Кордайский школьник защитил научный проект по исследованию петроглифов
В конце мая в Кордае состоялся районный этап республиканского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Зерде» среди учащихся вторых-седьмых классов. Победителем стал Смамут Мейрамбек, ученик пятого класса средней школы № 23 имени Турара Рыскулова из села Альжан ана. Он успешно защитил научный проект на тему «Древний символ - неизгладимый след истории», который выполнил под руководством учителя истории, педагога-мастера Айгуль Сегизбаевой. Внимание юного исследователя и его наставника привлекли древние наскальные изображения (петроглифы) Кордайского района, которые ранее не были известны казахстанским ученым и никем не исследовались. Петроглифы обнаружены в урочище Тоспалы, около села Кунбатыс-2, местным жителем Амиром Аукеновым, сыном известного в районе краеведа Тамары Аукеновой, которая много лет проработала учителем истории и географии средней школы № 11 имени С. Кобеева. Долгие годы, помимо основной педагогической деятельности, Тамара Аукенова вместе со своими воспитанниками занималась изучением древнетюркской рунической письменности, самостоятельно овладевала письменными источниками по истории Тюркского каганата. Поэтому, когда ее сын нашел рядом с аулом петроглифы, она безошибочно распознала на одной скале выбитые знаки древнетюркского рунического письма. Вскоре находкой краеведов заинтересовались археологи из Института археологии имени А. Маргулана, которые обследовали памятник и в 2020 году опубликовали перевод надписей с древнетюркского языка. Так благодаря бескорыстным трудам кордайского краеведа список известных на сегодня в Казахстане памятников древнетюркской письменности пополнился еще одной ценной находкой. И вот после нового открытия петроглифов возле села Кунбатыс-2 Тамара Аукенова сообщила о них Алексею Рогожинскому, кандидату исторических наук, ведущему научному сотруднику Института археологии имени А. Маргулана, руководителю Шу-Таласского археологического отряда. Он по фотографиям сделал их научное описание и объяснил, к каким историческим периодам они относятся. На основании этих консультаций Смамут Мейрамбек разработал свой научный проект, создал специальный сайт и разместил на нем данные о своем проекте. Задачей научно-творческой работы школьника стало создание анимации археологических находок - наскальных изображений эпохи бронзы, сакского периода и древнетюркской эпохи. Примечательно, что в момент защиты проекта Смамут Мейрамбеком в июне в Кордайский район приехали в научную экспедицию археологи во главе с Алексеем Рогожинским. Под его руководством небольшая группа научных сотрудников планировала провести археологическую разведку в горных районах, прилегающих к долине реки Шу. Алматинские археологи были радушно приняты в доме Аукеновых. А свой небольшой палаточный лагерь обустроили на окраине села. У сотрудников археологического отряда были свои научные планы и цели, но прежде всего они выразили желание ознакомиться с местными историческими достопримечательностями, которые нашла Тамара Аукенова. Наибольший интерес у археологов вызвали памятники древнетюркской культуры: наскальная руническая надпись в урочище Тоспалы и фрагмент каменного изваяния, найденного на поле недалеко от села и перенесенного для хранения во двор основной школы № 11. Как оказалось, на камне сохранилось изображение женщины в трехрогом головном уборе. Это очень редкий и ценный памятник, созданный западными тюркскими племенами в VII-VIII веках. И руническая надпись в Тоспалы, и каменное изваяние были тщательно изучены археологами, детально сфотографированы и описаны. В течение нескольких следующих дней сотрудники археологического отряда, с раннего утра отправляясь в поисковый маршрут, проводили разведку в близлежащих горных долинах. Смамуту посчастливилось даже подержать в руках и сфотографировать средневековые железные наконечники стрел. Много нового он узнал и о том, как сегодня ведутся исследования в Казахстане древних петроглифов и наскальных изображений знаков - тамга, принадлежавших разным племенам древних тюрков и казахов. По словам Айгуль Сегизбаевой, они не только получили ответы на интересующие вопросы, но и услышали полезные предложения для реализации научного проекта. - Встреча с археологами была познавательной не только для моего ученика, но и для меня самой. Пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», думаю, действительно подходит к этому случаю. Ученик пятого класса держал в своих руках археологические находки тысячилетней давности! Я не знаю, какую профессию он выберет в будущем, но верю, что он вырастет любознательным, трудолюбивым человеком, уважающим культуру и историю народов, - говорит Айгуль Сегизбаева. Также она считает, что учителя истории могут повысить интерес учащихся к своему предмету через прямой контакт с археологами, взаимообмен опытом, информацей, которую они нашли. Подобные творческие работы расширяют кругозор учащихся через изучение многовекового наследия казахского народа в казахской этнопедагогике, древнетюркских памятников.Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА, фото из архива Айгуль СЕГИЗБАЕВОЙ
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="65886,65887,65888,65889"]