Государственные проекты «уходят» на село
На сегодняшний день наблюдаются определенные диспропорции в развитии регионов, это связано как с историческими предпосылками, так и с существующим демографическим потенциалом, выраженным в квалификации кадров, культурном уровне населения, с показателями рождаемости и плотности населения. Уже в начале становления государства были области либо промышленной, либо аграрной направленности. Есть различия в ресурсной базе. Указанные факторы так или иначе определяют базовую политику региональных и центральных органов, влияют на принимаемые решения. Об этом говорил заместитель председателя Комитета регионального развития Министерства экономического развития и торговли Санат Тунгышбеков на семинаре-совещании, посвященном новым подходам к региональному развитию в Казахстане. Было отмечено, что уровень финансирования регионов растет. В разы выросли трансферты общего характера в виде субвенций, а также целевые. При этом основная доля средств направляется на развитие крупных городов. В 2011-2012 годах из общей суммы целевых трансфертов - 774 миллиарда тенге, выделенных из республиканского бюджета областным центрам, городам областного значения, Астане и Алматы, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры направлено более 71 процента, или 555 миллиардов тенге, моногородам выделено 5,5 процента, или 43 миллиарда тенге, малым городам - 2,4 процента, или 25,8 миллиарда тенге, сельским населенным пунктам - 21 процент, или 161 миллиард тенге. Это вызывает определенные диспропорции в развитии, стимулирует миграцию из села в город. По данным Комитета, с 2009 года ежегодно из села в город переезжает около 60 тысяч человек. С. Тунгышбеков отметил, что сегодня основная работа Комитета сосредоточена на реализации новых инициатив Правительства. Во-первых, это развитие местного самоуправления. В рамках программы «Развитие регионов» областям выделяются целевые текущие трансферты на обустройство (озеленение, благоустройство, вывоз мусора, ремонт зданий) сельских округов. В пилотном 2012 году на эти цели ушел один миллиард тенге, в 2013-м предусмотрено шесть миллиардов тенге. Особенность новой тактики распределения денег в том, что решения о направлении средств принимаются на сходах сельчан. В результате Правительство рассчитывает постепенно вовлечь все слои населения в процесс принятия решений, развивать инициативу на местах. Во-вторых, проводится диверсификация экономики моногородов. В рамках программы «Развитие моногородов» 27 населенным пунктам, где проживает около десяти процентов населения страны, уже в нынешнем году выделено шесть миллиардов тенге на обустройство. В 2013 году бюджет программы составит 38,3 миллиарда тенге, которые будут направлены на текущие расходы, снос пустующих зданий, а также на реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса. При этом самая важная часть программы - реализация «якорных» проектов (то есть проектов по развитию сопутствующего бизнеса и сферы услуг), привлечение стратегических инвесторов - возложена на акимов городов. В-третьих, в рамках программы «Развитие регионов» основное финансирование направлено на коммунально-инженерную инфраструктуру малых городов, крупных опорных сельских населенных пунктов. В 2013 году на эти цели будет направлено 23,5 миллиарда тенге, в нынешнем году уже получено 14 миллиардов тенге. Это позволяет снять социальное напряжение в моно- и малых городах, создать новые центры экономического роста. В-четвертых, повышается уровень занятости населения. На развитие сельских населенных пунктов уже направлено 10 миллиардов тенге и будет создано более 7500 рабочих мест. В следующем году субвенции вырастут более чем в четыре раза. В-пятых, социальная поддержка специалистов, приезжающих в аулы в рамках проекта «С дипломом - в село!». Реализация проекта за три минувших года уже позволила привлечь в село 20,8 тысячи квалифицированных специалистов. Им выплачиваются подъемные, для них кредитуется стоимость жилья. Санат Тунгышбеков и заместитель акима Жамбылской области Гани Садибеков попросили присутствующих отойти от практики отчетов и поделиться своим видением ситуации, рассказать о проблемах с тем, чтобы при необходимости можно было внести коррективы в существующие программы. Поэтому руководители районов задавали вопросы, касающиеся финансирования проектно-сметной документации, водоснабжения сел, ремонта социальных и других объектов, сноса аварийных зданий. С. Тунгышбеков обещал все замечания изучить и использовать в дальнейшей работе.Индира БОТАШЕВА, Виктор БАРБАШ (фото)