Меню
24 октября, 2023 / iamsts / Новости

Александр и Александра. Династия железнодорожников продолжается

Александр и Александра. Династия железнодорожников продолжается

Александр и Александра. Династия железнодорожников продолжается Александр и Александра. Династия железнодорожников продолжается
Фото из открытого источника

 width=Династия железнодорожников продолжается

Железные дороги не зря называют стальными артериями экономики. Казахстан обладает разветвленной сетью железных дорог общей протяженностью около 16614 километров, шесть тысяч из которых - двухпутные и около пяти тысяч - электрифицированные. Значение железнодорожного транспорта в Казахстане очень велико. Более 68 процентов всего грузооборота и 57 процентов пассажирооборота страны приходится на долю железных дорог. В железнодорожной отрасли заняты более 160 тысяч человек. Как видим, железнодорожная отрасль республики служит по-прежнему локомотивом всей нашей экономики. Но за всеми этими достижениями стоит повседневный и круглосуточный труд десятков тысяч людей. Машинист электровоза Александр Палисика пошел работать на железную дорогу неслучайно. Родился он в привокзальном районе Джамбула в январе 1987 года, так что первыми колыбельными, что усыпляли вечерами маленького Сашу, был перестук колес поездов. - У нас династия железнодорожников, - рассказывает Александр Палисика. – На железной дороге трудились родители отца, мамин отец работал в вооруженной охране железных дорог, а папин брат дядя Саша с юных лет и до самой пенсии трудился машинистом. Учился я в школе № 16 имени Д. Карбышева, что находится на площади перед железнодорожным вокзалом. Так что после окончания школы без всяких сомнений поступил в железнодорожную профессиональную школу (ныне это железнодорожный лицей) по специальности «помощник машиниста электровоза» и «слесарь». Считаю, что очень повезло с педагогами, наш классный руководитель Людмила Николаевна Ли, замечательный специалист, много дала нам и в плане профессиональных знаний, и опыта общения в коллективе. А мастер производственного обучения Евгений Гостев одновременно стал нашим тренером по боксу. Отучившись три года, начал работать помощником машиниста грузовых поездов. Моим инструктором и наставником стал Дмитрий Александрович Казаченко. Два года я водил с ним грузовые составы, набирался опыта, потом перешел на составы пассажирские, там меня опекал Владимир Иванович Тарасов. Вот эти специалисты - поклон им до земли! - и сделали из меня профессионала. После окончания технических курсов в Таразе в 2012 году я стал машинистом. - Работа машиниста требует умения приспособиться к особому рабочему ритму, - продолжает Александр. – Сейчас я вожу грузовые составы, и моя смена наступает через 16 часов после окончания предыдущей. Через три-четыре поездки выходной – 48 часов. И так – круглый год, в любое время суток, в любую погоду… Отмечу, что наши новые электровозы марки KZ8А, которые собирают в Казахстане по французской технологии, создают приемлемый комфорт для экипажа: здесь хорошие отопление и вентиляция, кондиционер, так что микроклимат внутри благоприятный, имеются санузел, холодильник и микроволновая печь. Работаем в самых разных условиях, то в песках – за бортом минус 40 градусов, то на солнце крыша разогревается до плюс 50. А ведь я помню дядины рассказы, как еще совсем недавно приходилось тяжело машинистам на тепловозах – там-то никаких удобств не было, да еще приходилось нередко заниматься ремонтом дизелей на ходу: то система охлаждения начинает протекать, то сальники масло не держат. И ходили машинисты чумазые, как кочегары, в масле и саже. А мы сейчас работаем в белых перчатках! Шумоизоляция в новых электровозах качественная, так что в пути мы устаем меньше, чем раньше. Система управления компьютеризована, все данные выводятся на экраны, о любых отклонениях нам сразу же докладывает компьютер. Но главная нагрузка, конечно, на человека. Он принимает решения, от него зависит безопасность движения. - Наши маршруты: Тараз - Шу (220 километров), Тараз - Арысь (300 километров), в пути это занимает, в зависимости от загруженности маршрута, от шести до 12 часов, бывает и дольше, - добавил собеседник. - По прибытии отправляемся в дом отдыха экипажей, отдыхаем минимум четыре часа, потом принимаем поезд. Сменяем шуские, сарышаганские или алматинские экипажи и ведем состав в Тараз. После прибытия - перерыв в 16 часов, и так до выходного. Ездим и в командировки, в те места, где не хватает экипажей, – в Центральный и Северный Казахстан. Так что за год каждый из нас накручивает не по одному кругосветному путешествию, если километры сложить… А за все время работы - до Луны точно хватило бы. По словам Александра, заработная плата у машиниста - от 500 тысяч тенге в месяц, из-за плотного рабочего графика к отпуску добавляются 12 дней, бесплатный проезд по железной дороге в отпуске по всему СНГ, и такой же проезд для супруги в течение трех декретных лет. Плюс по желанию предоставляются профсоюзные путевки в дома отдыха, санатории. К слову, с Александрой, тогда еще будущей супругой, Саша познакомился еще во время учебы в школе, в 2019 году они поженились и теперь растят дочь Валерию. - Главное в профессии машиниста - это чувство ответственности и готовность к обретению новых знаний, - говорит наш герой. - Во-первых, несмотря на всю компьютеризацию, решение в экстренной ситуации принимает человек. Правильное же решение может принять машинист с опытом и профессиональными навыками. Во-вторых, техника и технологии ушли уже заметно вперед, так что нам приходится постоянно учиться, чтобы не отстать от времени.

Беседовал Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: