Предприниматели не торопятся с внедрением РOS-терминалов
В течение всего времени существования человечество старается совершенствовать систему деловых взаимоотношений. Натуральный обмен сменили денежные расчеты, а с развитием электроники все чаще стали использовать виртуальные платежи. Решение об установке РOS-терминалов Правительство РК приняло еще в конце 2004 года, и уже в течение десяти лет банки страны пытаются приучить население пользоваться безналичными расчетами. Но увы! Как свидетельствует статистика, более 90 процентов оплат казахстанцы до сих пор производят наличными. Поэтому в соответствии с подпунктом 19 статьи 3 Закона РК «О платежах и переводах денег» с 1 января 2013 года юридическим лицам вменено требование об установке POS-терминалов. - Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2012 года № 1743 утверждены виды деятельности, на которые распространяется это требование, - говорит начальник управления администрирования, непроизводственных платежей и специальных налоговых режимов налогового департамента по Жамбылской области Адильбек Алишев. - Эта мера позволит покупателю выбирать удобный для него вариант оплаты. Возникшие трудности установки POS-терминалов общеизвестны. Поэтому Министерство финансов РК пошло навстречу предпринимателям, решив пока не проводить проверки на наличие аппаратов. Следует также добавить, что в течение 2013 года POS-терминалы должны установить только крупные юридические лица. Работать с безналичными расчетами мелкие предприниматели обязаны будут только с 1 января 2014 года. Исключение делается только для тех, кто работает в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Необходимо также отметить, что для предпринимателя установка банковского терминала - это не только соответствие требованиям законодательства, но и в первую очередь имидж самой торговой точки и удобство покупателей. В условиях жесткой конкуренции каждый банк старается внести свою лепту в совершенствование сети, разрабатывает различные дополнительные услуги, проводит акции, внедряет продукты, позволяющие клиентам отслеживать свои операции по каждой проведенной транзакции. Плюсы очевидны как для покупателей, так и для владельцев торговых точек. Для первых это возможность быстро, удобно и без потерь провести оплату, а в некоторых случаях еще и получить за это бонусы. Как проинформировали нас сотрудники филиала Народного Банка, согласно внутренним правилам процедура установки POS-терминала производится на безвозмездной основе в торговой точке предпринимателя. Обязательным должен быть спрос на оплату платежной карточкой за товары и услуги, предоставляемые предпринимателем, а также наличие расчетного либо корпоративного карточного счета. Кроме того, торговая точка должна соответствовать техническим требованиям банка: иметь телефонную линию либо устойчивую сеть сотовой связи для подключения терминала к беспроводной сети GPRS. Для установки POS-терминала предпринимателям необходимо подать заявку в банк в письменном виде с указанием всех данных торговой точки - фактического адреса, телефона, наименования. Банк в течение 10 рабочих дней дает заключение о возможности установки устройства, а в случае отказа предоставляет предпринимателю ответ в письменной форме. В случае соответствия всем требованиям банк заключает с предпринимателем договор и устанавливает терминалы. Как же восприняли таразцы нововведение? Полезными считает POS-териминалы Газиза Шайдулина, продавец торгового дома «Азия-Караван»: - Прежде всего - в плане безопасности. Потерянными наличными может воспользоваться любой, кто их найдет. А если вы потеряли банковскую карту, то можете предотвратить несанкционированное использование. В нашем торговом доме не имеется POS-терминала, но это вопрос времени. Дмитрий Борисов, продавец-консультант мебельного салона «EMBAWOOD», придерживается другого мнения: - Это пустая трата времени, денег и сил. Даже если наш салон приобретет данное устройство, им будут пользоваться единицы. Население не готово. Если отъехать чуть дальше от центра, в частный сектор, там покупатели в маленьких магазинах вообще не знают, что такое терминал. Поэтому вводить эту систему в обязательном порядке - не очень продуманная идея. Алёна Ятгарева, старший менеджер детского магазина «Фламинго», также не видит пользы от этой услуги: - Мы пока даже не планируем приобретать устройство. У нас поток клиентов большой, но желающих рассчитаться платежной карточкой - один в полгода. Спрашивается, зачем нам его устанавливать? К тому же«Казахтелекому» надо заплатить порядка 18 тысяч тенге за предоставление линии связи. Плюс дополнительные расходы...Василий МАЗУР, Лола НУРМАТОВА