Как улучшить качество государственных услуг
Заседание межведомственной рабочей группы по вопросам государственной службы при департаменте Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан по Жамбылской области состоялось в минувшую пятницу. На нем обсуждался ряд актуальных вопросов, в частности, обнародованы нарушения законодательства в деятельности государственных органов, выявленные департаментом по результатам мониторинга за истекший период 2024 года, а также результаты мероприятий внутреннего контроля качества государственных услуг. Речь шла и о проблемных вопросах, возникающих при оказании услуг в сфере образования и о качестве оказания государственных услуг филиалом АО «Государственный фонд социального страхования». По первому вопросу выступила главный специалист отдела государственной службы департамента Гульмира Сейдуалиева. Она рассказала, что внешний мониторинг качества результатов оказания государственных услуг осуществляется департаментом через информационную систему «Е-лицензия». Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 5 Закона «О государственных услугах», поставщики услуг обязаны оказывать государственные услуги в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими порядок оказания государственных услуг. С начала текущего года выявлено 214 нарушений, в частности, 88 из них связаны с услугами регистрации, 11 - с несоблюдением порядка прохождения государственной службы; 14 - с несоблюдением внутреннего распорядка в рабочее время; 80 случаев неправильно мотивированного отказа в предоставлении услуг; шесть - с несоблюдением условий отказа; 15 - с оказанием государственных услуг при неполном комплекте документов. Докладчик отметила, что чаще всего нарушения выявлялись в сферах земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и так далее. По второму вопросу главный специалист департамента Талгат Тилеукеев рассказал, что на первый квартал 2024 года местными исполнительными органами было запланировано 29 мероприятий по внутреннему контролю. Проведено 10 проверок с привлечением специалистов департамента Агентства по делам государственной службы РК по Жамбылской области, выявлено 225 нарушений. В результате внутреннего контроля в местных исполнительных органах выявлено 260 нарушений, разработано и полностью реализовано 60 рекомендаций по устранению нарушений. Так, обнаружились факты оказания государственной услуги при отсутствии полного комплекта документов, предусмотренных утвержденным стандартом; истребования документов, не предусмотренных утвержденным стандартом; нарушения порядка оказания государственной услуги. Имел место случай, когда «забыли» направить на курсы подготовки ответственных специалистов по оказанию государственных услуг. Руководитель отдела образования города Тараза Раушан Кожамжарова сделала акцент на цифровизацию и отметила, что с января 2025 года будет реализована государственная услуга по приему документов для присвоения квалификационных категорий педагогам и для прохождения процедуры подтверждения в соответствии с требованиями правила «Утверждение правил и условий аттестации учителей» на веб-портале «Электронное правительство» eGov.kz. В настоящее время управление образования акимата области проводит информационно-разъяснительную работу по внедрению в 2025 году «Платформы учителя». Также Р. Кожамжарова рассказала, что в управление образования поступило много жалоб от родителей по поводу очередей в дошкольные организации. По ее словам, неудобства с продвижением очереди связаны с постоянными изменениями в методике учета вакантных мест. С мая 2019 года на сайте «EDUgarden.kz» данные виды услуг были автоматизированы, но с 30 декабря 2021 года в связи с полным закрытием сайта «EDUgarden.kz» оказание государственных услуг по направлениям в дошкольные организации переведено в бумажный формат. В целях автоматизации данного вида государственной услуги в августе 2023 года проведена работа по созданию единой базы дошкольных организаций для учета очередности. Данные по городу Таразу переданы в управление образования Жамбылской области для создания единой очереди. Сегодня государственная услуга автоматизирована через платформу iac.kz. Из доклада директора филиала АО «Государственный фонд социального страхования» по Жамбылской области Нурахмета Искакова видно, что социальная политика нашего государства с каждым годом расширяет сферу ответственности. В частности, с принятием Социального кодекса 1 июля 2023 года в системе социального страхования появилась новая категория - личные помощники, сопровождающие инвалидов первой группы, испытывающих трудности с самостоятельным передвижением, а с 1 января 2025 года в систему учета будут включены физические лица, получающие доход по договорам гражданско-правового характера. Таким образом, для поддержания социальных реформ важны своевременные социальные отчисления. В законодательстве фиксированная ежемесячная ставка социальных отчислений в размере 3,5 процента от дохода работника установлена с конкретными пределами - не менее одного минимального размера оплаты труда и не более семи процентов. То есть в 2024 году минимальная ежемесячная сумма социальных трансфертов составит 2975 тенге, а максимальная - 595000 тенге. Также спикер рассказал об услугах, которые фонд предоставляет дистанционно и озвучил свои предложения по оптимизации процесса начисления и выплат пособий.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="78416,78417,78418,78419"]