Легенда, воспетая Мухтаром Ауэзовым. Трагедия любви Енлик и Кебека осталась в памяти народа
Трагедия любви Енлик и Кебека осталась в памяти народа
Мухтар Ауэзов - родоначальник казахской драматургии, еще в 20-летнем возрасте написавший и поставивший первую казахскую пьесу «Енлик - Кебек». Романтическое произведение о трагической, но возвышенной и прекрасной любви двух молодых людей он создал на основе древней легенды ХVIII века, а точнее, как определил в своей поэме Шакарим (опубликована в газете в 1912 году), действие происходит в 1780 году. Сын Абая Магауи Кунанбаев также написал поэму о трагической любви Енлик и Кeбек (издана только в 1960 году). Рукопись попала в руки Мухтару Ауэзову, когда ему было всего 18 лет, и он написал по ней сценарий пьесы, который считается первым вариантом драмы «Енлик - Кебек». В горах Орда, в урочище Ералы, неподалеку от аула Абая, на территории нынешнего Абайского района Восточно-Казахстанской области на 128-м километре трассы Семей - Караул почти три столетия на вершине невысокого холма Шубар-Тобе (Шұбартөбе) находились две старые могильные насыпи. Три века они являлись свидетелями жизни новых поколений. Страшную тайну хранят они в себе. Здесь похоронены джигит и девушка. Джигита звали Кебек, девушку - Енлик. Их называют степными Ромео и Джульеттой. Жестокий родовой обычай заставил тех, кто жил в одно время с ними, убить их обоих только за то, что они любили друг друга. Енлик - красавица, певунья из рода матай племени найман. Кебек - батыр, прославившийся своими подвигами, из рода тобыкты племени аргын (род Абая и Мухтара Ауэзова, оба племени относятся к Среднему жузу). Они полюбили друг друга, хотя их роды издавна враждовали между собой. Енлик еще в детстве была засватана за своего сородича, но он умер, и, согласно обычаю, она должна была стать женой его брата - батыра Есена. Однако Енлик встретила и полюбила Кебека. Вот как описывает Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая» первую встречу Енлик и Кебека: «Ее отец - старый Ыкан. В горах Чингиза, у подножья вершины Хан, они жили мирной и честной жизнью. Девушка - радость и счастье стариков, опора семьи. В аул их часто заглядывают джигиты, охотящиеся в горах Чингиза. Они рассказывают о вражде племен, о коварстве врагов, об отваге воинов, любимцев народа. Называют джигитов, прославленных доблестью. И все чаще до слуха Енлик доносится имя одного-единственного, достойнейшего - Кебека. Все, кто спасаются в ауле Ыкана oт зимней непогоды, говорят о нем. Это имя тревожит мечты Енлик, одинокой, задумчивой, порой гонит прочь девичий сон. Однажды зимним вечером, когда с хмурого неба падал густой снег, а по земле крутила поземка, из белой мглы явился незнакомый одинокий всадник... Хотя джигит прибыл в чужой аул не в пору, в буран и к ночи, он вошел весело и просто, как близкий человек. Он принес в тихую юрту приветливую шутку, веселый смех, захватывающий рассказ об охоте. С невольной улыбкой засмотрелась Енлик на красивого джигита. И вдруг гость назвал свое имя: Кебек. Кебек! Это он! Сердце дрогнуло... На миг похолодев, оно забилось так дико...». После этой судьбоносной встречи Енлик отказывается выйти замуж за Есена и уходит с Кебеком. Бии родов матай и тобыкты выносят решение: за нарушение родовых обычаев предать смерти Енлик и Кебека. Гонимые, как звери, они скрылись от преследования в горах Орда. Здесь у них родился сын. Но влюбленных нашли и казнили, гибели подвергли и их мальчика. Трагедия любви Енлик и Кебека осталась в памяти народа. В 70-е годы прошлого века простые чабаны на собственные средства установили на вершине небольшой обелиск высотой в шесть метров, открытый всем ветрам. На фасаде памятника надпись: «Енлик - Кебек». Многие годы в нише обелиска каждый год летом появлялась толстая, переплетенная кожей книга. В ней - рассказы чабанов о красоте природы, о своем земляке М. О. Ауэзове, стихи Абая и Шакарима. Не случайно Мухтар Ауэзов, рожденный на этой земле, последователь гениев Абая и Шакарима, воспел любовь Енлик и Кебека в своей первой пьесе, которая стала первенцем казахской драматургии. Он написал ее за семь дней специально в честь свадьбы Ақыш, внучки Абая. Молодежь, съехавшаяся на каникулы, решила сделать необычный подарок новобрачным - показать спектакль собравшимся жителям аулов. Мухтару Ауэзову пришлось взять на себя обязанности режиссера-постановщика и суфлера. За несколько суток неопытным актерам было трудно выучить роли, но они так вдохновенно импровизировали, что отдельные реплики автор позже ввел в пьесу, значительно переделав текст. Впрочем, спектакль едва не сорвался, так как никто из женщин и девушек не хотел выступать в ролях Енлик и ее матери. Пришлось эти роли исполнять юношам. Так состоялось рождение первого казахского спектакля в степи. Ануар Алимжанов в очерке «Уроки Мухтара Ауэзова» писал: «... осенью 1917 года, когда рабочие Питера шли на штурм Зимнего Дворца, в далекой степи за Семипалатинском, в урочище Ойкудук произошло событие, о котором нельзя не вспомнить сегодня. 20-летний Мухтар Ауэзов создал своеобразный театр в степи... Раскрылся занавес и перед чабанами и табунщиками, собравшимися тогда со всего края, девушки и джигиты из аула Мухтара показали пьесу «Енлик - Кебек» - историю казахских Ромео и Джульетты. Это был первый спектакль, показанный в степи. И его герои вынесли беспощадный приговор вековым феодальным устоям. Автором пьесы и ее постановщиком был Мухтар Ауэзов. С этого спектакля, идущего на сценах театров и по сей день, начинается история казахского театрального искусства». Макет юрты, в которой была поставлена первая пьеса юноши Мухтара, экспонируется в зале дома-музея М. О. Ауэзова в Борли Абайского района ВКО, на полпути от Семипалатинска до Жидебая, родины великого Абая. В 1920 году в отряде Алиби Джангильдина был организован драматический кружок, руководимый Серке Кожамкуловым, который позже стал одним из знаменитых актеров казахского театра и кино. Этот кружок тесно сотрудничал с самодеятельной драматической труппой, созданной в 1918 году при клубе красных командиров отряда А. Т. Джангильдина. Труппа состояла из командиров и солдат казахской национальности, умеющих петь и играть на домбре и кобызе. Общими усилиями была поставлена пьеса «Енлик - Кебек», в которой ведущие роли играли Серке Кожамкулов, Елубай Умирзаков, Капан Бадыров, Ж. Еленов и другие, стоявшие у истоков зарождения казахского профессионального драматического театра. В 1924 году члены Центрального клуба КАССР Всероссийского Союза Коммунистической молодежи поставили второй вариант пьесы, написанный М. Ауэзовым в 1922 году. В ней играли самодеятельные артисты, среди которых были Сабит Муканов (Кубей), Елубай Умурзаков (Жапал), К. Ерназарова (Енлик), Ж. Сарсенбин (Кебек), Р. Асылбеков (Есен), Ж. Ауэзов (Караменде), С. Байгожин (Еспембет) и другие. А через несколько лет первый в истории казахского народа профессиональный театр открыл свой занавес 13 января 1926 года в городе Кызыл-Орде (тогдашней столице республики) пьесой «Енлик - Кебек». Режиссером выступил Серке Кожамкулов, один из корифеев казахской сцены, будущий народный артист республики, Герой Социалистического Труда. Пьеса несколько раз перерабатывалась автором в 1922, 1943, 1956 годах. Трагедия «Енлик - Кебек» состоит из четырех актов, пяти действий. Она была поставлена на сценах всех областных театров на казахском, русском, корейском языках. «Енлик - Кебек» стала классикой казахской национальной драматургии и не сходит со сцен театров несколько десятилетий, находясь в постоянном репертуаре. Когда в 1964 году в Алматы на гастроли приехал Семипалатинский казахский драматический театр имени Абая и показал пьесу «Енлик - Кебек», которую посмотрели Бауыржан Момышулы с супругой Камаш. После они пригласили около 20 актеров к себе в гости. В конце вечера Б. Момышулы сказал: «Дорогие наши друзья! Вы приехали из далекого Семипалатинска - родины моей жены. … Семипалатинск - родина всего казахского искусства. Вы привезли от подножия горы Чингиз первенца казахского театра - спектакль «Енлик - Кебек». Своим прекрасным исполнением вы доставили всем огромную радость. В знак этого разрешите…преподнести каждому из вас чапан..», и батыр вытащил из внутреннего кармана запечатанную пачку 25-рублевых купюр и раздал каждому по четыре купюры (это был долгожданный гонорар от издательства!!!). Легенда о любви Енлик и Кебека, ставшая сюжетом первой пьесы Мухтара Ауэзова, 50 лет прожила на сцене казахского драматического театра и перешла в оперу. Музыка Газизы Жубановой, либретто - поэта Саги Жиенбаева. Он умело использовал отдельные подлинные строки из драмы и ввел их, например, в сцене суда, чтобы проиллюстрировать традиции ораторского искусства народа. Режиссер-постановщик - народный артист СССР Азербайжан Мамбетов, приглашенный из казахского драматического театра имени М. Ауэзова. Художник А. С. Кривошеин, лауреат Государственной премии СССР. Премьера оперы состоялась 24 января 1975 года в Международный год женщин. Роли исполняли: Енлик - Бибигуль Тулегенова, Кебек - Нариман Караджигитов, Есен - Ермек Серкебаев, пастушок Жапал - Кенес Бактаев, бий Кенгирбай - Шора Умбеталиев и другие. Опера состоит из пролога, эпилога и четырех действий, некоторые из которых имеют названия: «Встреча в горах», «Любовь», «Благословение Абыза», «Суд биев», «Расправа». Она повествует о трагической судьбе молодых влюбленных, восставших против родовых предрассудков. В основу музыкальной канвы оперы положена народная песня «Тұған жер», которая, по преданию, звучала в устах Енлик перед смертью как прощальная песня с родной землей. Роль Енлик исполнила народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, которая родом из того же края, откуда Абай и Мухтар Ауэзов, где родилась и умерла неувядающая любовь Енлик и Кебека. Она говорила: «Я словно возвратилась в родные прииртышские степи. Я ведь хорошо знаю памятник-мавзолей «Енлик - Кебек» в Чингизских предгорьях, как хорошо знаю и пьесу Мухтара Ауэзова, по которой поэт Саги Жиенбаев написал либретто оперы». Богата казахская земля легендарными героями. Мы должны их знать и помнить! К 100-летию Мухтара Ауэзова (1997 год) Фатимой Оразбековой, одним из авторов этой статьи, был написан и опубликован материал об истории создания пьесы Мухтара Ауэзова и одноименной оперы Газизы Жубановой в районной газете «Талас тынысы». Статья также была переведена и опубликована на уйгурском языке в республиканской газете «Уйгур авази». Оба варианта Ф. Оразбекова подарила народной артистке СССР Бибигуль Тулегеновой, которая приезжала в Каратау в 2001 году в составе агитпоезда в честь 10-летия Независимости РК. На пресс-конференции в честь актрисы в районном акимате Фатима Оразбекова выступала от имени местной интеллигенции, устроив небольшую передвижную выставку с красочными фотографиями молодой Бибигуль из собственной коллекции. Она рассказала о роли Б. Тулегеновой в опере Газизы Жубановой «Енлик - Кебек», партия которой была создана специально для нее, затем вручила ей две авторские статьи, а также попросила автограф в ее книге «Живая песня», которая была издана в 1984 году. Бибигуль Ахметовна поблагодарила Ф. Оразбекову за статьи и оставила слова-пожелания для студентов на странице большой папки-раскладки с иллюстрациями на тему «Сценическая жизнь легенды «Енлик - Кебек».Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати,
Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="51887,51888"]