От изменений в сфере образования зависит будущее страны
В течение двух дней участники августовской конференции обсуждали актуальные проблемы всех ступеней образования, делились своими наработками и опытом с коллегами. Отметим, что в этом году конференция называлась «Справедливый Казахстан: честное поколение, качественное образование, успешная нация» и проходила в необычном формате - в каждом регионе она имела свое тематическое направление. Вчера в здании областной филармонии имени К. Азербаева состоялась пленарная сессия конференции. В масштабном мероприятии приняли участие представители всех школ области, а также гости из столицы - работники профильных ведомств. Результат кропотливой и сложной работы всех педагогов - это успехи их учеников. Именно поэтому до начала сессии перед зданием филармонии участникам представили выставку лучших творческих работ местных школьников, а также научные изобретения учеников. Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы Тараза Султан Жумакадыр, Канат Тажихан и Барысхан Калдыбай показали свою недавнюю наработку - «умный» ящик для мусора. Он разработан на основе искусственного интеллекта и распознает мусор с помощью камер, вмонтированных в крышку. В зависимости от материала, это могут быть пластик, бумага, стекло, органика, распределяет мусор по контейнерам внутри ящика. Система полностью автономная. От идеи изобретения до воплощения прошло пять месяцев. В дальнейшем ребята хотели бы доработать проект вместе с экологами и внедрить эти ящики в повседневную жизнь жамбылцев. Среди проектов, презентуемых школьниками, были также «умные» солнечные батареи нового поколения и графеновые батареи. К слову, практически все наработки юных ученых посвящены теме заботы об окружающей среде. Выставка работ учащихся переходила в выставку профессиональной литературы для педагогов. Самые лучшие казахстанские методические пособия и учебники были представлены участникам конференции для ознакомления. Пленарная сессия августовской конференции началась с выступления в Астане министра просвещения РК Гани Бейсембаева. В онлайн-режиме жамбылские педагоги заслушали его доклад. Г. Бейсембаев отметил, что в нашей стране делается очень много для того, чтобы учителя, выполняющие задачу по воспитанию и обучению подрастающего поколения, были обеспечены всем необходимым. С начала этого года заработная плата учителей выросла на 25 процентов. Свыше 200 тысяч педагогов получают надбавки по итогам прохождения аттестации. К слову, министр добавил, что процесс аттестации педагогов на базе Национальной платформы теперь автоматизирован. Вся информация об их деятельности аккумулирована в личном кабинете. - Исключены портфолио, а также тестирование по педагогике и методике преподавания. Педагог будет проходить тестирование только по своему предмету. Подтверждение квалификационной категории педагога-исследователя и мастера исключается, но будет отслеживаться также посредством Национальной платформы, - сказал министр. По словам Г. Бейсембаева, выпускники педагогических специальностей, впервые приступающие к профессиональной деятельности либо имеющие перерыв в стаже работы, будут проходить тестирование на диагностику профессиональных компетенций педагога. Также он рассказал о том, что в скором времени в стране планируется полностью автоматизировать процедуру приема педагогов на работу через Национальную образовательную базу данных. - Нам необходимо создать соответствующие условия для привлечения лучших, сильнейших, ответственных педагогов, болеющих душой за учительское дело, а также максимально исключить все коррупционные риски при трудоустройстве в школах, - подчеркнул министр. Как отметил Гани Бейсембаев, в Казахстане также прорабатывается вопрос изменения механизма награждения педагогов. - В министерство нередко поступают обращения педагогов о том, что, проработав много лет, они так и не получили награды за свой труд. Для каждого из нас учитель - это тот человек, который определяет наш жизненный путь, закладывает основы становления личности. Учитель учит и воспитывает целые поколения. Поэтому мы обязаны возродить прежний имидж педагога. Для этого министерством принято решение о награждении медалью «Еңбек ардагері» учителей, имеющих стаж работы в образовании 30 и более лет, - проинформировал он. Министерством просвещения принимаются меры по направлению на трех- и шестимесячные зарубежные стажировки действующих сильных и опытных руководителей организаций образования. Говоря о качестве образования, Гани Бейсембаев отметил, что сегодня для определения качества применяется мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО). - По результатам МОДО с целью оказания адресной методической помощи для тысячи казахстанских школ будут проведены тренинги по разработке и применению методических рекомендаций, повышению качества преподавания предметов, использованию статистических данных, - сказал Г. Бейсембаев. - Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение качества обучения детей в регионах. Также, по его словам, в рамках реализации поручений Главы государства ведется работа по развитию инфраструктуры. - Уже в этом году для сокращения числа аварийных и трехсменных школ будут построены 154 школы на 132 тысячи мест, в том числе за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования. В следующем году в рамках Нацпроекта «Комфортная школа» будут введены в строй еще 217 школ на 461 тысячу ученических мест, - сказал министр. Активными темпами ведется работа по модернизации районных и сельских школ. Если в 2022 году в школы поставлено более 1200 предметных кабинетов физики, химии, биологии, STEM, то в этом году будут поставлены 1700 кабинетов. Министерством просвещения совместно с акиматами разработаны Дорожные карты по развитию образования в регионах. Они включают мероприятия по развитию всех направлений системы, в том числе творческого и интеллектуального потенциала детей, противодействию коррупции в организациях образования. Как подчеркнул Гани Бейсембаев, особое внимание уделяется безопасности. Только за последние два года приняты два закона, направленные на совершенствование системы охраны прав детей. Вступили в действие Правила профилактики жестокого обращения с ребенком, Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов образования и другие важные нормативы. - Кроме того, разработан проект Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы. Для обеспечения безопасности 90 процентов организаций образования подключены к центрам оперативного управления органов внутренних дел, обеспечены лицензированной охраной, оснащены тревожными кнопками, - продолжил министр просвещения. - За последние три года на 14 единиц уменьшилось количество детдомов, сейчас из 22 тысяч детей-сирот 80 процентов воспитываются в семьях. Планируется также внедрение альтернативной формы семейного устройства - профессиональные приемные семьи. Он отметил, что в организациях образования внедряются концептуальные основы воспитания «Ұлттық тәрбие - ел болашағы». - Министерством разработана Единая воспитательная программа на 2023-2025 годы, направленная на активизацию идеологической работы с обучающимися, родителями и общественностью. С 1 сентября текущего года во всех организациях образования заработают центры педагогической поддержки родителей. Их главный приоритет - усиление работы по взаимодействию семьи и школы в обучении и воспитании детей, развитие культуры позитивного родительства, - отметил министр. Он добавил, что для тесной работы с обучающимися на базе Национального института гармоничного развития человека «Өркен» и АО «НЦПК «Өрлеу» будут проходить специальные педагогические курсы по 72-часовой программе. В целях обеспечения открытости и прозрачности распределения мест в дошкольных организациях, по словам министра просвещения, до конца текущего года будет разработана единая база учета очередности детей. - На сегодня прорабатывается новый подход выбора дошкольной организации родителями. Еще одним важным вопросом в предоставлении равных стартовых возможностей детям является предоставление бесплатного питания ребятам из социально уязвимых слоев населения. По поручению Главы государства с 1 сентября более 97 тысяч детей из малообеспеченных семей, посещающих детский сад, будут охвачены бесплатным питанием, - сказал Г. Бейсембаев. - В целях привлечения компетентных специалистов с сентября текущего года заработная плата воспитателей увеличится на 30 процентов Одной из важных мер в новом учебном году, подчеркнул министр, станет обеспечение всех учащихся первых-четвертых классов одноразовым бесплатным горячим питанием. Гани Бейсембаев поблагодарил акимов областей за то, что выделили средства на эти цели. - Для нас главное - создать благоприятную и комфортную среду воспитания и обучения. Именно от каждого из нас зависит будущее наших детей, а значит - будущее страны, - завершил выступление министр просвещения. Затем перед педагогами страны выступила заместитель Премьер-Министра Казахстана - министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. В своем выступлении она подняла несколько проблемных моментов, существующих в сфере образования. К примеру, она подчеркнула, что в Казахстане нет специального единого регистра, учитывающего дефицит педагогических кадров в разрезе регионов. - Вопрос дефицита специалистов в образовательной сфере - очень острый и фундаментальный, поэтому важно его анализировать и держать на постоянном контроле, - пояснила она. Шквал аплодисментов вызвала озвученная Тамарой Дуйсеновой новость о том, что наступающий учебный год продлится 34 недели, как и ранее. - Продление учебного года до 36 недель - это объяснимая мера, которая имеет положительный опыт в мировой практике. Однако принимать такое решение, не подготовив для этого базу, нельзя. Мы должны детальнее рассмотреть этот вопрос, а уже потом закреплять эту меру. Поэтому считаю логичным отложить это нововведение и вернуться к нему после 2025 года, - сказала она. Т. Дуйсенова также поручила акимам областей выделить средства на повышение квалификации учителей, решить вопрос материально-технической базы школ, назначать руководителями организаций подготовленных специалистов, имеющих соответствующие квалификацию, навыки и умение работать с коллективом и детьми. После окончания телемоста каждый регион приступил к обсуждению своих тем. Для Жамбылской области была обозначена тема «Контроль и оценивание в образовании». Модератором пленарной сессии выступил глава региона Нуржан Нуржигитов. Он поприветствовал участников мероприятия и поздравил педагогов с наступающим новым учебным годом. - В этом году одаренные ученики наших школ завоевали 343 медали на различных международных, республиканских олимпиадах и научных конкурсах. Четырнадцатый год подряд команда нашей области побеждает в республиканском конкурсе научных проектов. Это все - результат вашей работы, вашего неустанного труда, дорогие учителя, - сказал аким области. - Сегодня мы с вами обсудим разные подходы в оценивании и контроле качества образования, заслушаем доклады экспертов. Уверен, что вынесем много полезного для дальнейшей работы. Заместитель председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Майра Мелдебекова выступила с докладом о развитии национальной системы обеспечения качества образования. Она подробно остановилась на обсуждении инструментов оценивания образовательных достижений, которые делятся на внутренние (критериальное оценивание, итоговые выпускные экзамены и государственные выпускные экзамены) и внешние (мониторинг образовательных достижений обучающихся, срез знаний и ЕНТ). Гость из Нидерландов - директор Голландского научного центра экспертизы и сертификации Арнольд Бауэр - поделился с жамбылскими педагогами опытом работы в части аккредитации средств оценки качества образования и рассказал о международной аудиторской организации, которая обеспечивает оценку качества тестов и экзаменов RCEC. - RCEC - это такой центр сертификации, мы оцениваем качество экзамена и присуждаем ему сертификат. Необходимо отметить, что центр участвует как в крупных международных экзаменационных процессах, так и в неформальном образовании, - подчеркнул А. Бауэр. - Очень важно, чтобы экзаменация была прозрачной, только тогда она покажет надежный и настоящий результат. Далее он рассказал о подходах в оценке качества содержания тестов и экзаменов. Нуржан Нуржигитов, заслушав доклад зарубежного эксперта, отметил, что в нашей стране действует независимая система оценки знаний выпускников - Единое национальное тестирование. Подробнее о ЕНТ как об инструменте оценивания знаний выпусников в своем докладе рассказал директор центра Единого национального тестирования Руслан Емелбаев. Критериальной оценке знаний учащихся посвятила свой доклад заметитель руководителя управления самостоятельного обучения Назарбаев Интеллектуальных школ Айдана Шилибекова. Доктор педагогических наук, доцент Казахского национального женского педагогического университета Кулзада Кудайбергенова в своем выступлении говорила о важных аспектах подготовки педагогических кадров новой формации. Затем вице-президент международного общественного фонда «Білім-инновация» Асет Дуйсенбаев рассказал, как в школах «Білім-инновация» цифровизируют процессы оценки знаний. Опыт лучших казахстанских школ в этом вопросе действительно может стать основой модернизации оценивания знаний учащихся. «Системное управление и контроль - залог качественного результата» - так назывался доклад директора Шымкентской школы для одаренных детей № 90 Армана Орынбекова. Он поделился с коллегами своими наработками в вопросе непрерывного контроля качества среднего образования. А. Орынбеков считает, что, находясь «в поле» среднего образования, крайне важно успевать за всеми профессиональными тенденциями, не бояться внедрять новый опыт, ведь наша цель - повышать качество образования, а это невозможно без совершенствования системы. Завершающим спикером пленарной сессии стала учитель русского языка и литературы школы-гимназии имени Б. Бесбаева Жамбылского района Айгуль Калмаханова. Ее доклад был посвящен оцениванию повышения компетентности учителей и развития траектории обучения. - Дорогие учителя! Сегодня было обсуждено немало вопросов, которые в конечном счете сводились к необходимости повышения качества работы системы среднего образования. Знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем, они станут основой для вашей работы, вдохновят вас на изобретение новых подходов. Еще раз поздравляю вас с наступлением нового учебного года и искренне желаю новых побед и открытий вам и вашим ученикам. Дерзайте! - сказал глава региона, закрывая пленарную сессию. После завершения основной части мероприятия педагоги области разделились по группам, в которых продолжили обсуждение важности контроля и объективной оценки знаний учащихся. - Я считаю, что в нашем регионе в рамках августовской конференции обсуждали одну из самых актуальных и животрепещущих тем в образовании. Время и технологии не стоят на месте, именно поэтому мы должны использовать имеющиеся возможности для совершенствования системы среднего образования. От того, насколько качественное образование получит нынешнее поколение, зависит то, какой страна будет завтра, как она будет развиваться, станет ли передовой в разных аспектах. Мы стремимся к воспитанию конкурентоспособных интеллектуалов, которые смогут изменить мир к лучшему, поэтому нам, учителям, важно сегодня вложить все свои знания и умения в то, чтобы сделать наше отечественное образование лучшим, - поделился обладатель звания «Лучший педагог-2018» учитель казахского языка и литературы областной специализированной школы-лицея «Дарын» Базарбай Дуйсенбай.Камила ПОЛЯКОВА, фото автора и Агадила РЫСМАХАНА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="66405,66406,66407,66408"]