Что стало предпосылкой для долгих лет страха
Для понимания истории Казахстана важно выявить особенности политических сил, сформировавшихся в первые годы советской власти и действовавших в уникальных условиях того времени. Кстати, после Октябрьской революции военные конфликты между противоборствующими сторонами решались без промедления: в течение нескольких дней и недель, а в некоторых случаях в течение месяца-двух, в зависимости от местного контекста. Однако кровопролитная гражданская война, разразившаяся в марте 1918 года, продлилась более трех лет. С точки зрения темы исследования это свидетельствует о том, что противоборствующие политические силы, как минимум, выбрали крайнюю форму политической борьбы и не пошли на компромисс. Соответственно, советское правительство стало решать вопрос, опираясь на вновь созданные органы государственной обороны. Революционные судебные учреждения, созданные в Туркестанской области, были, в принципе, аналогичны учреждениям, созданным в центральных районах России. 12 декабря совет народных комиссаров Туркестана издал приказ об упразднении дореволюционных судов в области и создании новых выборных судов в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР. В декабре 1917 года Сырдарьинский областной Совет солдатских, рабочих и крестьянских депутатов утвердил «Положение о Сырдарьинском областном исполнительном комитете», в состав которого входили 11 уполномоченных, один из которых был уполномоченным юстиции. Весной 1918 года в Сырдарьинской области был учрежден окружной суд. Однако чиновники старых судов Аулие-Аты и Верного (Алматы) не опирались на них в своих решениях в силу сомнения в легитимности постановлений Советского правительства. В связи с этим в постановлении Народного комиссариата юстиции Туркестанской Республики, изданном в апреле 1918 года, говорится, что «сотрудники судов с преступлениями, связанными с бездействием и саботажем, подлежат передаче в суд Ревтрибунала». Сохранился интересный документ о том, как суды создавались. В том же 1918 году Сакыш Саурыков, написавший рапорт Аулиеатинскому уездному уполномоченному из аула № 3 округа Самбет, просил разрешения избрать в его селе новый народный суд взамен старого. Если судить по тому, что запрос из глубокого аула написан на русском языке от руки, то появляются сомнения в том, что это народная инициатива, а не заготовка из «центра». Сырдарьинский областной совет народных судов начал свою работу 15 августа 1919 года. Из 10 членов областного суда четверо работали в мусульманском отделе и шесть - в русском. По штатному расписанию было 32 мусульманских и 30 русских судов, но на практике работали только 58 из них. 17 июня 1919 года Совнарком Туркестанской Республики издал постановление, в котором говорилось, что «с 1 августа сего года мусульманские суды, кази и бии, а также их съезды в Туркестанской Республике постепенно заменяются на единообразный народный суд, работу эту в городах и районных центрах нужно провести в короткие сроки». Представление о том, что это за типовые народные суды, можно получить на примере Аулие-атинского суда. В положении о суде написано, что «вместо прежнего мирового судьи, народный суд должен состоять из трех человек, двое из которых должны быть русскими, третий – казах из местного населения. Он должен свободно владеть русским языком». Следующим шагом стало учреждение Ревтрибунала в соответствии с постановлением Ташкентского Совета от 16 января 1918 года. Трибунал состоял из двух следственных комиссий, в каждой по четыре человека, которые по очереди расследовали дела о контрреволюции, воровстве, спекуляции и разбое. В июле 1919 года был создан Сырдарьинский областной революционный трибунал, затем 9 сентября 1918 года - Чрезвычайная следственная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Первым председателем следственной комиссии стал большевик А. С. Сидоров. Содержание карательных функций трибуналов и чрезвычайных следственных комиссий изначально было терпимым. Арестованные по обвинению в контрреволюционной деятельности могли быть освобождены на основании письменного заявления о том, что они больше не будут активно выступать против рабоче-крестьянской власти. Революционные трибуналы также выносили приговоры с легким или условным сроком. Однако известно, что это продолжалось недолго. В руководстве Туркестанской Республики издали следующий документ: «Ташкент, как и другие центры области, испытывает дефицит в обеспечении мясом из-за того, что животноводы занимаются его коммерческой продажей. В связи с этим все граждане, имеющие домашний скот, обязаны в двухнедельный срок предоставить сведения об его количестве. В противном случае их поголовье будет конфисковано». Некоего Гурбенко, возглавлявшего продовольственный комитет Аулиеатинского уезда, обязали предоставить список поголовья скота в уезде в соответствии с приказом. Строже были меры, принятые для борьбы с саботажем государственных служащих и владельцев промышленных предприятий. Протестующих предупредили, что они будут уволены без выхода на пенсию, а руководителей и зачинщиков восстания уволили. Постановление Туркестанского МКК от 29 ноября 1917 года запрещало собственникам закрывать промышленные предприятия. В противном случае компания может быть национализирована. Еще одним направлением деятельности новой власти была ее борьба с контрреволюционной печатью. Деятельность периодических изданий, выступающих против действий Советской власти, критикующих ее, призывающих к неповиновению, согласно Декрету о печати, считалась контрреволюционной, издания закрывались. - 12 декабря 1917 года в Туркестане закрыли газету «Туркестанский вестник», как зачинщика восстания. Вообще, проанализировав газеты и журналы, выходившие на национальном языке в послеоктябрьский период, можно заметить, что большевики того времени были очень чувствительны. В статье «Русские съезды в Туркестане» Султанбека Кожанулы в газете «Бирлик туй» приведена речь собеседника: «С начала ноября прошлого года 5-6 большевиков взяли под свой контроль Туркестанскую область, управляя и игнорируя более миллиона мусульман, а также и многих христиан. В Туркестанском крае есть и мусульмане, и другие народы, и будущее покажет, смогут ли они и дальше терпеть большевиков», - сказал Балгынбайулы Кайретдин о кровопролитии в Туркестане. Разумеется, такие газеты закрывались большевиками. 5 сентября 1918 года в Туркестанской Республике учредили Чрезвычайную следственную комиссию с наиболее расширенными полномочиями. Вскоре после этого постановлением был рассмотрен вопрос о координации деятельности местных чрезвычайных комиссаров в условиях «красного террора». Статья 9 указа гласит: «Члены местных ЧК (чрезвычайных комиссий) назначаются и снимаются с должности местными исполнительными комитетами». Статья 10 гласит: «Председатели местных ЧК назначаются местными исполнительными комитетами и утверждаются ВЧК». Статья 11 гласит, что «высшие органы ЧК могут направлять своих представителей в нижестоящие органы с правом решающего голоса», а статья 12 гласит, что «руководство местных властных органов может быть ликвидировано чрезвычайными комиссиями. Видно, что центр активно работает над тем, чтобы сохранить своих людей на всех уровнях чрезвычайных комиссий. В свое время местные партийные активисты уклонялись от работы в ЧК вопреки политике, проводимой в этом органе. Так, на заседании Аулиеатинского уездно-городского мусульманского бюро РКП(б) 19 октября 1919 года были рассмотрены заявления членов мусульманского отряда, сформированного при ЧК, и принято постановление об «освобождении их с военной службы и переводе в бюро». 14 сентября 1919 года на заседании райкома РКП(б) Аулие-Аты под председательством К. Сарымолдаева председатель районной ЧК Жылысбаев одобрил предложение о приглашении на работу в ЧК Гребенникова и Прыгунова из Мерке. С окончанием Гражданской войны и переходом Советской власти к новой экономической политике соотношение противоборствующих сил изменилось. Поражение в Гражданской войне привело к уходу с политической арены оппозиционных политических партий. К слову, в 1920 году ЦК Туркестанской Республики в Аулие-Ате вдруг обнаружили организацию правых эсэров, которым предъявили обвинение по статьям: создание антибольшевистской организации, контакты с Англией, привлечение членов Совета депутатов, разжигание ненависти к рабоче-крестьянской власти. Понятно, что организация пала, как враг революционного народа. В тот период в Туркестанском крае стали распространяться идеи панисламизма и пантюркизма. Это нашло отражение в формировании Комитета национального единства, который прекратил свое существование в 1922 году. Благодаря провокации сотрудника ВЧК Аулиеатинского района Хамита Расулкариева организация была разоблачена и ликвидирована. По сути, Шукир Мухаммедов, глава местного отделения Комитета национального единства, пытается привлечь Хамита в организацию. Таким образом, Расулкариев внедрился в организацию, определил ее структуру и планируемые акции. Панисламистская и пантюркистская деятельность комитета и его тесные связи с повстанцами были разоблачены. В сентябре 1922 года один из лидеров группы и семеро его сторонников были приговорены к смертной казни Туркестанским революционным военным трибуналом. Это может быть трудным для понимания с современной точки зрения, но, в частности, проблема не в том, кто первым развязал террор. Проблема в уровне культуры противоборствующих сторон, считавших единственным способом ее решения устранение своих конкурентов.Сейдахан БАХТОРАЗОВ, профессор, руководитель центра изучения истории Туркестанского края имени Ж. Баласагуна, руководитель рабочей группы региональной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий