На грани Тьмы и Света. Спектакль о бессмертии человеческой души
Спектакль о бессмертии человеческой души
Режиссер-постановщик Игорь Седин, приглашенный из Русского драматического театра имени М. Горького города Нур-Султана, поставил на сцене Жамбылского областного русского драматического театра смелую постановку «Панночка» по одноименной пьесе Нины Садур, написанной по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Жанр нового спектакля - фантасмагория. В нем мистицизм переплетен с реалиями жизни простых людей, и на грани двух миров - физического и духовного - происходит борьба между добром и злом. В пьесе совсем отсутствует главный персонаж Гоголя Вий, именем которого названа повесть. Весь фокус смещен на дочь сотника Панночку (ее роли в разных составах исполнили актрисы Аяжан Несипбаева и Марина Просалович), о которой весь хутор говорит, что она ведьма. Чего хочет панночка от Хомы? А можно ли познать Свет без всепожертвования? Хорошо ли на свете жить? Есть ли чудеса на всем белом свете? На эти вопросы должен ответить философ из Киевской бурсы Хома Брут (его в разных составах играют актеры Тимур Романюк и Павел Иванов). И не только для себя, но и для остальных героев пьесы - Явтуха (актер Темур Ичиков), Спирида (артист Виктор Майнашев), Дороша (актер Анатолий Просалович), Хвеськи (ее играют в разных составах Надежда Новикова и Анна Коломейцева). Притчевость и иносказательность спрятаны за россыпью западающих в душу фраз, запоминающихся сцен и образов. Яркий и самобытный язык Гоголя бережно сохранен и приумножен современным драматургом Ниной Садур, сплетен с молитвами и народными заговорами. Мистической загадкой и тайной природы пронизан каждый жест и каждое слово. В отличие от привычного сюжета Гоголя здесь новое повествование, что ведет к иному финалу и другой реальности. Спектакль в постановке столичного режиссера Игоря Седина показывает две стороны жизни мирян: дневную - жизнь света и ночную - существование темной материи. Время, когда дневной свет радует человеческую душу, можно провести беззаботно и в праздности. Но на смену приходит темное, пугающее и неизвестное, когда не знаешь, кому отдать свою душу. Но именно к странному и неосязаемому всегда тянутся человеческое любопытство и естество. Каждый из героев произведения ищет свое счастье, пытается поймать удачу, и при этом каждый отчаянно нуждается в помощи и поддержке ближнего. Покинувшая свет Панночка, которая олицетворяет Тьму, тоже просит Света и любви. Хома Брут, который несет в себе свет науки - философии, видит, что одной веры в науку мало, есть и другой мир, темный мир зла, без которого бы, однако, не существовало и добра. Эта постановка о неотвратимости судьбы человеческой в некоторых случаях, и о том, что каждому, говоря библейским языком, будет дано по его вере, и о борьбе двух начал в самом человеке — темном и светлом, приземленном и возвышенном, плотском и духовном. Можно увидеть битву ангела с сатаной, спор язычника с православным, уловить мысль о бессмертии души… В режиссуре Игорь Седин сравнительно недавно, по его словам, с 2014 года. Театральный деятель и актер, он окончил режиссерский факультет Алтайского государственного университета. - Я стремился уже лет пять как поставить спектакль «Панночка» по пьесе Нины Садур. Жамбылский русский театр дал мне такую возможность, прошло 38 напряженных репетиций, я доволен результатом. С актерской труппой работалось легко, все артисты - и молодые, и опытные - работоспособные и творческие в плане создания мизансцен и этюдов. Мне кажется, постановка придется по душе зрителям, я передал весь свой опыт и знания, и получил великолепную отдачу от актеров, - рассказал Игорь Седин. Сценография спектакля также Игоря Седина. Художником-постановщиком стал Владимир Сизинцев, а хореографом выступил Шукур Хакимбаев.Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="52037,52038"]