - мы переехали в новый дом. Планируем новоселье, Вас обязательно пригласим. - Правильно, - ответил Сабен. - На Украину съездил. Они взяли на себя расходы на дорогу и путевку в санаторий, даже сделали небольшой подарок, - похвастался старый партизан. - Правильно, - вновь ответил Сабен. - Только есть одно «но», - огорченно сказал Касеке, - тамошние врачи обследовали мой глаз, который был ранен в войну. Сказали, что будет плохо, если воспалится. Поэтому удалили этот глаз. - Правильно, - привычно откликнулся Сабен. Касеке замер от неожиданности, а затем, стрельнув здоровым глазом, повернулся и ушел. - Что это с ним? - спросил Сабен у жены, дергая ее за рукав. - Не попрощался по-человечески, взял и ушел. - А как ему еще поступить?! - захлебываясь от смеха, сказала Мариям женгей. - Он бедный жалуется, что ему один глаз удалил, а ты вместо того, чтобы утешить, говоришь - «правильно». - Апыр-ау, я так сказал? - удивился Сабен. - Да, так и сказал - «правильно». - Неудобно получилось, надо бы извиниться, - засуетился Сабен и, придя домой, позвонил Касыму. Шерага, подражая голосу и манере разговаривать Сабена, сказал: «Эй, Касым, когда мы встретились, на все твои слова, оказывается, я говорил «правильно». Так вот, последнее «правильно» неправильно. Не обижайся, дорогой. На одну голову и одного глаза хватит. Будь здоров!..»Когда нарушается закономерное течение жизни
- Невестка Магжана родила!.. - Поздравляю! - обычно, когда называешь человека, Шерага имел привычку переспрашивать его имя и вслух вспоминать «кто же это, когда мы в последний раз встречались?», но в этот раз он сразу же перешел к конкретным вопросам: - Сына или дочь? - Сына, - ответил я. - Хорошо! Сама родила? Я запнулся, не зная, что ответить. - Ты чего замолчал? Она сама родила или ей живот разрезали? - прямо спросил Шерага. - Этого я не знаю. - Ты, наверное, думаешь, что это сегодня с Шерага случилось, такой весь сердитый? - посмотрел он на меня. - Как говорится, «от возмущения голос мой резок». В последнее время такая беда появилась, как «кесарево сечение». Из двух рожениц одна проходит через этот ад. Недавно только сноха нашего Аскара так же родила. Появившаяся в годы советской власти эта напасть до сих пор преследует нас. Что за позор? Разгорячившись, Шерага прочитал целую лекцию на медицинскую тему. В советские времена господствующий класс предпринимал всяческие меры, чтобы затормозить рост численности инородных народов. Одним из таких уловок и стало «кесарево сечение». Говоря так, Шерага вдруг спросил меня: «Слушай, а ты бы согласился, чтобы тебе раз за разом резали по одному и тому же резанному месту?» Что на это ответишь? Промолчал. - Допустим, что дашь согласие дважды порезать себе живот, а в третий раз уже врач не разрешит делать операцию. Тебя даже спрашивать не станут. Все! Нельзя! - Шерага вытянул вперед руки и изобразил русский крест. - Это - раз! - Раз! - согнул я один палец. - Вторая проблема является продолжением первой. Это - сразу же при рождении младенца отрывают от матери, - Шерага сделал паузу, будто хотел привести мысли в порядок. - Сейчас мы часто стали говорить о том, что среди нас стало много жестоких и эгоистических людей. А знаешь, в чем причина этого? Зная, что он сам ответит на свой вопрос, я вновь промолчал. - Причина в том, что мы нарушили закономерность жизни. Это много раз доказал природный опыт. Братья, которые занимались приручением диких животных говорили: «Если новорожденного тигренка в околоплодной плеве подложить к самке другого зверя, малыш примет ее за родную мать и будет следовать ее правилам». Человеческое дитя поведет себя так же. Так вот, советская медицина прекрасно знала об этом свойстве младенцев и вводила в заблуждение молодых женщин, готовящихся к родам, «ойбай, у тебя малокровие, не сможешь родить самостоятельно, если сделаем кесарево сечение, будет легче и ребенку, и тебе». Такая политика состояла из целой цепочки действий, когда беременных женщин ставили на учет, брали в больницы на сохранение и другое лечение, а позже уговаривали их сделать кесарево сечение. Даже если женщины отказывались от такой операции, акушеры отнимали у них новорожденных под видом медицинского ухода, купали, обрабатывали, лишали его природного аромата и только спустя много часов приносили на первое кормление. Вот это и есть нарушение природной закономерности жизни. Какое у роженицы будет молоко, если она в первые минуты после родов не прижмет к себе ребеночка, не вдохнет его запах, не почувствует его тепло?! В свою очередь, у младенца, в первые минуты рождения лишенного материнского тепла, вдоволь не накормленного молозивом, оказывается, кровь запекается в легких. Кто даст гарантию, что все человеческие беды не от этой злосчастной политики?..С казахского языка перевел Бекет МОМЫНКУЛ