Толгау как отражение жизни казахской степи
Разве Дулатом будет Дулат, Если слова его, как водопад, Камни ворочая, не гремят? И если страдает душа моя, Стихами ее омываю я. Дулат Бабатайулы Дулат Бабатайулы (1802-1871/74) - акын, яркий представитель жанра толгау XIX века, жырау. Его произведения содержат глубокие мысли о нравственном воспитании молодежи, любви к родной земле. Родился Дулат Бабатайулы в местности Сандыктас (нынешняя Абайская область), умер там же. Образование получил у аульного муллы. Его мировоззрение формировалось на основе лучших образцов народного творчества, эпических сказаний, исторических преданий, взглядов тюркоязычных поэтов и ученых-философов. В его песнях показаны реальные картины действительности, социальная несправедливость и те противоречия в казахской степи, которые возникли в связи с ликвидацией ханства и передачей власти султанам и волостным правителям («Лицо времени запестрило, подобно узорам на ковре»), хотя есть и немало стихов, восхвалявших потомков ханов, бывших феодалов, кровожадных правителей и баев. Жырау идеализировал прошлое в стихах-песнях «Кененбаю», «Сулеймену», «Еспембет», «Странствующему ишану» и других. Дулат Бабатайулы выступал против колониальной политики царизма (отведение земель переселенцам, возведение крепостей). Обличал пороки и действия царских чиновников в баснях «Желтый дрозд», «Грач в поиске зерна», «Об одном царе» и других - в них проявился сатирический дар жырау. Позже много критиковал баев своего времени, таких, как Тезек, Барак и другие, приумножавших свой скот, богатства и не заботившихся о нуждах народа: Своим стихом в дугу я гну Скупца, что все время копит скот, Его сумасбродку, хвастливую жену И бия, что взятки со всех берет. Дулат Бабатайулы осуждает власть имущих за их раздоры, за пастбища и земли, за скот: Если в начальстве согласия нет, Жизнь подчиненных похожа на бред. Что польза от баев и беков там, Где не дают они бой врагам? Так родилась и песня-толгау «Появился скот с именем «деньги», ни молока не дает, ни тяглом не будет». Критика существующих порядков, изображение тяжелой жизни народа отражены в различных толгау - поэтических размышлениях: «Спроси, кто судьбою мне в предки дан», «О роде моем, если спросишь…» и других. В стихах Дулата Бабатайулы преобладают и мотивы этико-педагогического характера. Жырау дает объяснения таким нравственным понятиям, как добро и зло, знания и невежество, дурные и хорошие поступки, размышляет об отношениях между детьми и родителями, осуждает безделье молодых людей, воспитывает чувства преданности родной земле и патриотизма: Разве тебе будет другом тот, Переступивший порог жилья, Кто с улыбкой к тебе войдет, А выйдет, зло на душе тая? Думай о воле народа всегда И не ленись для блага народа. Лесть всем приятна, и все же она Лишь слабодушным бывает нужна. Умный тех слов никогда не возьмет - Все они только овечий помет, И подбирать их - напрасный расчет. Как же батыром того назвать, Кто не посмел на врага скакать? Слова поэта, разящие человеческие пороки и восхваляющие добродетель, являются кладезем мудрых наставлений. И как любой акын-жырау древности или поэты современных эпох, живущие в Великой степи, Дулат Бабатайулы воспевал в своих толгау красоту бескрайней степи, на которой размеренной жизнью жили казахи: «О, вершин этих горных гряда», «Разве красива гор красота…», «Прекрасны сосны, что похожи…», «О, Сарыарка», «Высокие горы». Степь, наследие дедов, отцов, Я тобою взлелеянный сын, Всю отдать тебе душу готов… Разве красива гор высота, Если там пастбищ нет для скота? Разве красива река, когда Нет аула на берегу… Как акын-жырши в своих толгау и айтысах он поднимал и такую проблему, как роль акынов в поэзии, их назначение в жизни: Разве жырши может стать творцом, Если творит не своим умом, Если стихи он крадет, как вор? Слово - нить шелка, а стих - узор… Красноречивым тому не быть, Кто не находит нужных слов, Чтобы соперника победить. Нет красоты у пышных речей, Если не слушает их народ, Если не манят они людей, Не облегчают его забот… И речь настоящих поэтов права, Стрела их по цели без промаха бьет. И речь настоящих поэтов права, Наполнены смыслом всегда их слова. Дулат был современником Абая и его поэтическое творчество было знакомо поэту-просветителю. Он считал, что Дулат неверно понимает назначение поэзии, так как в основном всячески восхваляет ханов и баев, призывает народ соблюдать религиозную мораль, через которую байским заправилам легче было управлять людьми, жестоко их эксплуатировать. Поэзия должна просвещать народ, служить ему - это поэтическое кредо великого Абая. Под критические замечания Абая попал не только Дулат, но и Шортанбай и Бухар-жырау. В стихотворении «Если умер близкий…» акын пишет: Шортанбай, Бухар-жырау и Дулат, Песни их - обноски из сплошных заплат. Есть у Дулата толгау «Хотя бы что-нибудь осталось, как память о былом», который можно отнести и к его творчеству - есть определенные заслуги у Дулата Бабатайулы в совершенствовании казахского стихосложения, в создании песен нравственно-воспитательного характера, да и в исторических толгау можно проследить происходившие в его времена события, нравы различных сословий. О себе он говорил: Я - кладезь, наполненный чистым стихом, Чтоб каждый им жажду свою утолил. Пусть слушают люди, весь народ, Меня только юный душой поймет… Строки жырау часто имели афористическую направленность, превращаясь в пословицы и поговорки. Первый сборник произведений Дулата «Осиетнама» был издан в Казани в 1880 году.Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета М. Х. Дулати,
Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Университета Дулати