Меню

Трагедия Аулиеатинского уезда. Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания

Трагедия Аулиеатинского уезда. Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания

Трагедия Аулиеатинского уезда.  Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания Трагедия Аулиеатинского уезда.  Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания
Фото из открытого источника

Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания

История одной из самых трагических страниц в судьбе казахского народа берет начало с 1925 года, когда секретарем Казахского крайкома ВКП (б) был назначен Филипп Исаевич Голощекин, урожденный Шая Ицикович. Именно с его приходом к власти степняки стали подвергаться немыслимым доселе издевательствам. Первым делом, секретарь Казкрайкома изощренно стравил между собой национальную интеллигенцию и трудовой класс из числа рабочих и крестьян. А впоследствии стал добивать их всех уже группами и поодиночке. Но самое страшное произошло в 1930-1933 годах, когда казахи подверглись невиданному испытанию - голодомору. Свидетельством тому тысячи и тысячи белеющих человеческих костей в степях, аулах, городах. Не обошла беда стороной и Аулиеатинский уезд. О нравах коммунистического диктата и трагических судьбах его жертв еще в прошлом году мы беседовали с ученым, педагогом, академиком Академии социальных наук РК, доктором исторических наук, профессором Таласом Омарбековым. К несчастью, Талас-аға cкоропостижно скончался в декабре 2021 года. Первая часть моего интервью была опуб­ликована еще при его жизни в республиканской молодежной газете «Қазақ үні» и Жамбылской областной газете «Аrai». Предлагаю вниманию читателей вторую часть беседы с Таласом Омарбековым. - Талас-аға! Вы досконально изучили ситуацию, сложившуюся в 20-30-е годы прошлого века при советском тоталитарном режиме, когда проходили широкомасштабная кампания по конфискации имущества и скота богатых людей и насильственная коллективизация крестьян! Вы сумели раскрыть темную сторону в истории нашей республики. В одной из своих работ Вы писали: «В годы насильственной коллективизации на аулиеатинской земле стало не хватать даже воздуха, и моя мать Тыным нашла приют на земле братьев-кыр­гызов». Ее памяти посвящена ваша работа. Значит, Ваши родители тоже испытали горести и страдания тех лет? - Проводимая в те годы политика советской власти привела казахов к массовому голоду. Этот период можно назвать самым трагическим в истории нашего народа: никого из наших предков не пощадили. Много сородичей умерли голодной смертью, часть населения успела уйти за кордон. Мой отец Омарбек и мать Тыным сумели как-то добраться до кыргызского аула. Мать говорила, что, пройдя степи и горы Алатау, они увидели, как на кыргызской земле цветут поля и сады, никто не голодает. Нанялись батраками, худо-бедно обустроились, главное - выжили. Уже позже, с приходом в Казахстан Левона Мирзояна, улучшилась немного жизнь и в казахских аулах. Узнав об этом, родители поспешили вернуться на родную землю. Помню до сих пор рассказы покойной матери, как в лютые морозы штабелями укладывали трупы, как обезумевшие от голода люди ловили ради пропитания змей и черепах. ы- Если говорить в целом о ситуации в Аулиатинском крае, то в моем родном Свердловском, ныне Байзакском районе, раньше занимались не только животноводством, но и посевом различных культур. Однако и здесь голодные годы были суровыми. В то время уполномоченным в одно из сел вблизи нынешнего Сарыкемера был направлен некий Галым Ахметов. Позже в своих донесениях он описывал, как задерживали жителей, питавшихся человечиной. Все же самым критичным было положение в селах Таласского и Сарысуского районов, где до этого население выживало за счет скотоводства. После того, как в 1928 году состоялась массовая конфискация скота у зажиточных сельчан, обеспечивавших до этого работой и пропитанием аульную бедноту и середняков, положение их стало критическим. Начался повальный голодомор! Эта ситуация описана в одном из писем Турара Рыскулова, занимавшего тогда должность заместителя председателя Совнаркома РСФСР, Иосифу Сталину. В архивах сохранилось и письмо Ураза Джандосова, председателя комиссии по организации откочевки голодающих, Филиппу Голощекину, секретарю Казкрайкома ВКП (б), где рассказывается о нелегких мытарствах голодающих казахов. - Отдельные исследователи и историки порой заявляют, что «аулиеатинцы в отличие от жителей других регионов, не испытывали сильного голода». Что можете сказать по поводу подобных рассуждений? - Турар Рыскулов в письме Сталину свидетельствовал, что ежедневно в зимнюю пору возле чайхан Аулие-аты от голода и холода гибнет до 20 детей и подростков. Только этот факт говорит, что в Аулие-ате свирепствовал сильный голод. Мне довелось ознакомиться и с другими, не менее ужасными фактами. Так, в центре нынешнего Тараза был сквер Атшабар. В начале 30-х годов прошлого века здесь, на окраине, окоченевшие трупы людей складывали друг на друга, как бревна. Закапывать их в землю было затруднительно. Зима, земля мерзлая, да и сил у обессилевших людей не было. Вот и ждали наступления весны, когда земля чуть размякнет и копать будет сподручней. Не секрет, что ради выживания некоторые обезумевшие жители бросались на мертвые тела, не брезговали питаться человеческим мясом. Эти факты уже нет смысла скрывать, надо изучать и осмысливать. Да, отдельные историки думают, что из-за близости к Киргизии, живя на берегу реки Талас, народ не голодал и не бедствовал. На самом деле, голод на земле Аулие-аты был жутким, тому есть масса свидетельств и фактов. - В архивных документах имеется ряд упоминаний о Сузакском восстании против коллективизации. В свою очередь Вы приводите в одной из своих работ факты, доказывающие, что народные волнения начались именно в Сарысуском районе, северо-западнее Аулие-аты! - В те годы в казахской степи прошли 372 антиправительственных восстания. Некоторые задаются вопросом: откуда взяты эти цифры? В 1992 году, будучи членом республиканской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий и имея возможность ознакомиться с архивами КГБ, я и получил эти данные. Было выяснено, что в этих 372 выступлениях приняли участие около 80 тысяч человек. И при этом 15 выступлений против власти можно причислить к разряду крупных. В письме И. Сталину Голощекин подтверждает, что в них приняли участие около 34 тысяч казахов. Восставшими были захвачены районные центры, сожжены здания райкомов партии, сельсоветы, убиты местные партийные лидеры и руководители. Одним словом, подверглась уничтожению советская власть на районном уровне. Большинство мелких выступлений было сразу же подавлено армейскими частями, органами милиции. Так, в Таласском районе зафиксировали три выступления против политики властей. Еще несколько произошло в Сарысуском районе. Здесь для их подавления привлекались вооруженные отряды, составленные из коммунистов и комсомольцев, проходивших учебу в Аулиеатинском ветеринарном техникуме. Причем отряды составлялись из лиц некоренной национальности, которых в то время в Аулие-ате было достаточно много. Обучив наспех азам военной подготовки и снабдив оружием, их отправляли на подавление восстаний в села Таласского и Сарысуского районов. Эти мятежи вошли в число четырех крупнейших на территории республики, на что указал Филипп Голощекин в донесении Сталину. Еще было упомянуто, что расстреляны около 400 участников восстаний после проведения следственных действий. А сколько погибло в боевых столкновениях с вооруженными отрядами военных и милиции, ОГПУ?! Говоря о народных восстаниях, в частности, Сузакском, историки почему-то замалчивают отдельные факты и особенности. К примеру, избегают ответов на такие вопросы: представители каких жузов, родов и племен в основном принимали в них участие? Боясь быть обвиненными в трайбализме, замалчивают факты. Да, Сузакское и Сарысуское восстания взаимосвязаны. Предводитель мятежа в Сузаке Султанбек Шолаков в архивах фигурирует как уроженец Сарысуского района. Я уже упоминал, что после конфискации скота в Сарысу народ стал бедствовать, что и послужило толчком к сопротивлению, поиску лучшей доли. Местное восстание тоже следует отнести к числу крупных. Первым делом отчаявшиеся люди взломали зерновые амбары, освободили находившихся под арестом сельчан. Красноармейцами восстание было подавлено, и все же именно оно дало свои ростки, и позже перешло в Сузакское восстание. - Признано, что поводом к выступлениям против антинародной политики государства явилась конфискация имущества и скота в скотоводческом Сарысуском районе у богатых граждан. Может, есть и другие объективные причины? - Одной из главных причин восстания в Сарысу послужило следующее обстоятельство. Представители власти выкопали между аулами Шолак-Корган и Сузак огромную яму, превышающую высоту среднего человеческого роста, в которую поместили арестованных степных богачей. На самом деле этих людей, скорее всего, можно было считать середняками. Настоящих баев-богачей конфискация настигла несколькими годами раньше. Вырытый котлован, обнесенный сверху камышовой изгородью, находившийся под охраной вооруженной милиции, напоминал концлагерь, причем под открытым небом. Вырытая в начале зимы тюрьма-яма к весне стала скоплением воды и грязного месива, которые в дождливые дни доходили узникам до колен. Немало там людей умерли от холода, голода, болезней. Узнав о бедственном положении арестованных, их братья и другие сородичи во главе с Султанбеком Шолаковым оседлали лошадей и пошли в сторону Сузака. Там они, таясь, встретились с доверенными людьми, родственниками узников, которые присоединились к ним. Утром уже организованной многочисленной конницей они захватывают райцентр. Председателя районного совета Дауана Канлыбаева настигает гибель после того, как его с петлей на шее волочит по земле всадник на лошади. Не было пощады и оказавшим сопротивление милиционерам и коммунистам. На подавление восстания из Ташкента направляются карательные отряды под командованием офицеров Никитенко и Полякова. В их арсенале верб­люды, тянущие зенитки, отправленные через Кызыл-Орду по железной дороге. Также прибыли вооруженные отряды из Аулие-аты и Чимкента. Какое оружие было на руках народных повстанцев? Несколько ружей и все! За короткое время восстание было разгромлено. Сотни людей арестовали, многих позже расстреляли. Участникам присвоили ярлык «бандитов-националистов». А социальное положение проживающих в этих краях крестьян только ухудшилось. После мятежей в Сарысу и Таласе восстание народных масс затем продолжилось и в Кордайском районе, о чем рассказано в материале «Восстание в Аулие-ате» («Знамя труда» № 45 от 19 апреля 2022 года). Превосходящими в оснащении и организации войсками оно также было жестоко подавлено, и постановлением специальной комиссии ОГПУ 28 человек приговорили к высшей мере наказания, более сотни человек отправили в лагеря. Все эти факты свидетельствуют о том, что национальное самосознание казахов не позволяло им терпеть диктат и несправедливость. На степных просторах хватало отчаянных джигитов, не боявшихся отдать жизни за свободу и независимость родного края.

Мадияр ЕРАЛЫУЛЫ, член Союза журналистов Казахстана, старший научный сотрудник центра «Руханият және тарихтану» имени Шерхана Муртазы

Самые читаемые статьи недели: