Торговля людьми и принудительный труд угрожают стабильности в обществе
Проблема торговли людьми стала актуальной в Казахстане с начала XXI века. Из-за достаточно высокого уровня экономического развития по сравнению с соседями по Центральной Азии в Казахстан направляются потоки желающих подзаработать. Некоторые приезжают самостоятельно, других зачастую привозят посредники. По казахстанским дорогам и железнодорожным путям идет большой трафик рабочей силы в Россию и другие страны. Но существует и проблема внутренней торговли людьми, когда граждане Казахстана становятся объектом торговли и эксплуатации внутри страны. Масштаб торговли достиг серьезных масштабов. 12 лет назад в докладе к третьей сессии обзорной конференции ОБСЕ 2010 года по ситуации с торговлей людьми в Казахстане говорилось: «Сталкиваясь с бедностью и безработицей, многие жители других стран Центральной Азии стремятся приехать в Казахстан и найти там работу, даже если им приходится соглашаться на такие зарплаты и условия, на которые граждане Казахстана не согласились бы. Во многих случаях эти люди становятся жертвами торговцев людьми. Экономическое неравенство и безработица в сельских районах Казахстана также являются главными причинами внутренней торговли людьми. Из-за недавнего глобального экономического кризиса ситуация с торговлей людьми с целью трудовой эксплуатации ухудшилась, так как стало меньше возможностей найти работу, и люди отчаянно пытаются прокормить свои семьи. Есть основания полагать, что в Казахстане имеют место и другие виды эксплуатации, нежели чем сексуальная и трудовая, например, торговля детьми с целью незаконного усыновления, принудительное попрошайничество, торговля органами и их незаконная трансплантация. Однако имеется мало информации о таких случаях, либо потому что их немного, либо потому что они попросту не выявляются». С тех пор мало что изменилось, если не считать того, что Казахстан регулярно упоминается в докладах Госдепартамента США о торговле людьми. В докладе за 2019 год Госдеп США внес Казахстан во второй контрольный список, так как абсолютное число жертв таких преступлений в стране увеличилось. Официальная статистика в Казахстане по выявленным случаям торговли людьми и привлечению к уголовной ответственности существенно ниже, чем в соседних странах, для которых Казахстан является страной назначения, включая Кыргызстан и Узбекистан. Это может указывать на отсутствие надлежащей работы по выявлению, расследованию и наказанию за такие преступления, отмечается в докладе. Авторы доклада представили 11 рекомендаций Казахстану для улучшения позиции. В том числе рекомендовано «значительно усилить меры по выявлению пострадавших от торговли людьми среди уязвимых групп населения и перенаправлять пострадавших туда, где им может быть оказана помощь», «существенно увеличить объем помощи, доступной для иностранных пострадавших от торговли людьми, обеспечить выявление и оказание помощи таким пострадавшим вне зависимости от их участия в расследовании и уголовном процессе», «обеспечить расследование преступлений, связанных с торговлей людьми, и привлечение виновных к ответственности». Почему наша страна так серьезно воспринимает доклады иностранных государств о нашей внутренней ситуации? Дело в том, что к подобным докладам серьезно относятся политические и, главное, экономические круги развитых стран. Нахождение в контрольном списке или списке стран третьего уровня может повлечь определенные санкции, в числе которых отказ от предоставления негуманитарной иностранной помощи, не связанной с торговлей, а также отказ в финансировании образовательных и культурных мероприятий обмена. Еще один риск - возможные экономические и инвестиционные ограничения со стороны международных финансовых институтов, а именно - сокращение объема поддержки реализуемых в Казахстане проектов. Серьезность сложившейся ситуации видна и по тому, что Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» особо выделил значение совершенствования национального законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми и поручил правоохранительным органам улучшить процедуру расследования таких преступлений. - В Казахстане нужно принять конкретные меры по профилактике и выявлению преступлений, связанных с торговлей людьми, - заявил Президент Казахстана на заседании Национального совета общественного доверия. - Защита прав человека - это повестка, по которой мы должны работать постоянно. Это касается и борьбы с торговлей людьми. Здесь у нас много нерешенных проблем. Можно даже сказать, что ситуация сложная. В международных рейтингах и докладах о торговле людьми Казахстан выглядит неважно. Правоохранительные и государственные органы приложили определенные усилия для решения проблемы с «черным списком». И уже в докладе Госдепа США за 2021 год говорится, что «в целом Правительство продемонстрировало более активные усилия по сравнению с предыдущим отчетным периодом, учитывая влияние пандемии COVID-19 на его возможности по борьбе с торговлей людьми, поэтому категория Казахстана была повышена до второго уровня. К числу этих усилий относятся расследование большего количества дел, связанных с торговлей людьми, и выявление большего числа жертв торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда, чем в предыдущем году; увеличение числа обвинительных приговоров за торговлю людьми впервые за пять лет; и вынесение первых обвинительных приговоров за принудительный труд за три года. Кроме того, совместно с международной организацией Правительство создало пилотные целевые группы для улучшения упредительного выявления жертв; провело учебные мероприятия для большего числа должностных лиц; увеличило продолжительность контрактов между поставщиками услуг из числа НПО и местными органами власти; освободило от депортации трудящихся-мигрантов, оставшихся в Казахстане во время пандемии. Однако деятельность Правительства не соответствовала минимальным стандартам в нескольких ключевых областях. По сообщениям представителей гражданского общества и Правительства, недостатки в законодательстве продолжали препятствовать эффективному осуществлению мер по борьбе с торговлей людьми и выявлению жертв». Для эффективной борьбы с современным рабством нужно не только хорошо знать законы, но еще уметь правильно работать с жертвами таких преступлений.* * *
На днях в Таразе прошел круглый стол «Проблемные вопросы организации противодействия торговле людьми в РК», организованный представительствами USAID и ОБСЕ, Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, местными правоохранительными органами. Как видно из названия, на встрече, в которой принимали участие полицейские, общественные организации, занимающиеся профилактикой и выявлением фактов торговли людьми, средства массовой информации, шел разговор о разных аспектах такого позорного явления, как принудительная эксплуатация. Это выявление фактов современного рабства, их фиксация и правовое сопровождение, работа с жертвами, наказание преступников. Как рассказала автор презентации «Преступления, связанные с торговлей людьми: современное состояние и тенденции - Республика Казахстан», исполняющая обязанности заведующей кафедрой подготовки по противодействию глобальным угрозам Академии правоохранительных органов Жанар Сейтаева, сегодня в Казахстане, по данным Международной организации миграции (МОМ), из тысячи мигрантов четверо эксплуатируются принудительно. Причем МОМ считает, что Казахстан не заинтересован в выявлении фактов принудительной эксплуатации. Например, если казахстанские правоохранительные органы ежегодно фиксируют от 50 до 100 случаев принудительной эксплуатации, то узбекские - в три раза больше. Однако, по словам Ж. Сейтаевой, здесь нужно принять во внимание тот факт, что люди, освобожденные из рабства, стремятся поскорей ухать на родину, где они будут чувствовать себя в безопасности. О том, что они содержались в рабстве, становится известно только после пересечения границы, поэтому часть потерпевших в Казахстане просто неизвестна. Кроме улучшения выявляемости фактов принудительного труда международные правозащитные организации обращают внимание и на такую проблему, как невозможность мигранту обратиться в местные государственные органы. Отсутствуют четкие правовые механизмы. Обычно под торговлей людьми чаще всего подразумевают сексуальную эксплуатацию и работу мигрантов без оплаты. Однако сегодня в доле принудительного труда секс-эксплуатация занимает около 10 процентов и выявляется проще всего. Гораздо сложней выявить такие формы трудового принуждения и торговли людьми, как принуждение к попрошайничеству, продажа новорожденных их родителями, насильное удержание работников в отдаленных местах. -Хотя при желании можно найти способы. В Нур-Султане полицейским удалось установить факт принуждения к попрошайничеству. Они проверили телефоны граждан, попрошайничающих в автобусах, нашли закономерность: деньги все время переводились по номерам, принадлежащим криминальным элементам, - привела пример Ж. Сейтаева. Для успешной работы по перечисленным направлениям нужны хорошо подготовленные кадры, но на местах, как правило, в таких специалистах всегда ощущается недостаток. Учредитель общественного фонда «Общественная позиция» Асия Калиева поделилась с участниками круглого стола своими размышлениями на этот счет. - Губительной ошибкой было упразднение управления по борьбе с организованной преступностью в департаменте полиции. Раньше в подразделении работали всего пять человек, но они научились раскрывать дела по торговле людьми, набрали ценный опыт. Во взаимодействии с ними нам удалось помочь многим жертвам трафика. Было много громких дел, которые до сих пор на слуху. Потом управление сократили, а их полномочия передали управлению криминальной полиции. Ситуация заметно усложнилась: в зоне его ответственности огромная территория, а штат маленький. Из-за такой нагрузки большая текучка, не успеваем разъяснить специфику наших дел одному следователю, как на его месте уже другой, - посетовала Асия Калиева. На это представитель Генеральной прокуратуры РК Куантай Сагинаев ответил, что намечаются изменения в работе полиции и возможно появление новой структуры, подобной УБОП. Другая проблема - сопровождение жертв торговли людьми. Не секрет, что в трудовую кабалу чаще всего попадают социально неустроенные местные граждане или мигранты. После вызволения из «плена» им в большинстве случаев некуда идти, необходимо восстанавливать документы и многое другое. В качестве примера Ж. Сейтаева привела относительно недавний случай с гражданином Кыргызстана, которого встретили соотечественники в Кордайском районе Жамбылской области. - В кыргызских СМИ появилась информация о пленнике, работающем в крестьянском хозяйстве, который был истощен, забит, с гангреной. Казахстанской прокуратуре поручили выяснить ситуацию. И надо отдать должное прокурору Кордайского района, который объездил все кошары и нашел того мужчину. У него действительно была гангрена: хозяева наказывали за провинности, отрубая фаланги пальцев на руках и ногах. К сожалению, пострадавший сказал, что не помнит, кто его покалечил. Прокурор привез его к себе домой, накормил, а дальше - куда помещать? Выяснили, что может принять алматинское НПО, перевезли туда, нашли родственников и передали им в руки. Этот случай показал, что каждый факт вызволения из рабства требует усилий, участия большого количества людей, - рассказала Ж. Сейтаева. Словом, несмотря на то что глобальный механизм противодействия торговле людьми существует уже более 20 лет и дополняется региональными и национальными механизмами, количество таких преступлений не сокращается. Поэтому и выводы участников круглого стола не отличаются оригинальностью: чтобы значительно снизить трафик людей, нужно широкое участие общественности в борьбе с ним. Это не призыв на баррикады. Всего-то каждый добросердечный гражданин должен, во-первых, понимать проблему и быть нетерпимым к ней. Во-вторых, он должен сообщить правоохранительным органам об известных ему фактах торговли людьми.Айгуль МАХМУДОВА