Толгау как отражение жизни казахской степи
Разве Дулатом будет Дулат,
Если слова его, как водопад,
Камни ворочая, не гремят?
И если страдает душа моя,
Стихами ее омываю я.
Дулат Бабатайулы
Дулат Бабатайулы (1802-1871/74) - акын, яркий представитель жанра толгау XIX века, жырау. Его произведения содержат глубокие мысли о нравственном воспитании молодежи, любви к родной земле.
Родился Дулат Бабатайулы в местности Сандыктас (нынешняя Абайская область), умер там же. Образование получил у аульного муллы. Его мировоззрение формировалось на основе лучших образцов народного творчества, эпических сказаний, исторических преданий, взглядов тюркоязычных поэтов и ученых-философов.
В его песнях показаны реальные картины действительности, социальная несправедливость и те противоречия в казахской степи, которые возникли в связи с ликвидацией ханства и передачей власти султанам и волостным правителям («Лицо времени запестрило, подобно узорам на ковре»), хотя есть и немало стихов, восхвалявших потомков ханов, бывших феодалов, кровожадных правителей и баев. Жырау идеализировал прошлое в стихах-песнях «Кененбаю», «Сулеймену», «Еспембет», «Странствующему ишану» и других.
Дулат Бабатайулы выступал против колониальной политики царизма (отведение земель переселенцам, возведение крепостей). Обличал пороки и действия царских чиновников в баснях «Желтый дрозд», «Грач в поиске зерна», «Об одном царе» и других - в них проявился сатирический дар жырау.
Позже много критиковал баев своего времени, таких, как Тезек, Барак и другие, приумножавших свой скот, богатства и не заботившихся о нуждах народа:
Своим стихом в дугу я гну
Скупца, что все время копит скот,
Его сумасбродку, хвастливую жену
И бия, что взятки со всех берет.
Дулат Бабатайулы осуждает власть имущих за их раздоры, за пастбища и земли, за скот:
Если в начальстве согласия нет,
Жизнь подчиненных похожа на бред.
Что польза от баев и беков там,
Где не дают они бой врагам?
Так родилась и песня-толгау «Появился скот с именем «деньги», ни молока не дает, ни тяглом не будет».
Критика существующих порядков, изображение тяжелой жизни народа отражены в различных толгау - поэтических размышлениях: «Спроси, кто судьбою мне в предки дан», «О роде моем, если спросишь…» и других.
В стихах Дулата Бабатайулы преобладают и мотивы этико-педагогического характера. Жырау дает объяснения таким нравственным понятиям, как добро и зло, знания и невежество, дурные и хорошие поступки, размышляет об отношениях между детьми и родителями, осуждает безделье молодых людей, воспитывает чувства преданности родной земле и патриотизма:
Разве тебе будет другом тот,
Переступивший порог жилья,
Кто с улыбкой к тебе войдет,
А выйдет, зло на душе тая?
Думай о воле народа всегда
И не ленись для блага народа.
Лесть всем приятна, и все же она
Лишь слабодушным бывает нужна.
Умный тех слов никогда не возьмет -
Все они только овечий помет,
И подбирать их - напрасный расчет.
Как же батыром того назвать,
Кто не посмел на врага скакать?
Слова поэта, разящие человеческие пороки и восхваляющие добродетель, являются кладезем мудрых наставлений.
И как любой акын-жырау древности или поэты современных эпох, живущие в Великой степи, Дулат Бабатайулы воспевал в своих толгау красоту бескрайней степи, на которой размеренной жизнью жили казахи: «О, вершин этих горных гряда», «Разве красива гор красота…», «Прекрасны сосны, что похожи…», «О, Сарыарка», «Высокие горы».
Степь, наследие дедов, отцов,
Я тобою взлелеянный сын,
Всю отдать тебе душу готов…
Разве красива гор высота,
Если там пастбищ нет для скота?
Разве красива река, когда
Нет аула на берегу…
Как акын-жырши в своих толгау и айтысах он поднимал и такую проблему, как роль акынов в поэзии, их назначение в жизни:
Разве жырши может стать творцом,
Если творит не своим умом,
Если стихи он крадет, как вор?
Слово - нить шелка, а стих - узор…
Красноречивым тому не быть,
Кто не находит нужных слов,
Чтобы соперника победить.
Нет красоты у пышных речей,
Если не слушает их народ,
Если не манят они людей,
Не облегчают его забот…
И речь настоящих поэтов права,
Стрела их по цели без промаха бьет.
И речь настоящих поэтов права,
Наполнены смыслом всегда их слова.
Дулат был современником Абая и его поэтическое творчество было знакомо поэту-просветителю. Он считал, что Дулат неверно понимает назначение поэзии, так как в основном всячески восхваляет ханов и баев, призывает народ соблюдать религиозную мораль, через которую байским заправилам легче было управлять людьми, жестоко их эксплуатировать. Поэзия должна просвещать народ, служить ему - это поэтическое кредо великого Абая.
Под критические замечания Абая попал не только Дулат, но и Шортанбай и Бухар-жырау. В стихотворении «Если умер близкий…» акын пишет:
Шортанбай, Бухар-жырау и Дулат,
Песни их - обноски из сплошных заплат.
Есть у Дулата толгау «Хотя бы что-нибудь осталось, как память о былом», который можно отнести и к его творчеству - есть определенные заслуги у Дулата Бабатайулы в совершенствовании казахского стихосложения, в создании песен нравственно-воспитательного характера, да и в исторических толгау можно проследить происходившие в его времена события, нравы различных сословий.
О себе он говорил:
Я - кладезь, наполненный чистым стихом,
Чтоб каждый им жажду свою утолил.
Пусть слушают люди, весь народ,
Меня только юный душой поймет…
Строки жырау часто имели афористическую направленность, превращаясь в пословицы и поговорки.
Первый сборник произведений Дулата «Осиетнама» был издан в Казани в 1880 году.
Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета М. Х. Дулати,
Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Университета Дулати