Казахстанская система теологического образования не уступает зарубежным аналогам
Крупнейшие религиозные объединения страны - Духовное управление мусульман Казахстана, Православная церковь и Римско-католическая церковь - имеют отечественные средние специальные и высшие теологические учебные заведения. Здесь и ведется подготовка собственных кадров: теологов и священнослужителей. При этом нередко священнослужители выезжают за рубеж с целью повышения квалификации в вузах и обмена опытом. Это устоявшаяся практика. Есть также случаи выезда казахстанцев в зарубежные вузы с целью повышения уровня знания арабского языка. Стоит сказать, что сейчас нет дефицита религиозных кадров, и, стало быть, нет необходимости в приглашении специалистов из-за рубежа. Помимо действующих в Казахстане более 20 теологических учебных заведений, на базе пяти университетов осуществляются подготовка и выпуск специалистов религиоведов на трех уровнях - бакалавриат, магистратура и докторантура. Большая часть религиоведов и теологов составляет кадровый состав региональных управлений по делам религий и научно-исследовательских центров по изучению проблем религий. Кроме того, религиоведы широко представлены в системе государственных органов (Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития РК, Комитета уголовно-исполнительной системы, МВД, КНБ) и учреждений, в том числе в качестве преподавателей дисциплины «Основы светскости и религиоведения» в общеобразовательных школах. С каждым годом растет количество поступающих в духовные учебные заведения, в том числе и медресе. При этом поступающих в зарубежные теологические заведения все меньше, на что заметно повлияло развитие отечественной системы религиозного образования. По данным Духовного управления мусульман Казахстана, только в 2021-2022 учебном году 220 выпускников вышли из стен Исламского университета «Нур-Мубарак» (Алматы), 366 выпускников окончили девять медресе-колледжей. Из них 21 выпускник в этом году окончил медресе-колледж «Астана». Стоит отметить, что выросло и количество духовных заведений, где изучают постулаты ислама. Все они функционируют в составе Духовного управления мусульман Казахстана. К примеру, в сентябре текущего года в Астане открылись Исламский институт имени Хусам ад-дина ас-Сыгнаки и центр «Иджаза». Документы на поступление в названный вуз подали более 70 абитуриентов из 13 регионов страны. По результатам вступительных экзаменов приняты 46 абитуриентов, 27 из них обучаются на отделении исламского учения, 19 - на отделении иджазы (практика устной передачи чтения Корана). К слову, 10 из 46 абитуриентов являются обладателями дипломов с отличием, 23 работают имамами и наставниками в учреждениях Духовного управления мусульман Казахстана. Это яркий пример развития отечественной мусульманской школы и повышения квалификации теологов и корпуса имамов ДУМК. Надо сказать, программы обучения в теологических учебных заведениях проходят процедуру согласования и соответствуют требованиям министерств просвещения и высшего образования и науки, а также сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины. Так что молодым казахстанцам, планирующим обучаться за рубежом по теологическим и религиозным специальностям, я бы посоветовал поступать в наши духовные заведения. Благо, у нас есть все условия для получения качественного образования, не уступающего зарубежным аналогам. При большом желании учиться за рубежом советую поступать в те вузы, с которыми Духовное управление мусульман Казахстана заключило меморандумы о сотрудничестве. Это безопасно и удобно для поступающих, ведь в этих вузах обучение строится на основе нашей традиционной религии. Среди рекомендованных Духовным управлением мусульман Казахстана для обучения казахстанцев можно выделить университет «Аль-Азхар» (Египет), Стамбульский университет, Университет Мармара, Университет Анкары, Сельджукский университет, Институт Хасеки в Турции, Международную исламскую академию Узбекистана, Российский исламский институт, Московский исламский университет и Малазийский международный исламский университет в Куала-Лумпуре. А при выборе неизвестного образовательного учреждения лучше все-таки проконсультироваться со специалистами ДУМК или профильных министерств. Это позволит избежать рисков и опасности попасть в сомнительные религиозные центры. Думаю, все понимают, что предосторожность не будет излишней. К сожалению, в истории современного Казахстана было немало случаев, когда наши граждане выезжали за рубеж для получения религиозного образования, но затем участвовали в экстремистской и террористической деятельности. Стоит учесть, что правоохранительные органы и дипломатические службы Казахстана ведут мониторинг за обучением казахстанцев за рубежом с целью профилактики. Важно не дать им попасть под влияние деструктивных религиозных течений.Тойғылы ДІНМҰХАММЕД, теолог