Спорные вопросы решаются, в том числе в судебном порядке
В Жамбылской области в настоящее время насчитываются около двух тысяч многоквартирных жилых домов, из которых без малого 800 нуждаются в модернизации. Если в год будут ремонтировать по 10-12 домов, на реализацию программы модернизации уйдет почти 70 лет. Это притом, что некоторые дома приходят в плачевное состояние уже через год-полтора после капитального ремонта. Об этом и многом другом мы поговорили с директором ТОО «Тұрғын үй жөндеу-Тараз» Бакытгали Жанабаевым. - Бакытгали Медетбекович, расскажите, какие задачи стоят перед возглавляемой Вами компанией? - Основная задача ТОО «Тұрғын үй жөндеу-Тараз» - это финансирование ремонтных работ многоэтажных жилых домов в рамках программы модернизации, которая сейчас является подразделом Концепции развития жилищно-строительной отрасли до 2026 года. Эта концепция пришла на смену Государственной программе жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы. - Программа модернизации действует с 2011 года. Сколько домов на сегодня модернизировали в регионе? - С 2011 года было отремонтировано 478 многоэтажных жилых домов на общую сумму 16,244 миллиарда тенге. Чтобы было понятно, расскажу подробнее, какие средства используются на ремонт домов. У нас три источника финансирования. Первый - за счет местного бюджета (акиматы области, города и района). Допустим, акимат города в рамках капитализации выделяет нашей компании 250 миллионов тенге. Мы на эти средства ремонтируем, условно говоря, четыре многоэтажных жилых дома. И эти деньги остаются у нас на счете. Далее в револьверном порядке на них мы будем ремонтировать другие дома. Жители отремонтированных домов возвращают затраченные на модернизацию деньги в течение 15 лет. Возвратные суммы направляются на модернизацию следующих жилых многоэтажек. То есть второй источник финансирования - это возвратные средства. И третий - бюджетные кредиты. С 2019 года по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева было выделено 30 миллиардов тенге на модернизацию многоквартирных жилых домов по республике. Из них почти 10 миллиардов получила Жамбылская область. Это позволило увеличить количество домов, подлежащих модернизации. - А сколько домов всего нуждается в капитальном ремонте? - В настоящее время в ремонте в рамках модернизации в области нуждаются 796 домов. Если ремонтные работы проводить только на возвратные средства, то в год по силам охватить 10 домов. Тогда на то, чтобы реализовать стоящие перед нами планы, понадобится без малого 70 лет. Поэтому сегодня мы подали заявку на выделение средств из государственного бюджета, чтобы в следующем году охватить ремонтом 92 объекта. - Жители Тараза и области в первое время не сразу оценили все преимущества программы модернизации. Собственников квартир в многоэтажках приходилось буквально уговаривать на проведение ремонта в рамках программы. А у ваших предшественников после появлялись проблемы в виде исков в судебные инстанции от тех, кто был убежден, что не должен выплачивать кредиты за ремонт, так как не давал согласие на него. Как сейчас обстоит дело в решении подобных проблем? - Вообще, есть статья 42-1 Закона «О жилищных отношениях», где указано, что если получено согласие 67,7 процента жильцов, ремонтные работы можно проводить. Конечно, оставшиеся жильцы, несмотря на то, что ремонт провели, акт приемки работ подписан, пытаются отстаивать свои интересы. Но закон не на их стороне. У нас в ТОО есть три отдела: юридический, по работе с абонентами, и отдел мониторинга ремонтных работ. До недавнего времени мы были генпорядчиками: государство нам выделяет средства, на которые мы ремонтируем многоквартирные жилые дома. С 2019 года, когда в законную силу вступила программа «Нұрлы жер», мы стали операторами или, иначе говоря, поверенными агентами. Наши подрядчики произвели ремонтные работы, далее мы несем ответственность только за возвратные средства. Так вот, ремонт провели, и жители затем обращаются к нам. Кто-то пишет досудебные претензии, кто-то требует проверить качество работ. Все это обеспечивают наши сотрудники. Если ремонт некачественный, мы подаем исковое заявление в суд. Также пишем заявления в вышестоящие инстанции. Помимо этого ведем работу с абонентами, которые не оплачивают уже проведенный ремонт. Мы судимся с ними. Результат неплохой: раньше возвратность была у нас где-то 67,64 процента, сейчас почти 92 процента. Кроме того, желающих отремонтировать дома в рамках программы модернизации стало больше, да и жильцы стали более сознательными. - Сколько домов модернизируются в этом году? - Следует сказать, что с прошлого года ТОО«Тұрғын үй жөндеу-Тараз» отвечает также за модернизацию домов во всем регионе. Раньше к нам относились только дома в Таразе. К сожалению, в этом году мы не смогли получить бюджетные средства на модернизацию домов. Поэтому ремонт идет только на возвратные средства, которых хватило на четыре проекта. Еще семь домов мы планируем привести в порядок, если позволит бюджет. - Не поздно начинается ремонт? Горожане в прошлые годы сетовали на то, что осенью дождем заливало квартиры, когда шло строительство шатровых крыш в многоэтажках. - Согласен. Такая ситуация у нас была в 2021 году. Средства были выделены только в конце сентября, в это же время и начали ремонтные работы. К сожалению, у нас есть проблемы с подрядчиками. На реализацию наших проектов часто приходят не очень опытные подрядчики. В этом году партия «Аmanat» поднимала вопрос ответственности подрядных организаций по ремонту многоэтажек. В Законе «О жилищных отношениях» говорится, что подрядную организацию выбирает собственник помещения. Но как происходит на самом деле? Кто-то покупает себе подрядную организацию, нанимает работников и договаривается с жильцами о том, что он проведет ремонт дома. Опыта у него нет вообще. Но мы его не можем исключить из числа участников конкурса, потому что с документами у него все в порядке, в них указаны все подвиды работ, которые его организация может осуществлять. В итоге мы получили ситуацию, когда жильцы потом у нас требуют исправить все возникшие после ремонта проблемы. С 1 августа текущего года вышло постановление Правительства о том, что капитальным ремонтом домов в рамках концепции имеют право заниматься только организации первой и второй категорий. - А как быть теперь жильцам домов, которые отремонтировал подрядчик-однодневка? Скажем, ремонт провели в 2021 году, а сейчас дом разваливается, крыша протекает, в подвале разруха. Жители пытаются достучаться до всех инстанций и устраивают пикеты у городского и областного акиматов. Как им быть? А деньги за ремонт платить придется более 10 лет. - Я понял, о каком доме вы говорите. Это дом на Сатпаева, № 18. Его ремонтировало ТОО «Нұрсила Құрылыс». Подрядчик в 2021 году отремонтировал три объекта: в микрорайоне Талас, дом № 21, Сатпаева, № 18 и Телецентр, дом № 5. С нашей стороны были разосланы письма во все инстанции. В них мы указали, что по всем трем объектам работы выполнены некачественно. - Каким образом тогда подписали акты приемки работ? - Это отдельный вопрос. Но мы потом требовали провести судебную экспертизу. Но она не была проведена. Мы писали в ГАСК, в прокуратуру. Там признавали нашу правоту, но ссылались на то, что жители сами подписали акты приемки работ. Кроме того, они подписали акт исключаемых и дополнительных работ! Это законом не запрещено. И это свело наши усилия на нет. Мы говорим жильцам: «Вы же пишете, что работы некачественные. Почему тогда подписали эти акты? Как нам теперь быть?». - Однако сегодня жители дома № 18 по улице Сатпаева хотят, чтобы все недостатки были устранены. - По СНиПу на все виды капитального ремонта гарантия составляет три года. У нас по договору на кровельную часть дается пять лет, на инженерные сети - три года, а на остальные виды работ - один год. Несмотря на имеющиеся акты приемки объекта, нами была направлена досудебная претензия к подрядчику. По адресу Телецентр, 9 жильцы написали заявление по поводу некачественных ремонтных работ. По данному объекту нами была назначена судебно-строительная экспертиза, в последующем все работы были выполнены в полном объеме и все спорные вопросы решены. Почему жители дома по Сатпаева, 18 до сих пор не могут принять решительные меры в отношении подрядчика, неясно. Мы уже неоднократно шли им навстречу, но все наши усилия в итоге оказываются безрезультативными. - Так что им нужно сделать сейчас, чтобы привести дом в порядок? - В первую очередь в гражданско-правовом порядке обратиться с исковым заявлением в судебные органы об обязывании подрядной организации устранить выявленные недороботки, допущенные при ремонте дома. Также обратиться к нам с заявлением о предоставлении всех имеющихся документов, в последующем для принятия участия представителя от компании в судебных заседяниях в качестве третьего лица. И сделать им это необходимо уже сейчас, так как после истечения срока гарантии их шансы привести дом в порядок будут сведены к нулю. Причем в этом должны участвовать жители как пострадавшая сторона заказчика. Мы же - третья сторона, но от своих обязательств не отказываемся, так как заинтересованы в том, чтобы недостатки были устранены.Беседовала Людмила МЕЛЬНИК