Уроженцам края довелось испытать немыслимые страдания
История одной из самых трагических страниц в судьбе казахского народа берет начало с 1925 года, когда секретарем Казахского крайкома ВКП (б) был назначен Филипп Исаевич Голощекин, урожденный Шая Ицикович. Именно с его приходом к власти степняки стали подвергаться немыслимым доселе издевательствам. Первым делом, секретарь Казкрайкома изощренно стравил между собой национальную интеллигенцию и трудовой класс из числа рабочих и крестьян. А впоследствии стал добивать их всех уже группами и поодиночке. Но самое страшное произошло в 1930-1933 годах, когда казахи подверглись невиданному испытанию - голодомору. Свидетельством тому тысячи и тысячи белеющих человеческих костей в степях, аулах, городах. Не обошла беда стороной и Аулиеатинский уезд. О нравах коммунистического диктата и трагических судьбах его жертв еще в прошлом году мы беседовали с ученым, педагогом, академиком Академии социальных наук РК, доктором исторических наук, профессором Таласом Омарбековым. К несчастью, Талас-аға cкоропостижно скончался в декабре 2021 года. Первая часть моего интервью была опубликована еще при его жизни в республиканской молодежной газете «Қазақ үні» и Жамбылской областной газете «Аrai». Предлагаю вниманию читателей вторую часть беседы с Таласом Омарбековым. - Талас-аға! Вы досконально изучили ситуацию, сложившуюся в 20-30-е годы прошлого века при советском тоталитарном режиме, когда проходили широкомасштабная кампания по конфискации имущества и скота богатых людей и насильственная коллективизация крестьян! Вы сумели раскрыть темную сторону в истории нашей республики. В одной из своих работ Вы писали: «В годы насильственной коллективизации на аулиеатинской земле стало не хватать даже воздуха, и моя мать Тыным нашла приют на земле братьев-кыргызов». Ее памяти посвящена ваша работа. Значит, Ваши родители тоже испытали горести и страдания тех лет? - Проводимая в те годы политика советской власти привела казахов к массовому голоду. Этот период можно назвать самым трагическим в истории нашего народа: никого из наших предков не пощадили. Много сородичей умерли голодной смертью, часть населения успела уйти за кордон. Мой отец Омарбек и мать Тыным сумели как-то добраться до кыргызского аула. Мать говорила, что, пройдя степи и горы Алатау, они увидели, как на кыргызской земле цветут поля и сады, никто не голодает. Нанялись батраками, худо-бедно обустроились, главное - выжили. Уже позже, с приходом в Казахстан Левона Мирзояна, улучшилась немного жизнь и в казахских аулах. Узнав об этом, родители поспешили вернуться на родную землю. Помню до сих пор рассказы покойной матери, как в лютые морозы штабелями укладывали трупы, как обезумевшие от голода люди ловили ради пропитания змей и черепах. ы- Если говорить в целом о ситуации в Аулиатинском крае, то в моем родном Свердловском, ныне Байзакском районе, раньше занимались не только животноводством, но и посевом различных культур. Однако и здесь голодные годы были суровыми. В то время уполномоченным в одно из сел вблизи нынешнего Сарыкемера был направлен некий Галым Ахметов. Позже в своих донесениях он описывал, как задерживали жителей, питавшихся человечиной. Все же самым критичным было положение в селах Таласского и Сарысуского районов, где до этого население выживало за счет скотоводства. После того, как в 1928 году состоялась массовая конфискация скота у зажиточных сельчан, обеспечивавших до этого работой и пропитанием аульную бедноту и середняков, положение их стало критическим. Начался повальный голодомор! Эта ситуация описана в одном из писем Турара Рыскулова, занимавшего тогда должность заместителя председателя Совнаркома РСФСР, Иосифу Сталину. В архивах сохранилось и письмо Ураза Джандосова, председателя комиссии по организации откочевки голодающих, Филиппу Голощекину, секретарю Казкрайкома ВКП (б), где рассказывается о нелегких мытарствах голодающих казахов. - Отдельные исследователи и историки порой заявляют, что «аулиеатинцы в отличие от жителей других регионов, не испытывали сильного голода». Что можете сказать по поводу подобных рассуждений? - Турар Рыскулов в письме Сталину свидетельствовал, что ежедневно в зимнюю пору возле чайхан Аулие-аты от голода и холода гибнет до 20 детей и подростков. Только этот факт говорит, что в Аулие-ате свирепствовал сильный голод. Мне довелось ознакомиться и с другими, не менее ужасными фактами. Так, в центре нынешнего Тараза был сквер Атшабар. В начале 30-х годов прошлого века здесь, на окраине, окоченевшие трупы людей складывали друг на друга, как бревна. Закапывать их в землю было затруднительно. Зима, земля мерзлая, да и сил у обессилевших людей не было. Вот и ждали наступления весны, когда земля чуть размякнет и копать будет сподручней. Не секрет, что ради выживания некоторые обезумевшие жители бросались на мертвые тела, не брезговали питаться человеческим мясом. Эти факты уже нет смысла скрывать, надо изучать и осмысливать. Да, отдельные историки думают, что из-за близости к Киргизии, живя на берегу реки Талас, народ не голодал и не бедствовал. На самом деле, голод на земле Аулие-аты был жутким, тому есть масса свидетельств и фактов. - В архивных документах имеется ряд упоминаний о Сузакском восстании против коллективизации. В свою очередь Вы приводите в одной из своих работ факты, доказывающие, что народные волнения начались именно в Сарысуском районе, северо-западнее Аулие-аты! - В те годы в казахской степи прошли 372 антиправительственных восстания. Некоторые задаются вопросом: откуда взяты эти цифры? В 1992 году, будучи членом республиканской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий и имея возможность ознакомиться с архивами КГБ, я и получил эти данные. Было выяснено, что в этих 372 выступлениях приняли участие около 80 тысяч человек. И при этом 15 выступлений против власти можно причислить к разряду крупных. В письме И. Сталину Голощекин подтверждает, что в них приняли участие около 34 тысяч казахов. Восставшими были захвачены районные центры, сожжены здания райкомов партии, сельсоветы, убиты местные партийные лидеры и руководители. Одним словом, подверглась уничтожению советская власть на районном уровне. Большинство мелких выступлений было сразу же подавлено армейскими частями, органами милиции. Так, в Таласском районе зафиксировали три выступления против политики властей. Еще несколько произошло в Сарысуском районе. Здесь для их подавления привлекались вооруженные отряды, составленные из коммунистов и комсомольцев, проходивших учебу в Аулиеатинском ветеринарном техникуме. Причем отряды составлялись из лиц некоренной национальности, которых в то время в Аулие-ате было достаточно много. Обучив наспех азам военной подготовки и снабдив оружием, их отправляли на подавление восстаний в села Таласского и Сарысуского районов. Эти мятежи вошли в число четырех крупнейших на территории республики, на что указал Филипп Голощекин в донесении Сталину. Еще было упомянуто, что расстреляны около 400 участников восстаний после проведения следственных действий. А сколько погибло в боевых столкновениях с вооруженными отрядами военных и милиции, ОГПУ?! Говоря о народных восстаниях, в частности, Сузакском, историки почему-то замалчивают отдельные факты и особенности. К примеру, избегают ответов на такие вопросы: представители каких жузов, родов и племен в основном принимали в них участие? Боясь быть обвиненными в трайбализме, замалчивают факты. Да, Сузакское и Сарысуское восстания взаимосвязаны. Предводитель мятежа в Сузаке Султанбек Шолаков в архивах фигурирует как уроженец Сарысуского района. Я уже упоминал, что после конфискации скота в Сарысу народ стал бедствовать, что и послужило толчком к сопротивлению, поиску лучшей доли. Местное восстание тоже следует отнести к числу крупных. Первым делом отчаявшиеся люди взломали зерновые амбары, освободили находившихся под арестом сельчан. Красноармейцами восстание было подавлено, и все же именно оно дало свои ростки, и позже перешло в Сузакское восстание. - Признано, что поводом к выступлениям против антинародной политики государства явилась конфискация имущества и скота в скотоводческом Сарысуском районе у богатых граждан. Может, есть и другие объективные причины? - Одной из главных причин восстания в Сарысу послужило следующее обстоятельство. Представители власти выкопали между аулами Шолак-Корган и Сузак огромную яму, превышающую высоту среднего человеческого роста, в которую поместили арестованных степных богачей. На самом деле этих людей, скорее всего, можно было считать середняками. Настоящих баев-богачей конфискация настигла несколькими годами раньше. Вырытый котлован, обнесенный сверху камышовой изгородью, находившийся под охраной вооруженной милиции, напоминал концлагерь, причем под открытым небом. Вырытая в начале зимы тюрьма-яма к весне стала скоплением воды и грязного месива, которые в дождливые дни доходили узникам до колен. Немало там людей умерли от холода, голода, болезней. Узнав о бедственном положении арестованных, их братья и другие сородичи во главе с Султанбеком Шолаковым оседлали лошадей и пошли в сторону Сузака. Там они, таясь, встретились с доверенными людьми, родственниками узников, которые присоединились к ним. Утром уже организованной многочисленной конницей они захватывают райцентр. Председателя районного совета Дауана Канлыбаева настигает гибель после того, как его с петлей на шее волочит по земле всадник на лошади. Не было пощады и оказавшим сопротивление милиционерам и коммунистам. На подавление восстания из Ташкента направляются карательные отряды под командованием офицеров Никитенко и Полякова. В их арсенале верблюды, тянущие зенитки, отправленные через Кызыл-Орду по железной дороге. Также прибыли вооруженные отряды из Аулие-аты и Чимкента. Какое оружие было на руках народных повстанцев? Несколько ружей и все! За короткое время восстание было разгромлено. Сотни людей арестовали, многих позже расстреляли. Участникам присвоили ярлык «бандитов-националистов». А социальное положение проживающих в этих краях крестьян только ухудшилось. После мятежей в Сарысу и Таласе восстание народных масс затем продолжилось и в Кордайском районе, о чем рассказано в материале «Восстание в Аулие-ате» («Знамя труда» № 45 от 19 апреля 2022 года). Превосходящими в оснащении и организации войсками оно также было жестоко подавлено, и постановлением специальной комиссии ОГПУ 28 человек приговорили к высшей мере наказания, более сотни человек отправили в лагеря. Все эти факты свидетельствуют о том, что национальное самосознание казахов не позволяло им терпеть диктат и несправедливость. На степных просторах хватало отчаянных джигитов, не боявшихся отдать жизни за свободу и независимость родного края.Мадияр ЕРАЛЫУЛЫ, член Союза журналистов Казахстана, старший научный сотрудник центра «Руханият және тарихтану» имени Шерхана Муртазы