Рассмотрение дел в порядке письменного производства.
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК) направлен на регулирование публично-правовых отношений, которые возникают между административным органом (должностным лицом) с одной стороны и гражданином (юридическим лицом) с другой стороны. Регулирование данных правоотношений устанавливается административными процедурами и административным судопроизводством. При рассмотрении административного дела в определенных случаях иск может рассматриваться в письменном производстве с вынесением судебного акта. Стороны вправе ходатайствовать перед судом о рассмотрении дела в письменном производстве. В чем преимущества письменного разбирательства? Письменное производство дает возможность суду рассмотреть дело без вызова сторон, упрощая процедуру ведения судебного процесса, что экономит время участников процесса и суда, сокращает финансовые затраты, способствует бесконфликтному разрешению спора сторонами. Вместе с тем, суд по собственному усмотрению может перейти из письменного к устному разбирательству, если это необходимо для правильного разрешения дела. Такое возможно и в случае поступления ходатайства стороны об отзыве ранее выраженного согласия о рассмотрении дела в письменном разбирательстве. Что касается сроков, то административное дело в письменном разбирательстве рассматривается в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен, но не более чем на три месяца. При рассмотрении дела в письменном разбирательстве суд письменно информирует участников процесса о поступлении иска, необходимости предоставления ответчиком отзыва и документов не позднее 10 рабочих дней, а также письменно разъясняет их процессуальные права и обязанности. Основная особенность рассмотрения дел в упрощенном порядке заключается в том, что судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение. Стороны административного процесса вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность письменного доказательства, за исключением лиц, представивших такое доказательство. Для разрешения процессуального вопроса суд может назначить устное судебное заседание. После проведения необходимого устного судебного разбирательства дальнейшее осуществление письменного производства продолжается без вынесения дополнительных определений. Решение судом по административному делу, рассматриваемому в порядке письменного производства, принимается с учетом правил, установленных главой 24 АППК и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядках. Датой вынесения решения для письменного производства является дата, указанная в решении суда (часть 3 статьи 151 АППК). Хочется отметить, что в результате разъяснительной работы суда участники процесса стали более активно соглашаться на рассмотрение административного дела в порядке письменного производства. Широкое применение письменного производства несомненно будет способствовать реализации не только важнейших задач судопроизводства, в частности процессуальной экономии, но и оптимизации рассмотрения и разрешения административных дел, что в свою очередь положительным образом отразится на эффективности и качестве правосудия.Аманжан ДЖАСУЗАКОВ, председатель специализированного межрайонного административного суда Жамбылской области