Меню
10 ноября, 2023 / iamsts / Новости

Кто мы и куда нам идти? О вере, патриотизме и независимости

Кто мы и куда нам идти? О вере, патриотизме и независимости

Кто мы и куда нам идти? О вере, патриотизме и независимости Кто мы и куда нам идти? О вере, патриотизме и независимости
Фото из открытого источника

 width=О вере, патриотизме и независимости

Продолжение. Что касается богоугодных жертв скифов, то Геродот в своей книге приводит их во множестве. В самом конце страницы 253 говорится: «60. Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревку и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву… В жертву приносят также и других животных, в особенности же коней». А во втором абзаце страницы 255 в пункте 63 читаем: «Таковы обряды при жертвоприношениях у скифов. Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране». На странице 235 этой книги содержатся сведения и об употреб­лении скифами кобыльего молока. «Всех своих рабов скифы ослепляют. Поступают они так из-за молока кобылиц, которое они пьют». Разъяснение по этому поводу можно прочесть в конце книги: речь идет о повязках, которые накладывали на глаза пленным киммерийцам. Прочтем второй абзац страницы 426: «…Саки же (скифское племя)… - начинает автор и в завершение сообщает: - Персы ведь всех скифов зовут Саками». И это пишет Геродот, признанный всем миром как отец исторической науки, который собственными глазами видел и саков, и персов, путешествовал и вел среди них исследования. Очевидец и исследователь жизни наших предков оставил о них письмена четкие, как тамга (клеймо), на крупе стригунка. По прошествии 2,5 тысячи лет некоторые наши псевдоисторики пытаются поправить самого Геродота. Перекраивают шубу на свой лад, в поте лица трудятся до изнеможения, подкидывая скифов другому народу, а саков превращая в персов. И нет им дела, согласны ли с их мнением сами персы или не согласны. Что же им теперь на это скажешь? Не надо быть ученым, когда это ясно видно любому рядовому человеку, кто прочтет эти строки. Сегодня во всем мире есть только один народ, который сохранил и соблюдает все вышеперечисленные обычаи, обряды и традиции в неизменности. И какой же это народ? Я не стану называть. Пусть каждый человек, который прочтет эту статью, сам думает и догадается. Когда перед глазами предстает долгая и содержательная жизнь людей, выводы об их миропонимании напрашиваются сами собой. Несмотря на долгие века, разделяющие нас, можно заметить и понять многое. Во-первых, приписываемые нам кое-кем шаманизм, язычество, поклонение всяким идолам и подобные им верования и исповедания нигде не упоминаются. По-видимому, Геродот принимал непосредственное участие в описанных им ритуалах. Об этом говорит детальное описание действий при заклании скота. Если бы бог, которому приносят жертву, был земным существом, природным или рукотворным предметом поклонения, Геродот написал бы об этом подробно и дал бы его четкое и ясное описание. Он говорит: «Когда приносят жертву, люди, называя имя бога, обращаются к небу», то есть к Көк Тәңіріне. Көк - небесная синь. Аллах - небесный властитель, Аллах и Көк Tәңiрі - одно понятие. Единый властитель Вселенной. Это понятие принадлежит не только нам, оно возникло еще на заре человеческой истории и имело важное место в жизни множества других народов. Вот что говорится об этом в 78-м аяте суры аль-Хадж Корана: «Это религия вашего праотца Ибрахима. Аллах и прежде называл ее мусульманской религией». А пророк Ибрахим, как известно, жил еще за пять тысячелетий до наших дней. Еще следует упомянуть о том, что два созвучных между собой древних документа о нашем бытие дошли до нас из ничем не связанных между собой и весьма отдаленных друг от друга народов Греции и Китая. Разница лишь в том, что в китайском источнике небо зовется «аспан». Если заменить его на «көк», все встанет на свои места. Ну а Геродот, сравнивая нас с греками, говорит: «…у них нет так много богов, как у греков, они верят только в одного бога». Отсюда яснее ясного видно, что у нашего народа многобожия не было с незапамятных времен. Вот он, проложенный в течение веков светлый путь наших предков, устои и ценности, обычаи и обряды, сердце и вера. Говорить сегодня с таким народом, как с младенцем, только что раскрывшим глаза на мир, и указывать ему, что все делается не так, теперь уже нелепо и не укладывается ни в какие рамки. Геродот писал, что до погребения усопшего правителя с почетом проносят через его владения для прощания с народом. В наши дни на похороны людей собирается тоже множество. Они с почетом провожают покойного на место погребения, и каждый бросает на могилу горсть земли. Наш народ, когда не только родные и близкие, но и просто хорошие знакомые отправляются в далекое путешествие, всегда считал своим долгом прийти и обязательно пожелать им доброго пути. Ну а если кто-то не смог пойти на похороны, проводить в последний путь и бросить на могилу горсть земли, то он считал себя виновным в совершении очень тяжкого, непростительного поступка. «Стыд страшнее смерти», - говорили казахи в таких случаях. Ну а скрыть тело покойного от всех, не сообщить, не дать никому попрощаться с ним, велеть захоронить, не прочтя заупокойную молитву, считается полным невежеством и самым что ни на есть грубым нарушением обряда погребения. «Средь тридцати сынов одна лишь дочь была, зачем и ты, Зауреш, за братьями ушла?» - скорбно оплакивал несчастный отец смерть дочери, которой после погребения не досталось и горсти земли от него, и все, кто слышал его песню, горько плакали вместе с ним. Нынче нам говорят: «Прекратите, не пойте эту песню, это неправильно». И что же теперь мы должны сказать, что станем хоронить покойников по-другому или что другое скажем? Разве похоронить честь по чести тех, кто ушел в другой мир, бросить горсть земли на могилу не есть самый большой долг для каждого казаха? Какое отношение это имеет к многобожию? Не ходи на могилы умерших людей, не читай молитвы за них, не ставь над могилой памятник, не сооружай никому почетный памятник в городах, нe почитай их великими людьми - это все будет многобожие. Упаси нас Бог! Есть слова, оставленные маймак Майкыби: Безногой и безрукой Как змее на свете жить? Без хвоста и без гривы Как кулану в мире выжить? Теперь вроде пришло время прибавить к этим словам: Без Аблая, без Абая Как казахам всем прожить? Неужели жизнедеятельность нашего народа противоречит вере и Корану? До вчерашнего дня мы слушали наставления муллы, что по-мусульмански следует исполнять то-то и то-то вот таким-то путем, и соблюдали все неукоснительно. Нет, никаких противоречий не было. А что же случилось теперь? Становится ясным, что эти действия просто не имеют к вероисповеданию никакого отношения. Это самая обыкновенная политика. Она, незаметно подкравшись, проникает в тебя. Проберет всего и проглотит всех. Вначале заставит забыть предков своих, потерять связь с историей, лишит тебя поэзии, песен, музыки, уничтожит полностью все ценности и традиции, обряды и обычаи. После чего корень народа усохнет, оторвется, и перекати-полем будет носиться по ветру, куда ветер - туда и все. В какую падь ни занесет, там и заляжет. Вот тогда будешь ли халифатом или еще чем-то, кто знает? Как бы то ни было, но хозяином своей судьбы уж точно не будешь. Если твоя независимость тебе самому не нужна, то кому она вообще нужна? Если за проблемой религиозного развития стоит финансирование (капитал), это непременно знак беды. Кто может утверждать, что у волка нет ума? Даже этот четвероногий хищник, будучи страшно голодным, ни за что не польстился бы, видя на дороге белый курдюк. Подумал бы: это что за курдюк с целый пуд и с чего он валяется тут? И, чувствуя беду, обошел бы его стороной. Давайте и мы во всяком деле будем осмотрительными, братья мои. «В осторожности - спасение от мук и разных сложностей», - говорили наши предки. В нашей стране на сегодня (по состоянию на 2013 год. - Прим. ред.) насчитываются 2200 действующих мечетей. Государство оказывает помощь в строительстве крупных мечетей, небольшие мечети на местах строятся за счет добровольных пожертвований их состоятельных граждан, так что в этом направлении можно двигаться потихоньку вперед без посторонней помощи. Безусловно, все постепенно придет в норму. Лишь бы мы не переусердствовали, стараясь сделать как можно лучше, а в результате все бы не получилось наоборот. Как уже было сказано выше, оказывается, из городов всего мира дозволено посетить только два из них. Больше никуда нельзя ездить, иначе это будет «многобожием». Верят ли те, кто говорит такое, что сказанное ими действительно будет исполнено, возможно ли это в наше время? Допустим, будет так, как сказано ими. Тогда весь народ будет сиднем сидеть дома. Все кладбища, все захоронения святых и великих предков будут пустовать. Ни один человек не придет. А там святыни: Гайып Ерен Кырык Шилтен, Казыгурт, Укаш-ата, Арыстанбаб, Туркестан, Коркыт-ата, пир Бекет-ата, Баба Тукти Шашты Азиз, Аулие-ата, Машхур-Жусуп Копей улы, Айша-биби, Раимбек баба, Кабанбай батыр и многие другие. Там везде создана мощная инфраструктура, построены дороги, гостиницы, комплексы для приема, отдыха и развлечения гостей. Проще говоря, жизнь там кипит. И эта жизнь должна остановиться, угаснуть насовсем? И что из этого получится? Если все оставить, отмести в сторону, но это же развивающийся внутренний туризм. Человек не может долго оставаться на месте, он хочет двигаться, познавать окружающий мир. На худой конец нам хоть на зеленые холмы рядом с аулом подняться бы, посмотреть, что и как там, и порадоваться, мы же - казахи (может, кочевники?). Сейчас есть дороги, есть транспорт. Увидеть и потешить душу, очиститься духовно, получить разнообразные религиозные, научные сведения, расширяя свое мировоззрение. Сейчас многие ездят за границу по туристическим путевкам. Их в стране пребывания тоже возят в крупные религиозные центры. Хоть ты и не принимаешь их веру, не бьешь поклоны, не крестишься, но знакомишься, узнаешь, сравниваешь, замечаешь, что верно, а что неверно. Ну а теперь за эти посещения можно попрекать, что ты допустил многобожие, стал грешником? В мавзолее Хаджи Ахмеда Яссави (Әзірет Сұлтан) лежат мощи десятков ханов, начиная с Абылай хана, батыров, - сплошь прославленные сыны и корифеи казахской культуры. Это место - святая земля, казахская орда, бывшая столица, место объединения трех джузов. Разве казах может отказаться от посещения такого священного места? Только недавно в Мангистау отмечали 260-летие Св. Бекета-ата. На празднование приехало множество известных граждан страны. Были и официальные гости из других государств, депутаты Парламента, главный муфтий страны. Когда народ, растянувшись длинной колонной, шел с горы к мавзолею Бекета-ата, вдруг пять настоящих диких архаров под предводительством величаво, грациозно идущего впереди вожака вышли наискосок к дороге, остановились и с какой-то вежливой кротостью глядели на людей, словно прося пропустить их. И все идущие, словно поняв их, тут же расступились, чтобы дать им дорогу. Семейство архаров, ничуть не торопясь, не бегом, как водится, а тихим шагом пересекло, красиво ступая, дорогу. И не кинулось тут же бежать, а остановилось у обочины и оставалось долго на одном месте, позволяя нам насмотреться на них. Такое не случается даже с овцами, которых ты сам пасешь каждый день. Когда мы приезжали туда три-четыре года назад, в тех местах малыми группами гуляли рядом с нами 30-40 архаров, примерно столько же здесь паслось, не улетая, уларов, которые в этих краях совсем не водятся, а обитают только в высоких горах. На склоне одной горы то взлетала, то садилась бесчисленная стая рябчиков, шумно празднуя что-то и веселясь вовсю. Если бы не некая сила, то разве такие явления в обычное время в обычном месте встречаются? И что же это такое тогда, если не чудо? Говорят, что эта долина по ночам сияет ярким светом космонавтам в космосе. Если бы Аллах не изливал лучи, откуда было бы взяться свету? Сколько людей возвращается отсюда, поправив здоровье, сколько страдающих бесплодием рожают детей, сколько алкоголиков и наркоманов избавляются от зависимости и возвращаются к нормальной жизни! Если вы сильны, попробуйте исцелить кого-нибудь из таких людей. Тогда все потянулись бы к вам. Никто не может сказать, что на свете вообще не может существовать вещей, которых мы не знаем, не видим, не осязаем. Если вы этих вещей не видите, то это не означает, что этого нет в мире. Есть люди, которые и видят, и слышат их. Поэтому нельзя шутить со святыми. Если ты ра­зумный человек, никогда святое не трогай! На вопрос «Почему вы объявили войну этим святым людям, что, вам делать нечего?» они ответили, что говорят так в защиту Аллаха, чтобы никто Аллаху не приписывал спутников. Запомните, что «Аллах не нуждается в защите и поддержке простых смертных». Не берите на себя грех, притворяясь кроткими. Кто совершает грех перед Аллахом, тот сам перед Ним ответчик, а не кто-то другой. И вся Вселенная, и все мы - на ладони Аллаха. Не Он, а мы нуждаемся в защите Аллаха, мы нуждаемся в Его поддержке! Аллах Всемилостивый и Всемогущий сказал: «В гневе весь мир вмещу в шелуху просяного зернышка, а могу озарить светом любви глаза всего человечества». Следовательно, все в руках Аллаха. Человеку прежде всего нужно думать о том, чтобы не вызвать гнев Аллаха. Участившиеся в последние годы бедствия и эпидемии, цунами, землетрясения, наводнения и беспричинные пожары, извержения вулканов - это не Божий гнев, а всего лишь предупреждения. При каждом таком предупреждении люди должны делать выводы, признать свою вину, просить у Аллаха прощения. Если человек после этого не исправит свои ошибки, тогда и может разразиться настоящий гнев Божий. Именно с этим связано то, что в некоторых местностях снова и снова повторяются разные бедствия. Это справедливая оценка, которую Аллах дает каждому народу, каждому человеку. Для понимающего человека жизнь так и регулируется. В более ранние времена, когда на базарах среди торговцев можно было встретить мужчин без усов, но с бородой, все казахи воспринимали их как клоунов и поддразнивали их, не торгуясь с ними, и не покупали их товар. Но теперь их облик, говорят, стал модным. Но разве проблема во внешнем виде человека, в его одежде? В мире много народов, и у каждого свое обличье и разное одеяние. Одежда у каждого народа свое­образная и национальная. Если один народ полностью исполняет свой мусульманский долг, но не желает расстаться со своей национальной одеждой, кто имеет право говорить ему: нет, вы не мусульмане? В одном из рассказов книги турецкого ученого Османа Нури Топ паша, уже упомянутого в нашей статье, приводятся слова из уст пророка Мухаммеда о внешнем виде человека. Есть такие строки: «Его светлость Пророк… дал повеление носить достойные одежды. Не одобряющий пестроту и легкомысленность в одежде, Его светлость Пророк (саллаллаһу алейһu уә сәлләм) не одобрял и ношение длинных развевающихся волос и бороды. Говорят, однажды в мечеть вошел человек со спутанными бородой и волосами. Его светлость Пророк (саллаллаһу алейһu уә сәлләм) дал ему рукой знак подправить бороду и внешность. Когда тот выполнил указание, Аллаһ расулы саллаллаһу алейһu уә сәлләм сказал одобрительным тоном: «Кто бы ты ни был, разве не такой вид благородней развевающихся волос?» (Муатта, Шаар, 7; Бэйхаки, Шуэбул-Иман, V, 225). В те времена бритвенных приборов для ухода за бородой и усами, конечно, недоставало. Тем не менее и тогда такое требование ставилось. Сейчас, слава Богу, все есть. А потому не следует пугать всех своим неприглядным видом, а надо быть скромно и опрятно одетым, хорошо побритым, привести в порядок свое лицо и прическу, чтобы показаться на люди, и почитать это своим человеческим долгом и обязанностью. Что скрывать, сейчас в обществе идет острая полемика о мусульманской традиции ношения одежды. И здесь никто не говорит ничего определенного, обе стороны просто отстаивают свою правоту. На самом деле, по нашим понятиям, прямых указаний о том, какой должна быть одежда мусульман, не было и нет. О названной ситуации по этой теме в книгах есть только одно понятие. Это то, что женская одежда должна целомудренно прикрывать провоцирующие соблазн части тела. Других убедительных мнений нет. Ну а слово «хиджаб» казах за свою 13-вековую историю исповедания ислама слышит впервые. Это слово, видимо, означает принадлежность арабской национальной одежде. Возможно, оно связано не с этикой, а, скорее, с природно-климатическими условиями. Потому что там солнце жгучее, ветра знойные, все горит. Думали о том, чтобы тело не обгорело, пыль не проникала. В Афганистане, к примеру, девичьи лица открыты, а женщины носят длинные, с головы до пят, мешкообразные одеяния без рукавов, имеющие мелкие прорези на уровне глаз. Ну и пусть. Главное, что они сами находят это правильным. Среди шиитских народов женщины днем и ночью, зимой и летом ходят в черном. Сами они связывают это с гибелью Хусейна, сына Его святейшества Али (зятя пророка Мухаммеда). С тех пор их скорбь не утихает, в знак чего и носится траур. Теперь и у нас некоторые женщины начали носить такую одежду. Но у нас благо­приятные перемены, мир в душе, полнота покоя и радости, с какой бы беды-печали нам начать носить траурные одежды? Милые мои, вы не совершали бы дел, которые издали притягивают беды, не лишали бы свой народ покоя, жили бы по-другому. С сотворения человека наши казахские девушки не носили на голове платков. Ну а женщины не скрывали лучезарных лиц. Но ни женщины, ни мужчины ни перед кем не оголяли тело. Есть ценные сведения о порядке ношения одежды. Об этом Геродот в своей книге писал вот что: «Замечено ироническое отношение грека к некоторым восточным обычаям. Стыд, который вызывало у варваров обнаженное тело, мог показаться греку, проводившему большую часть дня обнаженным на палестре, нелепым и смешным предрассудком». В той же книге написано: «Саки же (скифское племя)… они носили штаны». И в самом деле ношение штанов - это дар саков всему миру. Кто что носит - это, конечно, личное дело каждого. Однако чьи-то попытки изменить традиции, обряды и обычаи другого народа, их внешность и во что бы то ни стало навязать их своим сородичам - это уму непостижимо. Увлекающаяся молодежь в любые времена легко поддавалась чужому влиянию. Может, привлекающая внимание одежда, вызывающее поведение - это демонстрация, желание похвалиться перед представителями другого народа, вот, дескать, наша вера лучше, чем ваша? Но насколько это хвастовство, отличие и дух разделения соответствуют праведности? Ведь к вере человек приходит не для других, а ради себя. Мы народ, состоящий в основном из мусульман. С другой стороны, мы граждане цивилизованного государства. Уже сегодня мы считаемся в мире одним из красивых, одетых со вкусом и даже щегольством народов. Об этом свидетельствуют многие народы. В давние времена казахская степь кишмя кишела дервишами. Народ совершенно не принимал их учение, и они исчезли сами собой, ушли в небытие. Некоторое время назад девушек и женщин потянуло неизвестно куда, они вовлеклись в модный тогда нудизм и щеголяли голышом. Народ не одобрил их увлечение, назвал его извращением, и оно тоже почти отпало. Нам бы лучше не метаться то туда, то сюда, не раскачивать лодку, в которой сидим. Считаю, будет правильно сохранить свою стабильность, оказаться в рядах передовых стран и закрепиться там. Наш народ - крепкий народ. Наш народ - народ, обладающий многими исключительными и своеобразными достоинствами. Народ, не преступающий чью-то межу, помеченную простой пестрой веревочкой. Народ, не лишающий овцы ее клочка сена. Народ, который не спрашивал вошедшего «кто ты?», а говорил «проходите» и предлагал сесть на почетном месте, стелил под него одеяло и расстилал перед ним дастархан. Он свято верил в то, что один из сорока гостей - Кыдыр, посланник Божий, дарующий изобилие, и отдавал гостю последнее, даже если сам голодал. Это сильный и благородный народ, крепкий верою и надеждой в незыблемость мироздания; мудрый и гениальный, что легко угадывается за каждым его делом. Сколько веков он терпел унижение и насилие, придирки и насмешки и тем не менее сохранил свое достоинство, несмотря на все издевательства. Он прошел все испытания и при этом не отстал от времени, имя Аллаха было на его устах, и он крепко держался своей веры. Потому Аллах и подал ему руку помощи и щедро благословил его. Слава Аллаху, мы все надеемся, что лучшая награда еще впереди, и нас ждет изобилие благ. Верим, что нас ждет прекрасное будущее. Лишь бы мы сами не испортили нашу жизнь. Для этого мы должны следить за каждым своим шагом, ступать осторожно. Есть казахская поговорка: «Не утверждай, что нет врага, он под оврагом ждет тебя. Не говори, что волка нет, он рядом и надежно укрыт». Мы люди, которым довелось многое видеть в жизни, многое исследовать, изучить и осмыслить. Мы тоже были молодыми, тоже, как и вы, многим увлекались. Но то, о чем мы говорим сегодня, - это не игрушки, это может вызвать большой пожар. Кто бы ни был их организатором, эти недобрые действия могут лишить наш народ покоя, разлагать его изнутри, разрушить наше благополучие до основания. И мы с большой тревогой в душе почувствовали, что на нас надвигается что-то неладное и опасное. А болезнь всегда легче предупредить, чем ее лечить. Видя все это, мы, убеленные сединой люди старшего поколения, не смогли сидеть безучастно и молча взирать на все происходящее. И поэтому, уповая на Аллаха, я взялся за перо и решил поделиться с вами своими сокровенными мыслями, идущими от чистого сердца. Милые мои, давайте вместе хорошенько подумаем. Разграничим хорошее и плохое. Уточним, где правда, а где извращение действительности. И только потом, четко определив, за кем правота, все вместе обратим лицо и присоединимся к ним. Аллах сказал: «Сотворив этот мир, я сделал вас его владельцами. Пользуйтесь всем этим по правде и будьте счастливы в жизни». Вот если вы правильно поймете эти вещи, не ошибетесь. Каждый должен трудиться для своей страны, для своей земли, для своего народа. Нельзя поддаваться обману, терять свой рассудок, проливать кровь другого народа, ибо совершивший грех будет наказан. Так счастья не ищут. Счастье можно обрести только через добрые дела. Именно таким Аллах открывает врата рая. Заблудшие, отпавшие, нанесшие вред народу люди обречены на великие муки. У заблудших хорошее начало, но плохой конец, поэтому обратитесь от таких ложных путей. Чем дальше вы будете от темных дел, тем здоровей будете. И без того несколько юнцов погибли напрасно. Мы — немногочисленный народ, и каждая смерть для нас - большая потеря. Для нас ваша жизнь дороже золота. Не дай нам Бог повторения еще раз такого кровопролития на нашей земле. Мир нам всего дороже на свете. И пусть Аллах в этом нам поможет. Чтобы не исчезнуть с лица земли, надо, чтобы твой народ был сильным; чтобы ты не стал рабом, нужно, чтобы твоя родина была сильной. Чтобы стать сильным государством, нужно сохранить несокрушимое единство народа. Потому, братья мои, давайте все мы вместе помолимся: «О, Аллах Всевышний, дай нам во всякое время единство и сплоченность! О, Аллах Всемогущий, дай нам вечный мир и покой! О, Аллах Всеобъемлющий, помоги нам ходить прямыми путями, светлой дорогой твоей! Аминь».

Омирбек БАЙГЕЛДИ

Самые читаемые статьи недели: