Время меняет не только людей, но и памятники истории
Мавзолей Карахана – один из самых известных туристических объектов Жамбылской области. На него в первую очередь стараются посмотреть гости древнего Тараза. Но не всем известно, как он изначально выглядел. Сравнить мавзолей до и после предложил наш фотокорреспондент Юрий Ким. Он показал нам современное фото памятника, сделанное им не так давно, и снимок, датированный 1850 годом. Чтобы понять, насколько изменился мавзолей, мы решили обратиться к информации, размещенной в Интернете. Согласно сведениям из открытого доступа, мавзолей Карахана представляет собой квадратное в плане портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трех небольших угловых помещений (худжров). Лицевым фасадом мавзолей обращен на юг, по краям обрамлен минаретами. Вход – в глубине арки, по обе стороны которой находится по три ниши прямоугольной, квадратной и стрельчатой форм. Над входом в мавзолей надпись на арабском языке: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Считается, что мавзолей построен над могилой одного из представителей династии Караханидов – Шах-Махмуда Бугра Карахана. Мавзолей не сохранился до наших дней в первоначальном виде, в 1906 году он был перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурно-декоративное убранство. Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Строительство финансировал ишан Ташкента Сайд Бакханов. Согласно другим источникам, мавзолей был перестроен в 1910 году на средства аулиеатинского мецената Кали Юнуса. В 1982 году мавзолей Карахана включен в Список памятников истории и культуры Казахской ССР. В советский период в мавзолее был размещен антирелигиозный музей. В 2002 году проведена реставрация мавзолея к 2000-летию города Тараза. Археолог Таисия Сенигова, основываясь на фотографии 1850-х годов, приводит описание первоначального облика фасада мавзолея: «Мавзолей имел первоначально центрическую композицию и был перекрыт куполом. Вход в ранний мавзолей находился под пологой стрельчатой аркой, которая выделена клинчатой кладкой и оконтурена кирпичом, положенным плашмя. Арка опиралась на часть колонны, выложенной спаренным кирпичом. Подобным образом был сделан глубинный вход, расположенный за арочной нишей. Портальная часть была оконтурена кирпичом слегка выступающими П-образными арками. Фасад мавзолея, судя по найденным в раскопках фигурным кирпичам (более 30 разновидностей), был богато декорирован». На фото, дошедшем до нас, не видно ни декораций, ни особенностей первоначального облика мавзолея. Но оно позволяет увидеть, как изначально выглядел этот исторический памятник.Подготовила Лариса РУБЦОВА, фото Юрия КИМА и из открытых архивов
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="77267,77268"]