Интересный опыт. Экологическая страница библиотек
Экологическая страница библиотек
С момента объявления ВОЗ пандемии школьные библиотеки Республика Казахстан организовывают свою работу в ограниченном режиме. Приходя в библиотеку читателям рекомендовано соблюдать меры личной санитарной безопасности, включая соблюдение социальной дистанции, ношение масок, обработку рук дезинфицирующими средствами. Пандемия коронавируса ускорила движение образования по пути цифровизации, выявила новые возможности библиотек. Во время ограничительных мер школьные библиотеки продолжили социокультурную деятельность, в частности, проводятся виртуальные книжные выставки различной направленности, создаются буктрейлеры, проводятся мастер-классы, профессионально консультируют читателей и делают многое другое, зачастую выходящее за рамки привычной библиотечной деятельности. Интересным и полезным опытом для библиотек стали мероприятия организованные в социальной сети Facebook. Библиотека Института повышения квалификации педагогических работников «Өрлеу» по Жамбылской области организовала онлайн семинар-практикум на платформе Zoom «Творческий подход в решении задач экологического воспитания» для школьных библиотекарей и учителей школ области. Спикеры говорили о важности повышения экологического воспитания школьников, знакомили с творческими подходами в вопросах экологического воспитания, и о том, как можно применить полученные знания на практике. Главную роль в онлайн-семинаре играли не столько слайды подготовленных презентации, а сколько сами докладчики. Поднимались и рассматривались самые актуальные вопросы: формирование экологической культуры через самостоятельную работу школьника; пути экологического воспитания в процессе обучения познанию мира; роль библиотек в духовном и экологическом развитии казахстанского общества; кружковая работа библиотеки по экологическому образованию. Во время прямого эфира, который транслировался в Facebookе, все участники охотно делились своим нароботанным опытом. Так, учителя начальных классов казахской классической гимназии №45 г.Тараза Киркинбаева Эльвира расказала о значении внеклассной работы в экологическом воспитании младших школьников; учитель биологии опорной школы экологического направления №55 Абылаева Ботагоз развила тему «Экология и природа». Библиотечная отрасль в период пандемии коронавируса пережила множество организационных перемен, полностью перестроила свою деятельность в виртуальное пространство. Именно об этом говорили библиотекари, приводя личный инновационный опыт работы в вопросах экологического воспитания подрастающего поколеня. Заведующая библиотекой гимназии №1 им. Д. Конаева Кордайского района Ескожаева Жансая, рассказала как интересно провести экологический урок в библиотеке «Семипалатинский полигон- ядерная трагедия Казахстана», при этом применив всевозможные средства, позволяющие помочь школьнику в усвоении экологических знаний. Заведующая школьной библиотекой СШ имени М. Горького Т. Рыскуловского района Филинкова Ирина рассказала о роли школьной библиотеки в экологическом воспитании учащихся, заведующая библиотекой гимназии №40 г. Тараза Зинченко Екатерина выступила с темой «Экологическое воспитание школьников. Формы работы», также состоялся обмен мнениями по экологическим проблемам. В течение встречи участники обсудили этапы реализации экологического воспитания, ознакомились с новыми формами и методами в вопросах интеграции экологического воспитания и библиографического просвещения. Школьная библиотека - это ресурсный центр всех ступеней школы, где должны удовлетворяться индивидуальные, интеллектуальные и духовные потребности учащихся. Является неотъемлемым компонентом педагогической системы образовательного учреждения. Экологическое воспитание - это средство образования в сознании школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Здачи экологического воспитания в школе решаются в процессе преподавания школьных предметов, таких как: география, биология, химия, физика, а библиотека в свою очередь , используя богатство художественной , научно популярной литературы, помогает детям войти в мир понятий и научных фактов о природе, увидеть ее ценности. Успех в экологическом образовании и воспитании школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, учителю и библиотекарю целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Оказывая информационную поддержку школьные библиотеки подготавливают виртуальные информационные и рекомендательные списки литературы, создают буктрейлеры и информеры, например, «Зеленая серия: растительный мир Жамбылской области», «Экологическое ассорти». Благодаря информационной работе школьники своевременно получают самую актуальную информацию по экологическому просвещению. Читатели имеют доступ к ресурсам собственных библиотек. При выполнении запросов школьники и учителя обращаются к справочном фондам, к Интернет-ресурсам по вопросам экологии, накопительным папкам-досье, и картотекам БД собственных генераций своих электронных каталогов. Новая литература по проблемам экологизации представляется в информационных бюллетенях «Жана кітаптар» и выставляются на сайтах школ. Благодаря творческому подходу к просветительской работе, в школьных библиотеках используются разнообразные формы и методы представления экологической информации читателю. Это Дни экологии, экологические декады, экологический час и т.д. Все мероприятий сопровождается выставками-просмотрами литературы, экскурсиями, информационными обзорами, тематическими беседами. Занимаясь экологическим просвещением школьников, библиотекари подкрепляют свою деятельность конкретными практическими делами. Организовывают практические природоохранные акции по санитарной очистке и благоустройству школьной территории, при этом становятся становятся инициаторами и участниками экологических десантов, экологических патрулей, акций «Дом, в котором я живу», «День прощания с мусором» и т.д. В гимназии №40, г. Тараза проводился практический рейд по сбору мусора в кабинетах, после чего учащиеся сортировали мусор и определяли его в разные контейнеры. Ребята подключив свою фантазию пошли дальше. Из собранного мусора /пластика, коробок, дисков и т.д/ изготовили различные поделки, которые нашли свое место на книжной эко-полке «Поделки-самоделки». Такая практика заставляет учащихся думать как правильно обращаться с мусором. Экологическое просвещение и активные совместные действия библиотекарей и читателей по озеленению пространства рядом с библиотеками решались в школе гимназии №5 им.Ж.Жабаева г. Тараза. Участвуя в Дне активных действий «Твоя зеленая библиотека» юные гимназисты дарили комнатные цветы с приготовленными эко-стихами собственного сочинения. В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Библиотекари - творческие люди, у них много идей, но при работе каждого в своей организации, на своем рабочем месте им зачастую сложно реализовывать свои задумки в более широком масштабе. Хотелось бы, узнать мнение коллеги по данному вопросу.Инна ГРИЦИНИНА, главный специалист библиотечного дела Ф АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="47328,47329"]