Каким должен быть психологический климат в современной семье
О роли семьи в жизни ребенка и роли ребенка в семье говорили школьные психологи на областной научно-практической конференции «Семья - территория счастья». Специалисты обсудили важные вопросы воспитания подрастающего поколения и значимость здорового климата в семье для формирования психики ребенка. Конференция проходила на базе центра поддержки семьи «Анаға тағзым», модератором встречи стала его директор Эльмира Мырза-Гали. Работа конференции была разделена на пленарное заседание и несколько секций. С приветственным словом перед участниками - школьными психологами - выступил руководитель аппарата акима области Мади Матен. Он подчеркнул особую значимость профессии психолога в современном обществе. - Время сейчас непростое, и на вас возложена большая и очень важная задача в воспитании подрастающего поколения - не дать свернуть не туда, помочь адаптироваться в пространстве и определить свой путь, - сказал М. Матен. - Но прежде всего ответственны за своих детей их родители. Именно в семье закладываются верные ценностные ориентиры. Поэтому считаю, что сегодня нам всем нужно высказаться и прийти к единому мнению по вопросу правильного, как сегодня говорят, экологичного выстраивания отношений в семье. Такого же мнения придерживается руководитель управления образования акимата области Мейирхан Омирбек. Он отметил, что в скором времени управление начнет реализацию проекта по возрождению традиционных духовных ценностей. Проект будет направлен на молодежь. - Воспитание в духе лучших народных традиций - это то, что ни в коем случае нельзя предавать забвению. Мы хотим рассказывать школьникам, какие ценности прививали наши предки своим детям, как помогали справляться с трудностями, чье мнение уважали больше, почему были в почете те или иные обычаи, - пояснил М. Омирбек. - Настоящая казахская семья - большая, дружная и крепкая. Так было всегда. Дети почитали старших и прислушивались к их советам. Отношения между детьми и родителями были доверительными и уважительными. Это нужно пропагандировать и сейчас. Председатель областного родительского комитета Ринат Нуракбаев отметил, что очень много проблем в отношениях между детьми и взрослыми возникает от отсутствия элементарного общения. - Любое живое общение детям заменили гаджеты. Да что уж там детям, мы и сами рады на часок-другой окунуться в этот цифровой мир. Но такое поведение губительно. Теряется связь между родными людьми, каждый пребывает в своей виртуальной реальности, - рассуждает он. - Я думаю, что очень много изменится в казахстанских семьях, если они возьмут за правило ужинать без гаджетов, телевизоров и прочих отвлекающих факторов. Ужин - время, когда вся семья собирается за дастарханом. Лучше момента поговорить друг с другом и не придумаешь. Спросите у ребенка, как прошел его день, что заставило его улыбнуться, а что - загрустить, как поживают его друзья, что интересного они обсуждали в школе. Вы удивитесь, как ваш ребенок раскроется, когда почувствует искренний интерес к его делам. Чувствуя поддержку и участие взрослого, ребенок, столкнувшись с трудностями, не закроется, а пойдет туда, где его любят и поддерживают. Вот к чему нам, взрослым, нужно стремиться. К слову, о влиянии гаджетов на психику детей рассказала доцент кафедры «Педагогическая психология» Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати Махаббат Оспанбаева. Она уверена, что виртуальная реальность - это место, где ребенок ищет внимания и поддержки, когда не находит этого в реальной жизни. - Зависимость ребенка от гаджетов - это тревожный звонок для взрослых, но это лишь вершина айсберга. Проблема кроется в том, что там, в играх или чатах, с совершенно чужими людьми, ребенок чувствует себя комфортнее и лучше. А такого быть не должно. В такой ситуации нужно задуматься - а достаточно ли времени я уделяю ребенку? - говорит М. Оспанбаева. Школьным психологам она дала несколько рабочих практик по вовлечению ребенка в реальность и пробуждению у него интереса к жизни, среди которых различные медитации и арт-терапия. Председатель центра социологических и маркетинговых исследований «Taldau» Бакыт Альмуратов рассказал, что не так давно он провел социологическое исследование, в котором были задействованы более 34 тысяч родителей и чуть меньше детей. Результаты дали понять, что взрослые уверены в том, что знают своих детей, но на деле они очень далеки от своих чад. - На Западе в последние годы очень падает рождаемость: там люди понимают, что родительство - это огромная ответственность, и рожают детей только тогда, когда уверены в том, что с этой ответственностью справятся. У нас детей рождается много, и это большое счастье. В нашем менталитете иметь большую семью. Но вот об ответственности многие родители забывают. Думаю, что сегодня нам, неравнодушной общественности, школьным психологам, нужно работать в этом направлении - прививать в обществе культуру ответственности за детей. Важно говорить о том, что родить ребенка - это полдела. Воспитать его - вот главная задача, - поделился своими мыслями Б. Альмуратов. Психологическим аспектам предупреждения аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних посвятила свое выступление старший эксперт-психолог института судебных экспертиз по Жамбылской области Гулим Жамбекова. Она говорила о глубинных причинах подросткового суицида и путях его профилактики. Далее участники конференции работали в трех секциях. В первой продолжили обсуждать вопрос подросткового суицида и селф-харма. Психологи подробно разобрали самые распространенные причины, по которым дети решают навредить себе. Поговорили о тех самых «тревожных звоночках», которые могут распознать школьные психологи и вовремя среагировать, предотвратив трагедию. Во второй секции психологи говорили об особенностях воспитания девочек, а точнее - о психологических аспектах этого вопроса. Уважать и любить себя, уметь отказываться от нежелательного влияния, сохраняя при этом достоинство, современной девушке просто необходимо. А работа третьей секции была посвящена социально-психологическим аспектам цифровой зависимости подростков. Психологи предметно погрузились в эту тему, высветили основные причины такого поведения у подростков и вместе разобрали алгоритм действий в работе с зависимыми от гаджетов детьми. Завершилась конференция обменом мнениями по темам встречи.Камила ПОЛЯКОВА