Меню
29 апреля, 2024 / Лола НУРМАТОВА / Новости

Нужна Водная академия. Квалифицированные кадры решат многие проблемы

Нужна Водная академия. Квалифицированные кадры решат многие проблемы

Нужна Водная академия.  Квалифицированные кадры решат многие проблемы Нужна Водная академия.  Квалифицированные кадры решат многие проблемы
Фото из открытого источника
[caption id="attachment_77504" align="aligncenter" width="750"] width= rbt[/caption]

Квалифицированные кадры решат многие проблемы

В реакцию газеты «Знамя труда» обратился ветеран труда, кандидат технических наук, доцент, 86-летний Габбас Зарубаев. Он обеспокоен тем, в каком положении оказались жители пострадавших от наводнения регионов. Ветеран твердо убежден, что предотвратить подобные катастрофы можно путем решения кадрового вопроса в сфере водных ресурсов, а также создания областных управлений водного хозяйства и оросительных систем, Водной академии, выделения грантов на обучение по гидромелиоративным специальностям. Габбас Зарубаев пришел в редакцию с копией письма, которое он написал Президенту страны Касым-Жомарту Токаеву в декабре 2022 году. Он предлагал возродить гидромелиоративно-строительный институт и создать Водную академию. Габбас Зарубаев напомнил, что Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт был образован в 1962 году на базе гидромелиоративного факультета Казахского государственного сельскохозяйственного института. В вузе сначала открыли четыре факультета: «Гидромелиоративный», «Водоснабжение и канализация», «Про­мыш­ленно-гражданское строительство», «Организация и механизация гидро­мелиоративных работ». Затем были созданы факультеты «Гидротехническое строительство» и «Экономика водного хозяйства». - В 1962 году гидрофак по специальности «гидромелиорация» окончили 105 человек. И 10 из них были зачислены на должности ассистентов на разные кафедры. Я и Кудыш Мамытбаев работали ассистентами на кафедре «Сельскозяйственная мелиорация». Работали на кафедре всего три человека. Мы читали лекции на пяти курсах, вели практические и лабораторные занятия. ДГМСИ был институтом с 1962 по 1998 год, то есть 36 лет. За этот период количество кандидатов наук увеличилось с шести до 197. Подготовлено и защищено около 20 докторских диссертаций. В институте образовалось профессорское ядро, - вспоминает собеседник. В 1998 году ДГМСИ вошел в состав Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати. Со временем факультеты «Водоснабжение и канализация», «Гидротехническое сооружение», «Экономика водного хозяйства» были сокращены. Ведущие преподаватели уехали в Алматы, Астану, Шымкент и в другие города из-за снижения учебной нагрузки и закрытия кафедр и факультетов. Вместо ДГМСИ образовался факультет «Водное хозяйство, экология и строительство», который состоял из кафедр «Мелиорация и агрономия», «Водные ресурсы», «Землеустройство и кадастр», «Безопасность жизнедеятельности», «Строительство и производство материалов», «Экология», «Биология», «Архитектура и строительное производство». В 2022 году открыли институт «Водное хозяйство и природообустройство» при Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати, где функционируют кафедры «Мелиорация и агрономия», «Водные ресурсы», «Экология», «Землеустройство и кадастр», «Электроэнергетика», «Архи­тек­тура и строительное производство», «Безопасность жизнедеятельности», «Транспортная техника и технологии», «Машиностроение», «Нефтегазовое и горное дело», «Строительство и производство материалов». Тогда-то Габбас Зарубаев и решился написать письмо Президенту Касым-Жомарту Токаеву. - Есть медицинская, сельскохозяйственная академии. Почему бы не соз­дать водную? Уверен, что выпускники академии будут востребованы во всех регионах нашей страны. Для качественной подготовки специалистов в Таразе имеются хорошо оборудованные лаборатории гидравлики, гидротехнических сооружений, водоснабжения и водоотведения, гидромелиорации, насосных станций, организации гидромелиоративных работ эксплуатации мелиоративных систем и учебные кабинеты. В библиотеках сформирован большой фонд книг. Водная академия тесно сотрудничала бы с Казахским научно-исследовательским институтом водного хозяйства, расположенным в Таразе, - говорит он. - К слову, в настоящее время в институте ведутся научно-исследовательские работы по шести темам по грантовому финансированию. В 2020-2021 годах с участием ученых института при Университете Дулати разработаны и внедрены 10 профессиональных стандартов в области водного хозяйства. Я бы предложил в Водной академии обучать по специальностям «гидротехническая мелиорация», «гидромелиоративные системы», «растениеводство на орошаемых землях», «сельскохозяйственное строительство и производство материалов», «механизация гидромелиоративных систем», «водоснабжение и канализация», «экология и безопасность жизнедеятельности», «экономика водного хозяйства», «землеустройство и кадастр», «метеорология и климатология», «мелиоративная география». Ветеран рассказывает, что ему пришел ответ из Министерства науки и образования РК, в котором говорилось, что создание нового учебного заведения по подготовке специалистов узконаправленного обучения требует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета, и его предложение о создании Водной академии министерством приняты к сведению. В тот момент, когда Г. Зарубаев почти потерял надежду, выпускники гидрофака 1973 года пригласили его на встречу. Это было в августе прошлого года. - Знаете, 90 процентов выпускников работали в системе водного хозяйства. Я попросил их написать коллективное письмо Президенту страны с предложением о создании Водной академии. Под коллективным обращением подписался 21 человек. В ответе на письмо, полученном через пару месяцев, говорилось о том, что Министерство водных ресурсов и ирригации считает целесообразным рассмотреть вопрос о создании отдельного вуза, где будут готовить специалистов по специальностям «гидротехническое строительство и сооружение», «мелиорация и орошаемое земледелие», «водоснабжение и водоотведение», «управление водными ресурсами», «гидротехническая мелиорация», «автоматизация и управление технологическими процессами в водном хозяйстве», «гидроэнергетические объекты на ирригационных системах», «инновационные технологии и их использование в водном хозяйстве», «механизация гидромелиоративных работ», «экономика водного хозяйства». - К этому списку специальностей я бы добавил также «экология и безопасность жизнедеятельности», «землеустройство и кадастр», «метеорология и климатология», «мелиоративная география», «сельскохозяйственное строительство и производство материалов». Время мчится быстро, но уходящему старшему поколению водников почти никто не приходит на смену. Раньше на гидрофак ДГМСИ набирали по 225 человек, сейчас такого количества студентов-водников нет даже во всех 10 вузах страны. Я с уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день в стране почти не осталось опытных специалистов водного хозяйства. Чтобы это исправить, необходимо создать в каж­дом регионе управления оросительных систем, где бы были отделы водопользования, ремонтно-строительные, мелио­ративные и вспомогательные службы. И обязательно - наличие специализированной техники. Необходимо, чтобы Министерство науки и высшего образования выделяло больше грантов для обучения по специальностям в сфере гидромелиорации. Надо гидротехников включить в госпрограмму «С дипломом - в село!», - считает Габбас Зарубаев. К слову, в стране действуют Научно-исследовательский институт водного хозяйства, Институт гидрогеологии и гео­экологии имени У. М. Ахмедсафина, Институт географии и водной безопасности, которые занимаются научным обеспечением эффективного управления и рационального использования водных ресурсов. Подготовка кадров в водной отрасли осуществляется по направлениям «Водные ресурсы и водопользование» и «Водное хозяйство» в 10 высших учебных заведениях. В целях подготовки кадров для развития водной отрасли на 2022-2023 учебный год по направлениям «Водные ресурсы и водопользования» и «Водное хозяйство» было выделено всего 146 грантов.

Лола НУРМАТОВА, фото автора

Самые читаемые статьи недели: