Жамбылский политехнический колледж - экспериментальная площадка по внедрению инноваций
Через два года учебное заведение будет отмечать 60-летие со дня образования. Биография его начиналась с химико-механического техникума, созданного на базе суперфосфатного завода. В 1995 году он был переименован в политехнический, через год получил статус колледжа, а еще через три политехнический и учетно-экономический колледжи были объединены в Жамбылский политехнический колледж.
За годы своего существования учебное заведение стало не просто известным в области и республике как готовящее востребованных для экономики страны специалистов, но и как новатор, инициатор внедрения инновационных технологий и методик обучения, соответствующих европейским стандартам. Оно отвечает всем требованиям, обозначенным Главой государства в седьмом поручении январского Послания нынешнего года: здесь внедряются современные методики и технологии, повышается профессиональный уровень педагогического состава, совместно с работодателями разрабатываются новые стандарты образования и проводится независимый аудит их знаний. Все то, на что и нацеливает Послание.
Хороший стимул к дальнейшему развитию учреждение получило в годы независимости, когда перед преподавателями открылись возможности напрямую сотрудничать с ведущими техническими и профессиональными заведениями зарубежья.
Готовясь достойно встретить юбилей Независимости, коллектив подвел итоги своей профессиональной деятельности и определил 20 основных образовательных достижений за 20 лет.
В их числе - несомненный качественный рост материально-технической базы. Если в 1991 году в двух компьютерных классах имелось всего 24 компьютера, то в 2011-м - 14 классов с 300 компьютерами плюс четыре интерактивных кабинета с восемью интерактивными досками. Только за последние шесть лет на приобретение современных технических средств обучения потрачено 20 миллионов тенге и 34 миллиона тенге за последние три года - на текущий и капитальный ремонт здания.
В этом немалая заслуга директора Батес Егембердиевой - руководителя с богатым педагогическим опытом, сделавшей ставку на инновационное развитие в оказании качественных образовательных услуг. Она пришла сюда руководителем в 2004 году, а уже в 2006-м колледж занял третье место в республиканском конкурсе «Лучший колледж года», первое место - в областном конкурсе «Лучший партнер-работодатель», преподаватель специальных дисциплин Ирина Гнусина завоевала первое место в областном конкурсе преподавателей экономических дисциплин «Лучший преподаватель-2006».
И это закономерно, ведь в современных условиях образовательные учреждения технического и профессионального образования (ТиПО) свою главную задачу - подготовку квалифицированных кадров по востребованным на рынке труда специальностям смогут выполнять только в тесном контакте с работодателем. У колледжа эти связи хорошо отлажены, к примеру, с компанией ТОО «Казфосфат» заключен меморандум о социальном
партнерстве, предусматривающий прохождение студентами оплачиваемой производственной практики, преподавателями спецдисциплин и мастерами - стажировки, а выпускники имеют верный шанс устроиться там на работу. В свою очередь руководство и ведущие специалисты компании принимают участие в обновлении содержания учебных программ, в оценке квалификации студентов при итоговой аттестации.
Интересно такое сотрудничество еще и тем, что студенты выполняют практико-ориентированные курсовые и дипломные проекты, проводят маркетинговые исследования по заявкам действующих предприятий, то есть работают в реальном времени и в духе современных требований и стандартов.
В колледже создана служба содействия трудоустройству. Для сравнения назовем статистические цифры: в целом по стране в 2011 году трудоустроено 68 процентов выпускников ТиПО. Это высокий показатель в сравнении с другими странами. Из 600-700 выпускников политеха дневной формы обучения примерно 80-83 процента выпускников фактически оказываются востребованными. Эта статистика говорит о многом.
Следующий взлет достижений пришелся на 2007-2008 годы, когда колледж успешно прошел государственную аттестацию и стал экспериментальной площадкой по реализации казахстанско-германского проекта «Профессиональное образование девушек и женщин, поддержка процесса реформирования системы образования в Казахстане». Четыре преподавателя изучили на месте немецкий опыт работы, совместно с работодателями, координаторами и экспертами проекта разработали экспериментальный план и стали внедрять в колледже кооперативную модель обучения по специальности «Учет и аудит (по отраслям)». Все 59 выпускников сейчас успешно трудятся на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Можно сказать, что Жамбылский политехнический колледж одним из первых в стране внедрил то, к чему обязывает стартовавший в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны в ноябре 2011 года проект модернизации технического и профессионального образования. Он предусматривает разработку профессиональных стандартов для подготовки кадров по 147 специальностям, востребованным на рынке труда Республики Казахстан, обновление учебных программ и планов, повышение уровня квалификации специалистов. Для Жамбылского политеха это уже знакомый этап работы. Еще в 2008 году здесь были разработаны государственные общеобязательные стандарты образования и типовые учебные программы по нескольким специальностям, а колледжу присвоен статус республиканского учебно-методического объединения по профилю «Приборостроение».
В 2009-м он был награжден благодарственным письмом МОН РК за участие в выставке второго международного форума «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров», а в 2011-м получил сертификат на право проведения апробации учебной литературы и учебно-методических пособий. В 2011 году авторский коллектив вновь разработал государственные общеобразовательные стандарты образования и интегрированные образовательные программы по ряду специальностей, построенные на основе модульно-компетентностного подхода, позволяющего оперативно обновлять конкретные профессиональные модули. В стандартах нового поколения увеличены часы по практическому обучению, производственная практика введена в качестве составной части профессионального цикла. Все это даст учебным заведениям возможность оптимально сочетать теоретические и практические составляющие обучения. И, как знать, может, они лягут в основу новой программы модернизации ТиПО.
За всем этим стоит высокий уровень профессионализма педагогического коллектива, в котором трудятся два кандидата наук, девять магистров, 76 (33,9 процента) педагогов с высшей и первой категориями. Некоторые из них повышали свой профессиональный уровень на курсах усовершенствования в Германии, Турции, награждались грамотами за участие в различных конкурсах и почетными знаками.
Стараются не отставать от своих наставников и студенты. Среди них немало призеров республиканских и областных предметных олимпиад, конкурсов, спортивных состязаний. В учебном заведении реализуется комплексная программа «Здоровье студента», работают секции волейбола, баскетбола, футбола, тогызкумалака, тенниса, подготовлены семь мастеров и 20 кандидатов в мастера спорта. По итогам минувшего года колледж признан одним из самых спортивных учебных заведений области. Интересно организован досуг молодежи, проводится большая воспитательная и патриотическая работа.