Лучшая мотивация. Роль оценивания в качестве образования обсудили в Назарбаев Интеллектуальных школах
Роль оценивания в качестве образования обсудили в Назарбаев Интеллектуальных школах
Третий круглый стол в рамках проекта «Образование в новой реальности» Назарбаев Интеллектуальных школ был проведен Центром педагогических измерений и собрал около тысячи учителей со всей страны. Встреча началась с актуального опроса педагогов о процессе оценивания. Первые результаты отразили убежденность абсолютного большинства (четверо из пяти) учителей в том, что оценивание демонстрирует реальное качество образования. Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова подчеркнула, что именно качественная и реальная оценка влияет на развитие ученика, понимание сильных и слабых сторон, а также на выбор профессии и определение будущего в целом. - Оценивание влияет на формирование «Я-концепции», то есть представление ученика о самом себе. Оценивание учителя, реакция одноклассников и родителей воздействуют на развитие самооценки. Удовлетворение собственного «Я» в оценке порождает у ребенка чувство личной значимости, силы, адекватности, полезности и необходимости в этом мире, - считает она. Выводы Куляш Шамшидиновой были подкреплены результатами исследования Организации экономического сотрудничества и развития в рамках глобального проекта «Образование-2030», национальным координатором которого является Назарбаев Интеллектуальная школа. Традиционные модели оценивания меняются, и в новых реалиях ученики принимают более активное участие в совершенствовании процесса собственного обучения. Директор Центра педагогических измерений Айдана Шилибекова акцентировала внимание участников круглого стола на том, что учителям важно отслеживать согласованность результатов внутреннего и внешнего оценивания, это обеспечивает качество образования. В Казахстане сегодня реализуется комплексный проект «Модернизация среднего образования» при поддержке Всемирного Банка по направлению «Приведение систем оценивания учащихся в соответствии с обновленным содержанием образования». Сотрудничество Cambridge Assessment и НИШ в рамках данного проекта - это объединение международного опыта и казахстанских достижений в развитии системы среднего образования. Один из ключевых экспертов проекта Анна Грин поделилась информацией о международных стандартах оценивания и инсайтами о том, как им соответствовать. - Хорошее оценивание является центральным элементом хорошего образования. При разработке экзаменов отправной точкой служит то, что мы хотим развить у учащихся: глубокое знание предмета, концептуальное понимание и навыки мышления высокого порядка. Наше оценивание позволяет эффективно дифференцировать учащихся по успеваемости. Мы проводим его таким образом, чтобы оно было справедливым, валидным, надежным и практически осуществимым, - отметила эксперт. Абсолютное большинство участников, прошедших опрос в начале круглого стола, сошлись во мнении, что вопрос соответствия стандартам должен рассматриваться в том числе и на уровне оценки школ. Это способствует их развитию. Заместитель председателя правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ольга Можаева отметила важность аккредитации как одного из подходов к оценке деятельности школ на международном уровне. Особо важным этапом в процессе международной аккредитации спикер назвала внутреннее самооценивание школ. - Общеобразовательные школы могут использовать опыт НИШ в самоанализе и самооценке для понимания своих сильных и слабых сторон в соответствии с существующими стандартами, для планирования конкретных мер по развитию. Мы готовы оказать консультационную, методическую и методологическую поддержку каждой заинтересованной школе, - резюмировала Ольга Можаева. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - сделать так, чтобы оценивание не мешало учебному процессу, а, наоборот, совершенствовало его. В этом убежден профессор Назарбаев Университета Мэтью Кортни. Заместитель директора Центра педагогических измерений Сауле Вильданова, продолжив мысль зарубежного эксперта, подробно остановилась на методологии оценивания практики учителей. Она выразила популярное мнение учеников о том, что оценка зависит не только от них, но и от педагога - каждый хотел бы учиться у такого учителя, чьи уроки интересны и понятны, а оценки справедливы, ведь это приведет к высоким результатам. Использование многовековых обычаев, традиций и педагогического наследия народа в обучении и воспитании подрастающего поколения отмечал казахский поэт и педагог Магжан Жумабаев. В своих трудах он неоднократно высказывал идеи о правильном понимании оценивания, которые сегодня созвучны с внедренным критериальным подходом. Воспитательный аспект находит свое отражение через деятельность учителя на уроке. Своим опытом разработки интересных заданий, интегрирующих литературные произведения и математику, поделилась учитель математики НИШ Семея Анар Баймурзаева, а пример того, как оценивание способствует более глубокому усвоению учебного материала через самооценку и обратную связь, представила учитель казахского языка и литературы столичной школы-лицея № 48 Гульшат Капшаева. Подводя итоги встречи, Куляш Шамшидинова подчеркнула, что любая система оценивания должна мотивировать человека учиться, а по-настоящему качественная система оценивания демонстрирует ежедневную качественную работу учителя. Качество - и есть одна из главных целей оценивания. Материалы, представленные в ходе круглого стола, будут размещены на системно-методическом комплексе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».Подготовила Карина МУРАТОВА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="47293,47294"]