Меню
7 февраля, 2024 / Знамя труда / Новости

Кладбища оцифруют. Кому это выгодно и какая нам польза от новшества

Кладбища оцифруют. Кому это выгодно и какая нам польза от новшества

Кладбища оцифруют. Кому это выгодно и какая нам польза от новшества Кладбища оцифруют. Кому это выгодно и какая нам польза от новшества
Фото из открытого источника

Кому это выгодно и какая нам польза от новшества

Представителей гражданского сектора Тараза, точнее ряда общественных и этнокультурных объединений взволновало сообщение о грядущей цифровизации местных кладбищ. Первая их встреча с авторами программы по оцифровке захоронений, прибывшими из Астаны, состоялась в минувшую пятницу в здании медресе при центральной мечети hибатулла Тарази. Правда, у гражданских активистов остались вопросы, с которыми они пришли на повторную встречу, состоявшуюся в субботу в поминальном зале на кладбище «Зеленый ковер». Председатели узбекского и татаро-башкирского этнокультурных объединений Абдурахман Зайнутдинов и Амир Халиков, гражданский активист Михаил Платов, настоятель храма Покрова Божией Матери отец Димитрий, председатель историко-краеведческого центра «Обелиск» Галина Выборнова и другие общественники, а также заместитель директора ТОО «Ритуальные услуги» Камарсулу Жангазиева общались с руководителем столичного ТОО «Шарафат digital» Еркином Тойжановым. Разговор был плодотворным, но, как оказалось, с внедрением цифрового проекта нужно решать еще комплекс проблем. Впрочем, изложим все по порядку.

Вечный бизнес

Земной путь каждого человека рано или поздно завершается. Умершего следует предать земле, помянуть и оплакать в соответствии с ритуалом, особенности которого зависят от вероисповедания самого почившего или его родственников. Ритуальные услуги предоставляются совсем не безвозмездно. К примеру, у местного ТОО «Ритуальные услуги» имеется прейскурант цен на участок земли под захоронение, услуги по копке могил и преданию тела усопшего земле. Есть также фирмы, которые за оговоренную сумму совершат необходимые процедуры: от омовения покойника, его переодевания и облачения в саван или же помещения в гроб до проведения ритуала прощания на кладбище и поминального обеда. Действуют также компании по изготовлению оградок, венков и памятников. Разумеется, бизнес на погребении относится к числу стабильно действующих. И, понятное дело, хорошо отработанный процесс всегда вызывает у неких лиц желание получить его в собственное распоряжение, что именуется рейдерством. По крайней мере, именно этого опасаются руководители фирм, оказывающих ритуальные услуги, столкнувшись с процессом оцифровки кладбищенского хозяйства.

Электронный учёт лучше бумажного

Как оказалось, цифровизация захоронений идет в Казахстане полным ходом. К проекту проявляют интерес банки: расходы на погребение все время растут, так что неизбежны кредиты, рассрочки. Зачем и как оцифровывают кладбища? Суть этого деяния понятна: людям нужно найти захоронение усопших родственников или знакомого. Причины могут быть разные вплоть до практической, когда нотариусы при оформлении некоторых сделок уточняют данные и просят фото надгробия. В городах и районах специализированные учреждения ведут учет захоронений. В журналы вносят данные о покойнике, дату смерти, каждой могиле присваивают номер. 10 лет эти сведения хранят в администрации учреждения, после сдают в архив. Запросить их несложно. А вот искать нужную могилу на погосте придется по старинке: земли на действующих кладбищах осваивают секторами, а сотрудники учреждения потом пытаются вспомнить, в каком из них похоронен искомый. И насколько известно, на кладбищах люди ставят оградки и прокладывают тропинки, как бог на душу положит. В селах в этой сфере и того хуже. Есть давно закрытые кладбища, на которых тем не менее, несмотря на штрафы в полмиллиона тенге, продолжают хоронить усопших. Есть погосты бесконт­рольные без ведения каких бы то ни было архивов. В этом ключе проект по цифровизации кладбищ видится позитивным начинанием: куда удобнее на специальном сайте ввести данные об умершем и получить геолокацию захоронения. Или, находясь за тысячи километров от дорогих тебе могил, обеспечить за ними уход, даже цветы оставлять в день памяти. Но дело не только в этом…

Что за платформа

По словам генерального директора ТОО «Шарафат digital» Еркина Тойжанова, цифровая платформа, разработанная его компанией, должна охватить все казахстанские погосты и дать возможность гражданам в любой точке Земли найти могилу родных или близких в Казахстане. Финансирование цифровой карты с координатами захоронений и кладбищ осуществляет Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), куда несколько лет назад передал большую сумму денег казахстанский меценат-предприниматель. При условии, что деньги будут потрачены на благую цель, о которой сказано выше. Программа, позволяющая осуществить эти планы, готова. Осталось заполнить ее данными, полученными с помощью аэрофото- и космической съемки, или же посредством фото- и видеосъемки на месте. Но кто возьмет на себя масштабную и требующую специальных знаний работу по сбору данных? Михаил Платов рассказал об отдаленных и заброшенных кладбищах в своем родном районе - Жуалынском, куда операторам-фотографам добраться невероятно тяжело. Кто же будет оплачивать такой труд и из каких средств? - Поскольку данный проект предложило и поддержало Духовное управление мусульман Казахстана, то работу в глубинке будут проводить работники мечетей, - сообщил Еркин Тойжанов. Такое заявление вызвало скепсис у его собеседников. Станет ли имам ходить по кладбищам, занимаясь видео- и фотосъемкой? Да и не простое это дело, как кажется. К примеру, нужно выбрать определенное время дня для правильного освещения объекта, учесть угол падения света и прочие вещи, чтобы получить качественные снимки.

Зачем и кому это нужно

На встрече заместитель директора ТОО «Ритуальные услуги» Камарсулу Жангазиева высказала предположение, что цифровизация кладбищ затевалась для того, чтобы рентабельный бизнес перевести под крыло фирм-конкурентов или как минимум отнять часть средств у действующих предпринимателей. Общественные организации поддержали эту тему. Ведь ТОО «Ритуальные услуги» в Таразе имеет хорошую репутацию, подопечные объекты поддерживает в исправном состоянии, борется с мародерами и вандалами. Понятно, что таразцы не желают менять поставщика услуг ради цифрового проекта. В свою очередь Е. Тойжанов заверил присутствующих, что его проект отношения к погребальному бизнесу не имеет. Его задача - собрать и упорядочить информацию о местах упокоения граждан, дать точную локацию каж­дой могилы. Но сомнения у участников встречи остались. Развеять их могут, наверное, представители Духовного управления мусульман Казахстана и его областного филиала.

Похороны онлайн

Вернемся же к перспективам цифровизации похоронного бизнеса. На памяти много не заработаешь. Сколько из тех, уехавших из страны, будут готовы нанимать бригады для того, чтобы ухаживать за могилами? А вот организация новых захоронений - уже гораздо интереснее. Существующие проекты предлагают клиентам получить данные от скорой и полиции, связь с моргом, выбор типа захоронения и ритуальные услуги. Можно даже при жизни место себе забронировать. В числе плюсов - возможность скрыть захоронение от поиска, защита от вандалов и любопытствующих. Одним из плюсов проекта его сторонники называют возможность в режиме реального времени видеть масштабы действующих кладбищ, площади для подзахоронения усопших на закрытых кладбищах. Сторонники проекта не скрывают: это будет маркетплейс, где соберутся все занятые в сфере услуг компании. И даже надеются, что присутствие на сайте побудит их работать на совесть и не наг­леть с тарифами на услуги. Услуги по использованию платформы, конечно, ожидаются платными. Но это будет потом, когда платформа заработает.

Планы и перспективы

Чтобы масштабировать проект на всю республику, потребуются физические и материальные ресурсы. Нужны специалисты, которые с помощью дронов и 3D-сканеров соберут информацию. В перспективе на «цифру» переведут все городские и сельские кладбища. Отслеживать данные о свободных местах на погостах и состоянии кладбищ должны будут в управлении или отделе развития коммунальной инфраструктуры города только онлайн. Но вот бронировать места на погостах станут частные компании, как и теперь, выигравшие тендер. Так что изменится с приходом цифровизации? В Алматы и Астане в процессе разработки интерфейса проекта стало ясно, что администрации кладбищ от услуг по копке могил отказываться не хотят, да еще и стоимость их указывать избегают. Кладбища повсюду, и в Таразе тоже, расширяются с каждым месяцем и годом. И когда родные люди умирают, возникает вопрос, как бы похоронить ближе к могилам уже умерших родственников. По закону упокоить рядом друг с другом можно только родственников. Речь идет о новой могиле в пределах существующей или о том случае, когда гроб буквально ставят на гроб. Последнее по санитарным нормам возможно только спустя 25 лет после смерти первого покойника. В нашей стране нет законодательной нормы о ликвидации кладбищ или передаче могил в новые руки после истечения, к примеру, полувека. А разрешение на подзахоронение выдают только тем, у кого на руках оригинал справки о смерти. И тут как раз должен помочь цифровой проект. Сторонники цифровизации кладбищ утверждают, что можно еще при жизни застолбить себе на погосте хорошее место, а то и сразу несколько мест на всю семью. Кто может себе позволить, поставят бронь на все участки. В общем, есть о чем подумать, пока мы живы.

Юрий ЕФИМОВ, фото автора и Юрия КИМА

[gallery size="publisher-md" ids="73460,73461,73462"]

Самые читаемые статьи недели: