Министр энергетики РК Болат Акчулаков доложился о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ. Он отметил, что несмотря на то, что за последние пять лет Казахстан увеличил производство бензина и дизельного топлива в разы, некоторые регионы все равно столкнулись с дефицитом. Среди основных факторов растущих объемов потребления – транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.
По информации министра энергетики, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на три миллиона тонн и достигла почти 17 миллионов тонн в год.
- За последние пять лет мы увеличили производство бензина почти на 70 процентов (с трех миллионов до пяти миллионов тонн), а дизельного топлива – на 30 процентов (с четырех миллионов до 5,2 миллиона тонн), - сообщил Болат Акчулаков.
По словам главы Минэнерго, в прошлом году несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 миллиона тонн, мы ощутили его нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тысяч тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как горно-металлургический комплекс и железная дорога, оставалось на прежнем уровне.
По мнению Б.Акчулакова, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.
Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тысяч тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тысяч тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам «IHS Markit»).
По словам Министра энергетики РК, причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45 процентов. А в Кыргызстане цена выше на 64 процента и составляет 390 тенге за литр, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 тенге за литр (101 процент).