Как помочь ребёнку определиться с будущей профессией
Многим подросткам в ближайшее время предстоит определиться, какую профессию выбрать и в какой университет поступать. Как помочь им сделать правильный выбор? Как направить по верному пути, чтобы в будущем их жизнь была наполненной и интересной, а работа приносила радость и обеспечивала стабильный доход? За ответами на эти вопросы редакция казахстанского онлайн-журнала Comode обратилась к профориентологу Мадине Биляловой. - Как правильно подойти к выбору будущей профессии? - Для выбора профессии ребенку в первую очередь нужно понять, что бояться будущего и бояться выбирать - это нормально. Выбор делать всегда страшно. А сейчас этот вопрос стоит еще острее. Ученые говорят, что с учетом технологического прогресса дети, которые сейчас подрастают, гарантированно за свою жизнь поменяют пять-семь профессий. Все очень быстро меняется. Уже сейчас на рынке труда 40 тысяч профессий. Ребенку в 15 лет самому разобраться и выбрать не получится. Важно помнить, что нельзя выбирать профессию с кем-то за компанию, нельзя выбирать профессию под давлением и надо меньше ориентироваться на то, что показывают в сериалах. Ко мне на консультацию за последние четыре года трое детей пришли и сказали, что хотят быть патологоанатомами. А я смотрю на ребенка и вижу, что там никаких к этому склонностей. Начали разбирать с одной девочкой. Оказалось, что она смотрит сериал «Кости», в котором морг выглядит как роскошная операционная, в которой работают красивые парни и девушки. И еще нужно понимать, что уже сейчас очень высокие требования к поступлению, а с 2037 года в Казахстане будут отменены государственные гранты на обучение, то есть все высшее образование станет платным. И родители уже сейчас должны создавать систему, в которой ребенок будет уметь учиться самостоятельно. По-другому не получится никак. Да, можно купить курсы английского языка или математики, но если ребенок не выполняет задания, то какой смысл? Я детям всегда объясняю, что взрослая жизнь начинается не в 21 год, а сейчас, потому что именно сейчас вы создаете основу. И родители, и сам ребенок должны четко понимать, какие у него сильные стороны и таланты. - То есть важно смотреть, как ребенок себя проявляет? - Часто родители про семилетних детей говорят, что ребенок очень творческий, поет и танцует. Но это не значит, что его нужно отдавать в эту сферу, потому что эту креативность можно направить, например, в науку. Такие проявления не просто про музыку. Хотя я согласна с Татьяной Владимировной Черниговской, которая утверждает, что нужно всех детей обучать музыке, потому что это отличный тренажер для мозга. Креативность и нестандартность мышления необходимы в предпринимательстве, в финансах, в инвестициях - во всем. Заметьте, сначала, до пяти-семи лет, мы развиваем креативность - музыка, танцы, рисование, потом уже все остальное. Родителям всегда важно помнить, как они сами выбирали профессию, чтобы не повторять с ребенком свою историю, потому что ребенок - это другой человек, у которого есть собственные желания. Мама, например, говорит про своего сына: «Он у нас технарь, будет инженером», потому что у нее в голове картинка, что для мужчины правильно быть, например, инженером. А у мальчика предрасположенность к маркетингу, из которой можно вытащить политологию, и вообще он говорит не переставая. Поэтому хорошо ребенка привести к профориентологу, чтобы человек, у которого есть набор специальных научных инструментов, мог увидеть все его сильные стороны. В резюме часто пишут «целеустремленный». Я как профориентолог вам скажу, что вижу в этом проблему. Высокая целеустремленность - это большая проблема. Человек залипает на одну идею. Многие революционеры - это застрявшие идеологи. Все, что сейчас происходит в мире, - это борьба обостренно целеустремленно-доминантных типов, которые хотят доказать свою идею любым способом. И если вы видите, что ребенок очень целеустремленный, его нужно учить гибкости, способности видеть альтернативы, уважать мнение других. Его нужно отдать, например, на непрофессиональную гимнастику, потому что гибкость тела - это гибкость ума. Если вы видите, что у вас растет очень демонстративная девочка с высоким уровнем энергии, то отдайте ее на теннис или гольф - это самые подходящие виды спорта для демонстративных людей. Или можно отдать в какой-то театральный кружок, где она научится управлять своими эмоциональными порывами и в итоге сможет свои качества правильно направить и стать, скажем, харизматичным руководителем. - Сейчас многие дети говорят, что высшее образование в принципе не нужно. Что вы думаете? - С одной стороны, можно согласиться, потому что берешь шестимесячный курс - и ты айтишник, дизайнер или аналитик. С другой стороны, я всегда говорю, что нужно обратить внимание на то, кто аудитория этих курсов. Это люди, у которых есть высшее образование. Да, они не стали работать по профессии, но у них есть база. Высшее образование - это база, которая помогает человеку понять, как вообще учиться, как обрабатывать информацию, как работать с проектами и как работать в команде. Школа этого не дает, у нее другие задачи. Если ребенок говорит, что не хочет в университет, важно знать, что хотеть - это тоже навык. Когда очень сложно понять, что ты хочешь, помогает другой инструмент - понять, чего ты не хочешь. Можно сказать: «Давай поймем, чего ты точно не хочешь». Ребенок начнет перечислять, что, например, он точно не хочет лечить людей или быть полицейским, водителем или космонавтом. Методом исключения можно определить, что ребенку нравится. Сейчас в школах нет производственной практики, соответственно, у детей нет возможности познакомиться с профессией, которая, как им кажется, подходит. - В каком возрасте лучше всего прийти с ребенком к профориентологу? - В 13 лет. К этому времени уже есть определенный уровень зрелости, когда ребенок сформулировал ответы на вопросы, он уже лучше понимает, чем не хочет и хочет заниматься. В семь лет еще рано, потому что в этом возрасте все интересно, работает потрясающая детская энергия любознательности. В 13 лет уже четко можно просмотреть сильные стороны и таланты, а в 15-17 лет начать основательную подготовку. То есть если мы в 13 лет понимаем, что у нас технический склад ума, время добавить дополнительные занятия по математике, физике, а также английский язык, если планируется образование за границей. Это становится базой для поступления. Я могу подсветить родителям прогнозируемые способности ребенка с четырех лет, потому что геном уже сформирован, а семья уже создала условия, чтобы этот геном проявился или еще не проявился, но есть возможность добавить какие-то дисциплины, чтобы его проявить. Получается, что с четырех до 13 лет мы просто даем ребенку возможность всесторонне развиваться - петь, танцевать, заниматься спортом, выбираем условно три-пять направлений. Затем, в 13 лет, мы с их помощью выбираем предрасположенность к определенным видам деятельности, а затем и профессию. В прошлом году я была в Англии, училась на профориентолога, там мы изучали, что профориентация начинается с pre-school, то есть с детского сада. В это время дети развивают soft skills («гибкие» навыки), которые необходимы каждому человеку. С этими навыками ребенок переходит в младшую школу, где к ним добавляются новые, которые сопровождают его при переходе в среднюю школу, а потом в старшую. Идет наращивание. Мы знаем, какими проектами ребенок увлекался до школы, и знаем, в какие проекты это трансформировалось в подростковом возрасте. Все это - основа для университета. Когда родители вспоминают, что ребенка нужно готовить в университет, а ему 15-17 лет, то можно сказать, что они опоздали. Это не прямо критично, но ребенку будет сложнее, потому что если понять направление раньше, то углублять знания по важным предметам можно заранее, а не в суперсжатые сроки. Если мы с семи лет хотя бы начинаем, то мы успеваем ребенка развить еще и физически, привить ему желание читать, узнавать информацию самостоятельно, даем возможность научиться задавать вопросы и сформировать дисциплину. В пубертатный период гормоны скачут, ребенок сам не понимает, что с ним происходит, а тут еще родители бесконечно спрашивают, что он решил и кем он будет. Это очень большая нагрузка на психику. В этот период родитель должен быть просто защитником и партнером для ребенка. - Какие еще важные моменты в подготовке вы можете выделить? - За какие-то вещи, я считаю, надо платить, чтобы ребенок понимал процесс получения желаемого. Например, он хочет новый телефон - отлично, заработай. Это не ситуация, когда он за собой моет посуду или заправляет свою постель (это относится к элементарным правилам общежития), я говорю о поручении подростку более сложной домашней работы, за которую он может получать деньги. Кстати, у меня была смешная ситуация. Старший сын уехал в общежитие, прожил там дней 10, звонит мне и смеется: «Оказывается, белье из стиральной машины надо доставать. Я собираюсь в спортзал и не могу найти форму, вспомнил, что несколько дней администратор спрашивал, кто потерял форму, понял, что это я». Получается, что я сделала как мать? Я не показала ему всю логику процесса, что белье в стиральную машинку надо не только положить, его еще нужно достать и высушить. Когда ребенок говорит: «Мама, пойдем возьмем деньги в банкомате» - это значит, что он не понимает, как они туда попали, и нужно ему объяснять. Когда приходят расторможенные, тревожные по поводу будущего дети, то мама с папой такие же: работающие на нелюбимой работе или переживающие какой-то сложный период. Вам не нравится то, что с ребенком происходит? Значит, вы что-то делаете, что вам самим не нравится. Не бывает плохих детей в хорошей семье. Нужно спрашивать себя: все ли хорошо с отношениями, здоровьем, предназначением, живешь ли ты наполненную смыслом жизнь, потому что если ты своего смысла найти не можешь, то как ты можешь помочь ребенку? Я рекомендую детям прочитать книгу «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла. Это не детская книга, но, прочитав ее, можно получить понимание, что есть выбор, что вся наша жизнь - это результат наших выборов. Многие вопросы сразу отпадут. И есть еще одна классная книга Шона Кови «Семь навыков высокоэффективных тинейджеров». Эта книга поднимает взрослые вопросы на языке тинейджеров. - Например, родители не начинали ребенка готовить заранее, и вот пришло время поступать, а он не знает куда. Что делать? - Спросите ребенка, какой вуз он хочет выбрать сам. А если он хочет, чтобы мама с папой выбрали, то тут стоит разобраться - он находится в таком доверии к родителям (и это классный показатель) или он не способен принимать самостоятельные решения? В любом случае нужно идти к профориентологу, чтобы сделать максимально правильный выбор. Часто родители говорят, что ребенок, кроме компьютерных игр, ничем не интересуется, но не знают, в какие игры он играет. А это показатель. Как и Instagram. На кого он там подписан? Чем интересуется? От того, в какую игру играет ребенок, можно понять, чего ему в жизни не хватает. Если это Counter Strike или другие стрелялки, значит, не хватает адреналина - отправьте его на спорт, пусть ходит в горы, катается на велосипеде, или поиграйте семьей в пейнтбол. Если стратегия, типа Dota 2, то помогайте ему развивать логику, добавьте к учебе шахматы. Если его привлекают фэнтези и всякие зомби-апокалипсисы, то это значит, что ребенок живет в параллельном мире, которого не существует, и ему нужно создать интерес в реальной жизни, потому что у него высокая креативность или чувствительность. Родителям нужно быть чуть посовременнее, а не закатывать каждый раз глаза, когда ребенок садится за компьютер. - Какие профессии будут самыми актуальными для тех, кто в этом году поступает в университет? - Существует Атлас новых профессий, подготовленный «Сколково», и я очень рекомендую его изучить. И дополнительно, если вы планируете, что ребенок будет развиваться в Казахстане, нужно посмотреть, какие прогнозы приведены на enbek.kz, потому что наша экономика индустриальная и у востребованных профессий есть своя специфика. Невероятно, но факт: на ресурсе HeadHanter 350 тысяч уникальных должностей. Появляются не только новые профессии, но и должности. Я, например, видела должность озонолог, оказалось, что это аналитик для одноименного маркетплейса Ozon. И повторюсь: да, без высшего образования можно прожить, но во взрослой жизни будет гораздо проще, если есть база. - Какой самый главный совет вы бы дали родителям? - Воспитайте психически здорового ребенка. То есть человека, который способен поставить цель, достичь ее и радоваться достижению этой цели. Также он должен быть способен пережить неудачу и спокойно двигаться дальше. Если раньше у родителей была задача воспитать приличного члена общества, то сейчас самая основная задача - воспитать психически здоровую личность со здоровой самооценкой, здоровым пониманием, что такое хорошо и что такое плохо, со здоровой исполнительской дисциплиной. А чтобы воспитать такую личность, родители должны сами быть такими. Они сами должны жить жизнью, наполненной смыслом, и любить друг друга. Потому что выбор профессии - это выбор жизни, которой наши дети будут жить.По публикациям сomode.kz подготовила Карина МУРАТОВА, фото из открытых источников