Как воплощается новая идея
На общенациональном референдуме 5 июня 2022 года мы, казахстанцы, проголосовали за конституционную реформу. Как преобразовалась политическая жизнь в Казахстане спустя год после этого голосования и какие изменения ощутили граждане РК, - эти темы мы постарались осветить со ссылкой на оценки и комментарии специалистов. Эксперт Института мировой экономики и политики Арман Токтушаков привел результаты опроса, проведенного этой общественной структурой: 80 процентов казахстанцев поддерживают поправки и в целом новый политический курс страны. Арман Токтушаков выделил три основных аспекта, ярко отражающих политические преобразования. Во-первых, за год ключевой и основополагающей идеей стал «Справедливый Казахстан». Именно эта основная идея красной нитью проходит в Посланиях Президента Касым-Жомарта Токаева и государственных программах. На ее основе выстраиваются взаимоотношения граждан с государственными органами и отношения в обществе в целом. Во-вторых, политическая система стала более открытой, более демократичной, в рамках реформ усилены роль и статус Мажилиса и Сената Парламента. Расширились полномочия местных исполнительных органов и органов представительной власти, то есть маслихатов. Произошел отход от избыточных полномочий Президента страны, усилена судебная власть через создание Конституционного суда. В-третьих, заработали новые правила игры в политической жизни и экономике. Так, прежде всего запущен процесс возврата в страну незаконно выведенных активов. Свою оценку эксперт дал и проводимым в стране реформам. По его мнению, реформы, безусловно, можно оценить как позитивные.Осознанный выбор
Как прогнозировал в преддверии референдума Касым-Жомарт Токаев, так и получилось: всенародное волеизъявление по конституционным изменениям заложило прочный фундамент в основание нового, Справедливого Казахстана. Расставив точки над i в вопросах, имеющих судьбоносный для страны характер, казахстанцы, по сути, единодушно выразили вотум доверия президентским инициативам. Политолог Марат Шибутов в своем Telegram-канале в этой связи напомнил цифры, так или иначе свидетельствующие об этом: «Общее число граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в референдуме, - 11734642; число граждан, принявших участие в голосовании, - 7985769, или 68,05 процента; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, вынесенного на референдум, - 6163516, или 77,18 процента от принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, - 1490470; число бюллетеней, признанных недействительными, - 205924». «Это самые масштабные изменения в Конституции с 2007 года, изменения, направленные на демократизацию и либерализацию политической системы страны», - резюмировал политолог. Важно также напомнить, что ни проведение референдума, ни его итоги не вызвали возражений со стороны наблюдателей, в том числе международных, мониторинговых миссий СНГ, ОДКБ, ШОС, СВМДА. Что касается миссии БДИПЧ/ОБСЕ, то она все же нашла повод для манипулирования итогами референдума, но дискредитировать их не получилось. Как в то время писали зарубежные СМИ, «миссия БДИПЧ/ОБСЕ обнаружила ряд «недочетов» в проведении голосования, но, несмотря на это, в опубликованном заявлении официального представителя ЕС сообщается, что Евросоюз принимает к сведению итоги проведенного референдума и считает, что народ Казахстана поддержал важные конституционные поправки, направленные на укрепление демократии в стране». То, что народ Казахстана самостоятельно выбрал свой путь развития, подтвердили и эксперты, которые год назад подвели итоги референдума на площадке Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ).Эволюционный путь
Директор КИСИ Еркин Тукумов тогда говорил о том, что «референдум показал высокий уровень консенсуса, единства народа на платформе Президента «Жаңа Қазақстан». Итоги голосования продемонстрировали, что народ стремится к новой политической и правовой культуре. Общество выбирает эволюционный и созидательный путь развития страны. В целом можно констатировать, что 5 июня народ Казахстана в полной мере реализовал свое конституционное право голоса, определив дальнейшую судьбу нашей страны». Принимавшая участие в обсуждении Ляззат Сулеймен, которая на тот момент была членом Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента, также отмечала, что «референдум показал отношение народа к реформам. Гражданская активность и политическая культура народа позволили провести референдум в рамках закона. Несмотря на альтернативные и критические взгляды, конституционные изменения были приняты, потому что они отвечают насущным потребностям общества». - Прошедший референдум наглядно показывает уровень взаимопонимания между государством и населением. В течение месяца была проведена значительная информационная работа по разъяснению предложенных поправок. По моим наблюдениям, до большинства казахстанцев информация была донесена в полной мере. В ходе референдума население приняло активное участие. Об этом говорит и уровень явки избирателей: 70 процентов - это высокий показатель. В целом все было проведено на высоком уровне. Это отмечают и иностранные наблюдатели. По официальным данным, в ходе голосования не были выявлены какие-либо грубые нарушения. В результате референдума все поправки приняты. И положительные результаты обусловлены доверительными отношениями между государством и обществом, - такой точкой зрения поделился директор Института законодательства и правовой информации РК Рамазан Сарпеков.Новый уровень консолидации
Нужно отметить, что за минувший год в восприятии казахстанцами итогов референдума мало что изменилось. Большая часть общества воспринимает свершившийся акт плебисцита как необходимость получения Главой государства своего рода карт-бланша в деле кардинального переустройства страны. Как отмечало год назад издание «Ритм Евразии», «дополнительный заряд внутренней легитимности в виде общенационального вотума доверия должен позволить Президенту Касым- Жомарту Токаеву крепче и увереннее рулить казахстанской лодкой в бушующем море геополитических штормов и экономических бурь». Сейчас очевидно, что Президент Казахстана эффективно воспользовался оказанным ему беспрецедентным доверием и уверенно ведет Казахстан к цели. Об этом в своей недавней публикации в социальных сетях сказал Государственный советник РК Ерлан Карин, еще раз акцентировавший внимание на исторической миссии состоявшегося общенационального референдума. - Год назад граждане Казахстана большинством голосов - 77,18 процента - одобрили на республиканском референдуме законопроект по изменению Конституции страны. Принятые в Основной закон поправки включали реформу института президентства, парламентскую и судебную реформы. Таким образом, масштабная программа политической модернизации, изложенная в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева от 16 марта 2022 года, получила конституционное закрепление. Поэтому проведение референдума стало рубежным событием, открывшим новый этап в развитии казахстанского общества, - отметил он. Самым главным, считает Ерлан Карин, стало то, что «референдум продемонстрировал выход общественной консолидации на новый уровень, который в дальнейшем был подтвержден на президентских и парламентских выборах». - В целом, - констатирует он, - кардинальные политические реформы, осуществленные в нашей стране за короткий период, стали уникальным явлением в нашем регионе. Казахстан задал новую повестку. Конституционная реформа и новый электоральный цикл сформировали конфигурацию новой политической системы. Также Государственный советник напоминает, что реформы еще продолжаются, продолжается и реализация президентской программы политической модернизации - предстоят еще прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Какие результаты принесли изменения в Основной закон страны, принятые в результате референдума в 2022 году? Поправки в Конституцию вступили в силу чуть больше года назад. За внесение 56 поправок в 33 статьи проголосовали 77,18 процента граждан. Что изменилось в политическом поле страны, как формировалась новая политическая культура и как это способствовало обновлению модели управления государством и развитию гражданского общества?Роль и статус Президента
Было: суперпрезиденство. Стало: президентская республика с сильным Парламентом. Полномочия Президента ограничиваются однократным сроком на семь лет. - Я инициировал однократный семилетний президентский срок, так как считаю это настоящим прорывом в развитии демократии в Казахстане и модернизации его как передовой страны. На сегодняшний день ни одно государство не пошло на этот смелый шаг, - высказался Касым-Жомарт Токаев в колонке для Politico. - Все эти изменения помогают нам двигаться к новой модели - модели президентской республики с более сильным Парламентом и более подотчетным Правительством. Это не что иное, как полная трансформация нашей национальной политики. Президент также отметил, что суперпрезидентская система больше не является самой эффективной моделью управления. «Мы перешли на систему президентской республики с сильным Парламентом», - подчеркнул Глава государства на заседании Сената Парламента под занавес прошлого года. На период осуществления своих полномочий Президент РК не может состоять в политической партии. Запрет касается и представителей судебных органов, Высшей аудиторской палаты, ЦИКа. Помимо этого, был введен запрет на занятие близкими родственниками Главы государства высоких должностей на госслужбе, а также в квазигоссекторе. «К близким родственникам отнесены родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки. Между тем законодательство о противодействии коррупции также устанавливает ограничения для свояков, то есть близких родственников супругов», - разъяснял министр юстиции Канат Мусин на брифинге в СЦК. В декабре 2022 года от должности Чрезвычайного и Полномочного посла РК в Болгарии был освобожден Темиртай Избастин, который является зятем (мужем родной сестры) Президента страны. Эксперты считают, что переход к такой модели управления государством позволит сосредоточиться на стратегическом курсе развития страны и исключит риск монополизации власти.Обновление институтов власти
Было: пропорциональная избирательная система. Стало: смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательная система. По оценкам экспертов, политическая система стала более открытой и демократичной. Усилены роль и статус Парламента, расширились полномочия местных органов власти. Введен новый порядок законотворческой работы: Мажилис принимает законы, а Сенат их одобряет и направляет на подпись Главе государства. В Сенате сокращена президентская квота до 10 депутатов, при этом пять из них предлагаются Ассамблеей народа Казахстана, а их квота в Мажилисе упразднена. Все депутаты в Мажилис избираются в результате голосования граждан. Кроме этого, у казахстанцев появилась возможность быть избранными через одномандатные округа, ранее для этого необходимо было состоять в партии.Изменение партийной системы
Было: минимальный порог в 20 тысяч подписей для регистрации партии, ограниченная представленность по количеству партий. Стало: снижение порога до 5000 подписей; семь политических партий, шесть из которых представлены в Мажилисе и все в маслихатах, а также самовыдвиженцы в одномандатных округах. Благодаря снижению минимального порога для регистрации политической партии в четыре раза количество официально зарегистрированных партий возросло до семи, что оживило политическое поле страны и электоральную кампанию. Это усилило роль партий как реально действующих политических сил и конкуренцию между ними за голоса избирателей. Так же, как и в президентских выборах, появилась возможность проголосовать «против всех» - ею воспользовались 3,9 процента избирателей. Кроме этого, новая система позволяет отозвать мандат депутата по одномандатным территориальным избирательным округам, реализовать которую избиратели могут по истечении года работы в случае ненадлежащего исполнения избранником своих предвыборных обещаний.Усиление судебной ветви и финансового контроля
Было: Конституционный совет и Счетная палата. Стало: Конституционный суд и Высшая аудиторская палата. Возрождение Конституционного суда (ранее такой институт существовал с 1993 по 1995 год и был реорганизован в Конституционный совет) дало гражданам новый механизм для защиты своих прав и интересов. Казахстанцы были лишены возможности обращаться в совет напрямую, кроме того, он давал только рекомендации, а его решения не имели законной силы. Решения Конституционного суда являются обязательными для исполнения. Обратиться в него может любой гражданин РК. За пять месяцев 2023 года за конституционной защитой своих прав обратились свыше трех тысяч граждан. При этом 41 процент обращений касается несогласия с решениями судов, другие обращения связаны с неисполнением судебных актов, жилищными и трудовыми отношениями, социальной защитой, исполнением наказаний, доступом к информации, банкротством физических лиц, а также проверкой конституционности законов и других нормативных правовых актов. Отдельной статьей определен статус уполномоченного по правам человека. Омбудсмен содействует восстановлению нарушенных прав и свобод, действует независимо и не подотчетен госорганам и должностным лицам. Расширены компетенции и Высшей аудиторской палаты, что усиливает контроль за расходованием государственных бюджетных средств, в том числе из местных бюджетов. Кроме этого, Высшая аудиторская палата наделяется правом пересмотра итогов аудита всех органов, что направлено на снижение коррупционных рисков.Окончательный запрет на смертную казнь
Было: мораторий на смертную казнь с 2004 года, в 2021 году был принят Закон «Об отмене смертной казни». Стало: «Смертная казнь запрещается» (пункт 2 статьи 15 Конституции РК). С 2004 года ни один приговор в виде смертной казни не был приведен в исполнение из-за действующего моратория. Однако даже вступление в силу Закона «Об отмене смертной казни» в 2021 году не исключало ее применение. По предыдущей формулировке, смертная казнь предусматривалась как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Поправки 2022 года поставили точку в вопросе применения смертной казни как высшей меры наказания. Сегодня таковой выступает пожизненное лишение свободы.Богатства — народу
Было: земля и ее ресурсы находились в государственной собственности. Стало: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство» (пункт 3 статьи 6 Конституции РК). Другими словами, всеми ресурсами управляет государство, в том числе экономическими, что положило начало кампании по возврату незаконно вывезенных из страны активов. В мае текущего года председатель межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов, Генеральный прокурор РК Берик Асылов докладывал, что государству возвращено активов на сумму более 760 миллиардов тенге, в том числе 575 миллионов долларов из иностранных юрисдикций, а также более 460 тысяч гектаров, ранее необоснованно предоставленных субъектам олигополии или неиспользуемых по целевому назначению. Ранее глава Агентства РК по противодействию коррупции Олжас Бектенов сообщил, что доходы от коррупционных преступлений, конфискованные государством, направят на строительство школ и модернизацию материально- технической базы учебных заведений.Жизнь без титулов
Было: Елбасы. Стало: статус исключен и продолжает исключаться. Отмена закона об особом статусе, исключение нормы из Уголовного кодекса и других нормативных актов - понятие «Лидер нации» уходит в прошлое, но Первый Президент остается основателем независимого Казахстана.По публикациям Informburo.kz и qmonitor.kz подготовила Айгуль МАХМУДОВА