Меню
7 декабря, 2022 / iamsts / Новости

Лицо времени. Толгау как отражение жизни казахской степи

Лицо времени. Толгау как отражение жизни казахской степи

Лицо времени. Толгау как отражение жизни казахской степи Лицо времени. Толгау как отражение жизни казахской степи
Фото из открытого источника

 width=Толгау как отражение жизни казахской степи

Разве Дулатом будет Дулат, Если слова его, как водопад, Камни ворочая, не гремят? И если страдает душа моя, Стихами ее омываю я. Дулат Бабатайулы Дулат Бабатайулы (1802-1871/74) - акын, яркий представитель жанра толгау XIX века, жырау. Его произведения содержат глубокие мысли о нравственном воспитании молодежи, любви к родной земле. Родился Дулат Бабатайулы в местности Сандыктас (нынешняя Абайская область), умер там же. Образование получил у аульного муллы. Его мировоззрение формировалось на основе лучших образцов народного творчества, эпических сказаний, исторических преданий, взглядов тюркоязычных поэтов и ученых-философов. В его песнях показаны реальные картины действительности, социальная несправедливость и те противоречия в казахской степи, которые возникли в связи с ликвидацией ханства и передачей власти султанам и волостным правителям («Лицо времени запестрило, подобно узорам на ковре»), хотя есть и немало стихов, восхвалявших потомков ханов, бывших феодалов, кровожадных правителей и баев. Жырау идеализировал прошлое в стихах-песнях «Кененбаю», «Сулеймену», «Еспембет», «Странствующему ишану» и других. Дулат Бабатайулы выступал против колониальной политики царизма (отведение земель переселенцам, возведение крепостей). Обличал пороки и действия царских чиновников в баснях «Желтый дрозд», «Грач в поиске зерна», «Об одном царе» и других - в них проявился сатирический дар жырау. Позже много критиковал баев своего времени, таких, как Тезек, Барак и другие, приумножавших свой скот, богатства и не заботившихся о нуждах народа: Своим стихом в дугу я гну Скупца, что все время копит скот, Его сумасбродку, хвастливую жену И бия, что взятки со всех берет. Дулат Бабатайулы осуждает власть имущих за их раздоры, за пастбища и земли, за скот: Если в начальстве согласия нет, Жизнь подчиненных похожа на бред. Что польза от баев и беков там, Где не дают они бой врагам? Так родилась и песня-толгау «Появился скот с именем «деньги», ни молока не дает, ни тяглом не будет». Критика существующих порядков, изображение тяжелой жизни народа отражены в различных толгау - поэтических размышлениях: «Спроси, кто судьбою мне в предки дан», «О роде моем, если спросишь…» и других. В стихах Дулата Бабатайулы преобладают и мотивы этико-педагогического характера. Жырау дает объяснения таким нравственным понятиям, как добро и зло, знания и невежество, дурные и хорошие поступки, размышляет об отношениях между детьми и родителями, осуждает безделье молодых людей, воспитывает чувства преданности родной земле и патриотизма: Разве тебе будет другом тот, Переступивший порог жилья, Кто с улыбкой к тебе войдет, А выйдет, зло на душе тая? Думай о воле народа всегда И не ленись для блага народа. Лесть всем приятна, и все же она Лишь слабодушным бывает нужна. Умный тех слов никогда не возьмет - Все они только овечий помет, И подбирать их - напрасный расчет. Как же батыром того назвать, Кто не посмел на врага скакать? Слова поэта, разящие человеческие пороки и восхваляющие добродетель, являются кладезем мудрых наставлений. И как любой акын-жырау древности или поэты современных эпох, живущие в Великой степи, Дулат Бабатайулы воспевал в своих толгау красоту бескрайней степи, на которой размеренной жизнью жили казахи: «О, вершин этих горных гряда», «Разве красива гор красота…», «Прекрасны сосны, что похожи…», «О, Сарыарка», «Высокие горы». Степь, наследие дедов, отцов, Я тобою взлелеянный сын, Всю отдать тебе душу готов… Разве красива гор высота, Если там пастбищ нет для скота? Разве красива река, когда Нет аула на берегу… Как акын-жырши в своих толгау и айтысах он поднимал и такую проблему, как роль акынов в поэзии, их назначение в жизни: Разве жырши может стать творцом, Если творит не своим умом, Если стихи он крадет, как вор? Слово - нить шелка, а стих - узор… Красноречивым тому не быть, Кто не находит нужных слов, Чтобы соперника победить. Нет красоты у пышных речей, Если не слушает их народ, Если не манят они людей, Не облегчают его забот… И речь настоящих поэтов права, Стрела их по цели без промаха бьет.   И речь настоящих поэтов права, Наполнены смыслом всегда их слова. Дулат был современником Абая и его поэтическое творчество было знакомо поэту-просветителю. Он считал, что Дулат неверно понимает назначение поэзии, так как в основном всячески восхваляет ханов и баев, призывает народ соблюдать религиозную мораль, через которую байским заправилам легче было управлять людьми, жестоко их эксплуатировать. Поэзия должна просвещать народ, служить ему - это поэтическое кредо великого Абая. Под критические замечания Абая попал не только Дулат, но и Шортанбай и Бухар-жырау. В стихотворении «Если умер близкий…» акын пишет: Шортанбай, Бухар-жырау и Дулат, Песни их - обноски из сплошных заплат. Есть у Дулата толгау «Хотя бы что-нибудь осталось, как память о былом», который можно отнести и к его творчеству - есть определенные заслуги у Дулата Бабатайулы в совершенствовании казахского стихосложения, в создании песен нравственно-воспитательного характера, да и в исторических толгау можно проследить происходившие в его времена события, нравы различных сословий. О себе он говорил: Я - кладезь, наполненный чистым стихом, Чтоб каждый им жажду свою утолил. Пусть слушают люди, весь народ, Меня только юный душой поймет… Строки жырау часто имели афористическую направленность, превращаясь в пословицы и поговорки. Первый сборник произведений Дулата «Осиетнама» был издан в Казани в 1880 году.  

Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета М. Х. Дулати,

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Университета Дулати

Самые читаемые статьи недели: